Три версии одного события
«Рига 1980 год. Белоусов Михаил Иванович, родился в 1922 году. В 1943 году 12 июня при налете фашистской авиации на гор. Горький ночью на самолете-истребителе РА-5, в воздушном бою, израсходовав весь боекомплект, таранил фашистский самолет Хе-111 (отрубив ему хвостовое оперение, руль глубины с триммером, руль поворота и киль).
Михаил Иванович подвиг совершал на низкой высоте и сам погиб, но не дал фашистам сбросить бомбы на город. За подвиг награжден орденом «Красной Звезды».
Фото выслала его сестра Валентина Ивановна Заикина бывшему командиру ее брата полковнику в отставке Меньшову Евграфу Петровичу в 1973 году. 29.09.80». Кто писал эти строки установить, не удалось, но информация заинтриговала, и начался поиск.
В книге М. В. Зефирова Н. Н. Баженова и Д. М. Дегтева «Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО» приводятся такие сведения: «В статье С. Макаренко «Враг над городом», опубликованной в газете «Ленинская смена» 18.02.1969 г., было написано следующее: «Набрав заданную высоту, Михаил приступил к поиску. Вдруг впереди появились голубоватые светлячки. Поравнявшись с ними, Михаил увидел, что это выхлопы двухмоторного самолета. Сомнений не было, тяжело груженный фашистский стервятник идет бомбить Горький… Белоусов открыл огонь из пушек. Но очередь не достигла цели. Летчик повторил атаку. Снова неудача. А земля все ближе. Не теряя из поля зрения „Хейнкеля“, Михаил опять нажал на гашетку. Пушки молчали: боеприпасы кончились. Что делать? Летчик принимает решение – идти на таран. Удар пришелся по верхней части хвостового оперения, Хе-111 рухнул вниз».
Далее в сноске к книге приводится такая информация: «Через 15 лет об этом же таране в той же газете писал журналист В. Федоров. Согласно его «сведениям», Белоусов, «расстреляв весь боезапас, на малой высоте ударил винтом „Хейнкель-111“. Летчику не хватило высоты, чтобы покинуть свой поврежденный самолет, и он погиб».
“Хейнкель“ – многоцелевой самолет. Он использовался в Германии и как бомбардировщик, как транспортник и как самолет десанта. Дальность полета около 2800 км. Поэтому на всем протяжении маршрута над территорией нашей страны сопровождение истребителями люфтваффе становилось невозможным, и в основном бомбардировщики летали на задание в темное время суток. М.И. Белоусову, как и другим пилотам, приходилось вести ночные бои.
Продвинутый молодой читатель должен задать естественный вопрос: «Почему летчик не воспользовался радиолокатором?». Их в то время на самолетах не было и приходилось обходиться лишь зрением.
Итак, имеется три версии одного и того же события. Какая из них соответствует истине?
В Интернете обнаружил информацию обо всех таранах, совершенных нашими летчиками, но в перечне не было фамилии Белоусова.
Далее в книге «Свастика над Волгой..." читаем: «Атаке ночного истребителя подвергся также «Хейнкель» обер-фельдфебеля Людвига Хафигхорста из 5./KG27. Вскоре после сброса бомб бортстрелок и бортрадист одновременно заметили советский самолет. Пилот Людвиг Денц сразу отвернул влево, в результате истребитель проскочил мимо, после чего по нему открыл огонь борт-стрелок унтер-офицер Бласс. «Подбитый самолет повернул в сторону. Откуда-то снизу у него вырвалась струя пламени, и, упав на землю, он взорвался», - вспоминал Хафигхорст. Сбитым истребителем, вероятно, был Ла-5 старшего лейтенанта Михаила Белоусова. Увидев перед собой немецкий бомбардировщик, летчик передал по рации, что идет на таран, после чего связь с ним оборвалась.
Примечательно, что хотя в действительности никто из советских пилотов не видел обстоятельств гибели Белоусова, во многих послевоенных публикациях ему приписывали таран немецкого бомбардировщика».
Как-то не совсем этично выразили свои мысли авторы книги, что «ему приписывали таран немецкого бомбардировщика». Но разве это уменьшает подвиг летчика, решившего идти на таран и погибшего?
Сталинские соколы
Этот случай позволил вспомнить другие примеры из военной истории.
Имеются сведения, что «в ночь с 7 на 8 июня 1943 года старший лейтенант Борис Сергеевич Табарчук из 722-го иап ПВО таранил над Горьким вражеский бомбардировщик. Свой поврежденный истребитель Табарчук посадил на аэродром. Однако не погиб и немецкий самолет. Не-111 из 5./KG4 (5J+KN) смог долететь до Орла и благополучно сесть на аэродром. Этот эпизод не найден в архивных документах, но приводится в послевоенной истории 4-й бомбардировочной эскадры «Генерал Вевер».
В перечне подбитых самолетов в атаке на Горький этот самолет имеется, но неизвестна степень его повреждения.
На сайте Солдат.ru в списке не нашел и фамилии Б.С. Табарчука. Дано примечание, что в представленный перечень не включены имена членов летных экипажей, на которых отсутствуют точные данные.
Считается, что во время Великой Отечественной войны советский летчик Виктор Талалихин произвел более 60 боевых вылетов. 7 августа 1941 года он совершил первый в истории авиации ночной таран вражеского бомбардировщика. За этот подвиг Талалихин был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Вскоре Талалихин был назначен командиром эскадрильи, ему было присвоено звание лейтенанта. 27 октября 1941 года Виктор Талалихин погиб в неравной схватке с фашистскими истребителями.
Имеются сведения, что «только позднее стало известно, что у Талалихина был предшественник - в ночь на 29 июля 1941 года летчик-истребитель 28-го ИАП Пётр Васильевич Еремеев на самолёте МиГ-3 таранным ударом сбил вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88». Он погиб 2 октября 1941 года в воздушном бою. В сентябре 1995 года Еремеев за мужество и воинскую доблесть посмертно удостоен звания Героя России.
Первый же в истории ночной таран был произведен русским летчиком Евгением Степановым, который 28 октября 1937 года в Испании в небе над Барселоной на самолете И-15 сбил при помощи таранного удара итальянский бомбардировщик «Савойя-Маркетти» S.M.81».
Таран не предусмотрен воинским уставом
Самым известным в нашем городе стал Петр Иванович Шашурин - старший лейтенант, зам. командира эскадрильи 722 иап., который 27 июля 1942 г. в районе города Горького таранил вражеский бомбардировщик. Самолет МиГ-3 от удара сильно пострадал и упал в районе берега Оки. Летчик приземлился на парашюте.
Второй таран Шашурин совершил 27 декабря 1942 г. под Сталинградом. Указом от 14 февраля 1943 г. присвоено звание Героя Советского Союза.
Авторами книги делается несколько замечаний к этим событиям: «Следуя примеру других городов Поволжья, обломки «Юнкерса» через несколько дней были извлечены из болота, доставлены на грузовиках в Горький и размещены для всеобщего обозрения на площади Минина и Пожарского 9 августа этого же года.
Весть о первом сбитом в горьковском небе самолете быстро облетела всю область. Как-никак уже прошло девять месяцев с первых бомбежек, а части ПВО до сих пор не смогли оказать отпор противнику. Во многих источниках, чтобы подчеркнуть значимость подвига Шашурина, указывалось, что он сбил не разведчик, а «бомбардировщик, летевший бомбить заводы Горького», что является чистейшим вымыслом». В разговоре с А.В. Кессель о статье выяснил, что она видела останки самолета на площади, куда они ходили всем классом.
В Великую Отечественную войну, воздушный таран не был предусмотрен воинским уставом, какими-либо наставлениями или инструкциями и советские лётчики прибегали к этому приёму не по приказу командования.
Газеты про бомбежки не писали
Но за каждым отдельным подвигом летчика стоит массовый героизм автозаводцев. Они совершили не только физический подвиг, но и душевный: хоронили родных и близких и восстанавливали родной завод! В горьковских газетах того периода я не нашел ни единой строчки (!), сообщавшей о налете фашистской авиации и превратившей автозавод в руины.
Необходимо отметить, что в этот трагический период в город приехала комиссия членов Политбюро и министров, которая не только оценила масштабы разрушения, но и обеспечила восстановление предприятия.
Приезжал и Л.П. Берия. Об этом факте довелось узнать лишь из одной книги по истории завода, где фиолетовыми чернилами была закрашена его фамилия, но прочитать удалось. Это событие авторами описывается так: «Утром 5 июня о налете германской авиации на Горький стало известно Сталину. Узнав о разрушении главного конвейера ГАЗа, вождь пришел в ужас и тут же лично от руки, что было неслыханным случаем, написал постановление ГКО № 3524, в котором приказал немедленно сформировать комиссию по расследованию причин невыполнения задач Горьковским корпусным районом ПВО. В ее состав были включены глава НКВД Л.П.Берия, шеф НКГБ В.Н.Меркулов, секретарь ЦК ВКП(б) А.С.Щербаков, председатель Моссовета В.П.Пронин и командующий ПВО территории страны М.С.Громадин. Уже сам состав комиссии говорил о том, какое значение руководство страны придавало Горькому и его военным предприятиям.
Председателем комиссии, естественно, был назначен Берия, так что кое-кому следовало ждать грозы.
Заместитель наркома строительства К. М. Соколов по приказу Сталина уже 5 июня прилетел в Горький, чтобы лично руководить разработкой мероприятий, необходимых для восстановления завода. Приехав на ГАЗ, Соколов был поражен увиденной картиной разрушений. Механосборочный и литейный корпус №1 были практически уничтожены. Было ясно, что в короткие сроки все это не восстановить».
В примечании к книге дается пояснение: «В послевоенные годы распространилась легенда, что якобы комиссию возглавлял Щербаков, а Берия был послан в Горький вроде как «инкогнито». Вероятно, это было связано с хрущевской конъюнктурой развенчания культа личности, когда роль Берии в руководстве страной всячески принижалась».
Также имеются сведения, что «в ночь с 4 на 5 июня 1943 г. на Горький и прилегающие объекты были сброшены 224 т бомб всех калибров. При этом служба МПВО зафиксировала падение 433 фугасных и 306 тяжелых зажигательных бомб, в т.ч. около 500 попаданий в ГАЗ и его жилые поселки. На станцию Кудьма Казанской железной дороги немцы сбросили 25 фугасных бомб весом от 50 до 500 кг».