Приступить к ликвидации

Знаменитые свалки: «Белое море», «Черная дыра», «Игумново». Насколько «безопасно» их закроют?

Новость, которая не может не радовать – и об этом стало известно недавно - Нижегородская область в 2013–2015 годах должна получить из федерального бюджета около 3 млрд руб. на ликвидацию экологического ущерба в Дзержинске. Это результат Госсовета 2011 года. Доля софинансирования области составит 20% плюс средства предприятий.

Уборка наших старых и опасных помоек, про которые знает вся Европа, безусловно, сыграет положительно на имидж области, инвестиционный климат. И про Дзержинск уже никогда нельзя будет сказать, что это один из грязных городов в России. 

Знаменитые свалки: «Белое море», «Черная дыра», «Игумново».
Насколько «безопасно» их закроют?

Деньги в отходы

Конечно, здорово, что регион сумел представить в Правительство РФ обоснования для выделения денег, и подготовительные работы уже начались.

Однако у ряда депутатов Законодательного Собрания, особенно из Дзержинска, вызывают вопросы и проекты по ликвидации свалок, и отдельные подрядчики. При этом сроки исполнения президентского задания уже откровенно «плывут».

По ФЗ №94 заказчик обязан проводить конкурсы, но его зачастую выигрывают организации, предлагающие меньшую цену. Однако к таким уникальным объектам промышленных и бытовых отходов, которые существуют в Дзержинске (и на которых можно защитить не одну диссертацию), нельзя подходить формально, опираясь только на «дешевизну» исполнения заказа, считает заместитель председателя парламента Александр Табачников.

Как бы потом не пришлось ликвидировать ущерб от ликвидации ущерба.

Зоны для диссертаций

Говорят, признанный российский авторитет в сфере утилизации отходов Адам Гонопольский, профессор Московского государственного университета инженерной экологии, часто в своих лекциях приводит примеры дзержинских свалок - как это нельзя делать. Уж очень яркие и показательные примеры, но таковы были советские времена, когда все работало на большую промышленность и о природе думали слабо.

По итогам памятного июньского 2011 года президиума Госсовета РФ под председательством Президента Д.Медведева, когда он своими глазами увидел и даже сфотографировал шламонакопитель «Белое море» (фото Д.Медведева ), был дан ряд поручений Правительству РФ совместно с правительством Нижегородской области.

А именно, принять меры по ликвидации и подготовке проектов ликвидации:

- полигона твердых бытовых отходов «Игумново»;

- полигона глубинного захоронения в недрах промышленных сточных вод и неорганизованной свалки промышленных отходов «Черная дыра» («Оргстекло»);

- шламонакопителя «Белое море» (завода «Капролактам», а потом «Сибур-Нефтехима»);

- химически загрязненных инфраструктурных объектов на территории «Корунда».

В 2012 году в область уже пришли межбюджетные трансферты в размере 150 млн рублей.

И за три года на эти цели будет выделяться примерно по миллиарду рублей из средств федерального, областного и местного бюджетов.

Президентское задание

О том, как исполняется поручения, рассказала замминистра по экологии и природопользованию Наталья Мочалина.

Первоначально, заметим, на «уборку» одной из крупнейших свалок Европы - Игумновской - ставилась задача привлечь средства по Киотскому протоколу, но потом выяснилось, что это невозможно.

И бюджетные деньги - 150 млн рублей поступили только в прошлом году. Начался первый этап рекультивации "Игумново" (устройство эксплуатационной дороги, ограждение). По результатам торгов заключен контракт с «Нижегородавтодор» (на 64 млн руб).

Однако выяснилось, что объем накопленных ТБО больше, чем планировалось (из-за того, что свалку закрыли позже), и потребовалась корректировка проекта, в частности, высоты дороги.

Компания, которая будет заниматься непосредственно рекультивацией полигона ТБО "Игумново", должна определиться позже.

Проект, разработанный институтом "Чувашгипроводхоз", предусматривает формирование тела полигона (что было начато), обустройство гидроизолирующего саркофага по поверхности, создание экобарьера для предотвращения распространения загрязнения через подземные воды.

- Отходы собираются, закрываются слоем грунта, геомембраной, - пояснила Н.Мочалина. - Сверху высевается растительный слой почвы, устанавливаются вытяжки, патрубки, чтобы предотвратить горение. По периметру делаются отводы, скважины, куда засыпается абсорбент, чтобы защитить грунтовые воды, потому что полигон подтопляемый.

Заметим, по решению суда уже в 2013 году на облагороженной бывшей свалке (площадь складирования – 41 гектаров и отходов - 4,55 миллионов кубометров) уже должна была зеленеть травка. Теперь срок сдвигается на 2015 г. Стоимость всех мероприятий составит 976 млн рублей.

На полигоне глубинного захоронения промстоков ОАО «Оргстекло», по словам замминистра по экологии, решено только затампонировать скважины, по которым в грунт закачивались жидкие промотходы (хлористый натрий, соли аммония, азот органических соединений, циан-ион). И оставить все это хозяйство в системе мониторинга.

- Сейчас заканчивается проектирование. В прошлом году электронный аукцион на подготовительный этап работ (около 30 млн рублей) выиграл «Нижегородавтодор», - рассказала Мочалина.

Другая «знаменитая» свалка жидких и пастообразных отходов - «Черная дыра» - того же «Оргстекла» потребовала глубокого исследования (фенолсодержащие органические соединения).

Сформировано задание по изучению состава и анализу объема накопленных отходов. Право его провести выиграл саратовский «Экорос» (20 млн руб). Второй этап - проект «по ликвидации» и сама ликвидация свалки.

- По «Черной дыре», - говорит замминистра, - планируется «выжигание» отходов с высокой степенью очистки выбросов. Потребуется разработать уникальную установку именно под этот состав отходов. Но конкретного проекта по этому объекту пока нет, есть научные исследовательские разработки, и началась закупка оборудования.

Шламонакопитель «Белое море», который был на балансе «СИБУР-Нефтехима», передали Дзержинску, чтобы можно было расходовать средства федерального бюджета. «СИБУР» также выделит на рекультивацию около 240 млн рублей. В «Белое море», которому в 2013 году исполняется 40 лет, сбрасывались жидкие отходы производства окиси этилена от процесса очистки рассола хлористого алюминия, ацетилена, трихлорэтилена.

Первый этап по насыпным работам (40 млн рублей) выиграла компания «Максстрой» из Н.Новгорода, и, по словам Мочалиной, выполнила работы в полном объеме.

А вот на уборку промышленных отходов ОАО «Корунд» (демонтаж и утилизацию корпусов) трансфертов получить не удалось. Само предприятие не проявляло активности по предоставлению технологии утилизации, объясняют чиновники.

Уберем за меньшую цену?

Правда, вся эта проделанная под контролем минэкологии работа не впечатлила депутата из Дзержинска Сергея Лескова.

- Как же так, - поинтересовался он, - уже два года, как дано поручение Президента, и давно должны были приступить к ликвидации. Но в Дзержинске до сих пор не ведутся работы. А почему? Кто стоял за формулированием техусловий?

- По полигону «Игумново», - продолжил Лесков, - работы начали и бросили, потому что проект не соответствует жизни, потребовалась корректировка. Только летом, нам обещают, что начнутся работы. Значит, нижегородцы опять будут задыхаться? Это ведь не только проблемы Дзержинска!

Мочалина заверила, что сроки по «Игумново» поставлены жесткие, изменения в проект будут внесены, и сразу начнутся работы:

- Нет опасений, что на полигоне ТБО возникнут загорания, поскольку объект охраняется, контролируется. По «Белому морю»: как только будет известно, когда деньги поступят из центра, объявят аукционы. Мы постараемся сразу выбрать подрядчика, чтобы не проводить торги каждый год.

Кому доверим миллиарды?

-Между тем, есть сомнения в профессионализме выигравших конкурс фирм и проектировщиков, - говорит Лесков, - компания, которая вообще-то дороги делает, сразу начала в Дзержинске искать субподрядчиков, потому что, говорят, это не наша специфика - ликвидация шламонакопителя…

Более того, Лесков продемонстрировал техническое заключение на проект Чебоксарского филиала НПЦ «Эталон» по ликвидации шламонакопителя «Белое море», которое сделали уже в нашем ННГАСУ (коллектив под руководством профессора В. Соболя, начальника УНИИПР к. т.н. Д.Монича. Данные есть в распоряжении «МК в Нижнем»).

Там сказано, что «проект консервации шламонакопителя выполнен с многочисленными нарушениями законодательства РФ, действующих строительных норм и правил, реализация такого проекта недопустима. Нужна его полная переработка». Убийственный вывод! В ННГАСУ отказались от комментариев, а жаль, надо бить в колокола, если проект действительно угрожает экологии.

- Может быть, - оговаривается депутат Лесков, - это частное мнение ученых, но нужно посмотреть, есть ли соответствующая лицензия у фирмы, которая этот проект делала.

А между тем, этот проект прошел госэкологическую экспертизу в Росприроднадзоре по ПФО.

- Но они же все сидят! – восклицает Лесков, имея в виду бывшее руководство ведомства, фигурантов недавно заведенного уголовного дела по взяткам.

Действительно, непонятная история. Возможно, этот проект уже попал в поле зрения правоохранителей. На сайте Росприроднадзора сказано, что документы по «Белому морю» изъяты.

(По «Белому морю» предполагается консервация шламонакопителя, прекращение химстоков, осушение, ограждение, ремонт гидротехники, барьеры, укрепление дамб рекультивация, мембрана. Хотя было три варианта ликвидации).

- А по проекту ликвидации «Черной дыры», - доложил депутатам С.Лесков, - заключение на проект «Экороса» (организации из Саратова) делал наш политех. Там ученые говорят, что сжигание содержимого не допустимо! Поскольку в отходах «Черной дыры» присутствует хлорорганика, и это может привести к экологической катастрофе вплоть до гибели людей!

- Мы консультировались с профессором Адамом Гонопольским, - говорит на это Наталья Мочалина, - он предлагал рассмотреть и биологический способ уничтожения отходов, но мы выбрали все же сжигание.

Может, объявить «ЧС»?

- Надо тщательней контролировать условия конкурса, чтобы ликвидацией экологического ущерба занимались специализированные компании, - уверены большинство комитетчиков.- А сейчас все заняты тем, как бы освоить эти бюджеты…

Заместитель спикера Заксобрания Александр Табачников вообще предложил минэкологии подумать, над тем, чтобы объявить чрезвычайную ситуацию на этих объектах, чтобы не выбирать фирмы-подрядчики по конкурсу ФЗ №94, а пригласить авторитетные организации, институты.

- Все эти промзоны являются уникальными объектами, - говорит Табачников, -

в мире таковых единицы, и понятие «низшая цена» в такой ситуации сомнительно применять. Нельзя просто бульдозером здесь работать. Надо подумать не только о том, как соблюсти ФЗ№94, но и как безопаснее уничтожить экологическую угрозу. Нужно неформально подойти к этим работам.

- Это же все-таки экология, может, все-таки дополнительные требования предъявлять подрядчику? -поддерживает коллег Сергей Зуденков.

- Мы должны понимать, что таких больших денег на утилизацию из центра нам не дадут, - говорят законодатели.

Представитель минэкологии пообещала рассмотреть и учесть в торгах более жесткие требования к исполнителям заказов.

- Сложившаяся экологическая проблема касается не только Дзержинска, Нижегородской области, но имеет общероссийский масштаб, - подвел итог председатель комитета по экологии и природопользованию Александр Назаренков. - Рекультивация – очень сложный процесс, нужно грамотно к нему подойти. На ликвидацию экологического ущерба выделяют серьезные деньги, и необходимо их максимально эффективно освоить. В Законодательном Собрании будет создана рабочая группа. Проекты ликвидации "Черной дыры", "Белого моря", "Игумново" депутаты возьмут под особый контроль. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру