“Если ты умеешь строить корабли – сумеешь построить всё"

Выпускников факультета морской и авиационной техники НГТУ ждут работы по освоению Арктики

Факультет морской и авиационной техники (ФМиАТ) НГТУ имени Р.Е.Алексеева уникальный в своем роде. В чем его главная особенность? А в том, что нет больше таких учебных подразделений, где бы готовили специалистов сразу для двух крупных направлений – авиации и кораблестроения одновременно. Об особенностях учебы, востребованности выпускников на рынке труда и научных достижениях факультета корреспонденту “МК в Нижнем” рассказал декан, кандидат технических наук Сергей Хрунков. 

Выпускников факультета морской и авиационной техники НГТУ ждут 
работы по освоению Арктики
Испытания ледокольной платформы на воздушной подушке.

Корабел и авиастроитель за одной партой

– Сергей Николаевич, как удается готовить специалистов сразу для двух таких разных отраслей, как кораблестроение и авиация?

– Действительно, во всем мире специалистов по этим направлениям готовят различные учебные заведения. У нас в одном подразделении объединились две мощнейшие научные школы: авиационная и морская. И за одной партой могут сидеть парни, ходившие летом под парусами, и девушки, только вернувшиеся с авиационной выставки МАКС из Жуковского или приехавшие с аэрокосмической декады в Крыму. Но, вы знаете, ни сотрудников нашего факультета, ни самих студентов такое соседство нисколько не тяготит, а, наоборот, скорее обогащает. Мы сотрудничаем с ведущими вузами страны как по одному, так и по другому направлению. У нас сложились прекрасные отношения с Казанским техническим университетом им. А.Н.Туполева, Московским авиационным институтом (МАИ), Харьковским авиационным институтом и другими вузами. Точно так же и в области судостроения. Активно сотрудничаем с Санкт-Петербургским морским техническим университетом, с Астраханским, Дальневосточным, Калининградским техническими университетами. И наши преподаватели участвуют в мероприятиях как корабельных, так и авиационных вузов точно так же, как и студенты.

Иногда можно услышать мнение, зачем куда-то ездить. Сегодня у всех есть компьютеры, вышел на нужный сайт и посмотрел все картинки. Но это будет совсем не то. В Интернете ты не можешь залезть в кабину самолета, посмотреть, как там все устроено, как выглядит навигационная панель или механизация крыла, потрогать закрылки. И главное, ты не можешь пообщаться с людьми, которые создавали эту технику. А ведь на выставках студенты знакомятся не со вчерашним, а с завтрашним днем мировой авиации.

Что касается аэрокосмической декады в Крыму – это молодежная конференция, где наши студенты выступают с докладами. Многие работы очень сильные, сразу привлекают внимание специалистов. Например, на последней декаде наши ребята представляли свои наработки в области визуализации потоков воздуха в аэродинамической трубе.

– Мне нравится главный принцип в подходе к образовательному процессу, который выбрал НГТУ имени Р.Е. Алексеева – “Образование через науку”…

– И у нас на факультете он неукоснительно выполняется. Нашему профессорско-преподавательскому составу приходится вести огромный объем научно-исследовательских работ. Наши научные лаборатории имеют загрузку на годы вперед.

Вы знаете, что один из главных вызовов последнего времени для нашей страны – освоение шельфа арктических морей? Интересы российского государства в освоении северного региона хорошо известны и понятны. Они постоянно освещаются руководителями страны. Так, морская коллегия при Правительстве РФ под председательством вице-премьера Дмитрия Рогозина в конце декабря прошлого года других вопросов, кроме проблем освоения Арктики, вообще не рассматривала.

И сейчас определены пути основ реализации государственной политики в Арктике до 2020 го-да и далее. В стране развернуты работы по созданию ледовой техники, позволяющей осваивать арктической шельф. Строятся ледоколы. Не остается в стороне от решения этих проблем и наш факультет. В рамках стратегического развития НГТУ мы ведем собственный проект “Комплекс мероприятий по освоению арктических и внутренних водных путей России”. Для этого закуплено уникальное оборудование – специальная климатическая камера, позволяющая исследовать свойства ледяного покрова и особенности взаимодействия судов со льдом не только в зимнее, но и в летнее время. Кроме этого, у нас имеется специальный бассейн открытого типа, в котором ведутся работы. Он, кстати, признан Министерством образования РФ уникальным научным оборудованием. ­­И к нам поступает очень много заказов на проведение в нем научно-исследовательских работ как от нижегородских предприятий, так и из других регионов.

Российская академия наук заключила с НГТУ договор о создании на нашем факультете базовой лаборатории Академии наук “Экспериментальная механика”. Вузу уже передали оборудование на сумму более 8 млн рублей. С января мы на нем работаем. Для создания бесперебойной работы в жестких арктических условиях тепловых двигателей потребовалось создание систем зажигания двигателей, работающих на новых принципах. Нам удалось применить лазерное зажигание. (“МК в Нижнем” рассказывал об этой разработке ученых в прошлых номерах. – Авт.)

НГТУ является участником программы инновационного развития Объединенной авиационной корпорации (ОАК). Мы ведем совместные научно-исследовательские работы с “ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова”. Только в двух лабораториях страны можно проводить ледовые испытания: у нас и в ЦНИИ.

В проведении всех этих исследований самое активное участие принимают студенты. И как результат – успешное участие со своими работами в различных студенческих конкурсах.

Через пять лет спрос будет еще больше

– Сергей Николаевич, сейчас сложилась уникальная ситуация для выпускников технических специальностей. Их практически невозможно увидеть на бирже труда.

– Судьба технического специалиста сегодня очень интересная: не работодатель выбирает себе квалифицированного техника, а квалифицированный техник выбирает работодателя, который может предложить ему наиболее достойные условия. Помните, в советские времена говорили: “Если ты умеешь строить корабли – сумеешь построить все”. То же самое в полной мере относится и к авиастроителям. Поэтому наших выпускников ждут в самых разных сферах.

Решение задач по исследованию арктического шлейфа требует наличия высококлассных специалистов по самым разным отраслям, не только в кораблестроении. Это и специалисты в области тепловой энергетики, местной и общей прочности, специалисты в самолето- и вертолетостроении, в области трубопроводного транспорта, газо- и нефтепродуктов. И всем этим специальностям мы уделяем самое пристальное внимание. Так, в этом году открыт прием на первые курсы бакалавриата и магистратуры по направлению “Нефтегазовое дело”.

В ОАО “Гипрогазцентр” создана базовая кафедра НГТУ “Проектирование и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ”. На наших выпускников очередь, и естественно, что в первую очередь ребята идут на те предприятия, где они будут обеспечены интересной работой на многие годы. В первую очередь это структуры “Газпрома”, ОКБМ “Африкантов”, заводы “Теплообменник”, “Сокол”. У нас нет выпускников, которых мы не можем трудоустроить. К сожалению, у нас есть запросы работодателей, которые мы не можем удовлетворить, так как не хватает выпускников.

Прием и подготовку студентов на нашем факультете курируют на самом высоком уровне в Правительстве РФ.

Мы участвуем в реализации государственного плана по подготовке специалистов для предприятий военно-промышленного и оборонного комплекса. Наш вуз входит в число базовых и опорных вузов государственных корпораций: объединенной судостроительной и объединенной авиастроительной корпораций (ОСК и ОАК). Задания по подготовке студентов мы получаем непосредственно от этих корпораций. ФМиАТ является лидером НГТУ по количеству целевиков.

– Но не получится ли так, что востребованность в технических специалистах в ближайшие годы будет удовлетворена и сегодняшних абитуриентов уже не будут ожидать такие радужные перспективы?

– Я уверен, что через пять лет техник будет востребован еще больше. Кроме этого, некоторые компании уже сегодня ощущают потребность в специалистах сразу с двумя техническими дипломами. Например, с просьбой о подготовке таких профессионалов обратилась к нам КБ “Вымпел”. Им нужно, чтобы специалист был сразу и корабелом, и электриком. Мы обеспечили такую подготовку. С этого года они просят также специалистов в области кораблестроения и трубопроводного транспорта. С сентября мы начинаем готовить профессионалов по этим двум направлениям.

Так что, поверьте, спрос на грамотных инженеров, которые могут решать поставленные перед ними задачи, с каждым годом будет только расти. И здесь ключевое слово “грамотных”. Если студент хочет быть успешным, он должен учиться с интересом к выбранной профессии. Не нужно бояться, что техническое образование так сложно получить. Если он смог стать студентом Политеха, он сможет хорошо учиться. Но при условии, что ему это интересно. А мы, в свою очередь, сделаем все возможное, чтобы этот интерес пробудить и поддержать. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру