Дурдом по правилам
Если как следует разобраться, то переполох случился из-за постановления Правительства РФ №354, вышедшего в свет в 2011 году и утвердившего Правила предоставления коммунальных услуг. Окончательно они вступили в силу как раз осенью этого года. Данный документ вводит не только ОДН, но и целый ряд новшеств, касающихся системы начисления платы за ресурсы, в том числе за электроэнергию. Основные изменения следующие:
* вносить плату за ресурс мы должны не позднее 10-го числа месяца, который непосредственно следует за расчетным. Ранее мы это делали спустя месяц, то есть, например, за август платили в октябре
* счета нам должны выставлять не позднее первого числа месяца, следующего за расчетным. То есть жировки за ноябрь должны принести в конце того же ноября
* потребитель сам должен снять показания и сам передать их в сбытовую компанию. И сделать это он обязан в период с 23-го по 26 число текущего месяца. Причем, нельзя по старинке занести данные в жировку или в специальную графу при оплате через терминал: платим-то мы теперь позже, чем передаем показания
* если абонент не передал показания счетчика вовремя, плату за свет ему начисляют исходя из среднемесячного объема потребления (его считают по показаниям за год, а если счетчик работал не весь год, то за три последних месяца)
* если абонент не может передать данные в Энергосбыт в течение трех месяцев, потребление ему начинают считать по нормативу.
Электронные ресурсы не выдержали
Первый вопрос, который встал перед потребителями 23 ноября: как успеть передать показания в течение четырех дней?
Нижегородцам, знакомым с Интернетом, вроде бы, проще: данные можно ввести прямо на сайте НСК www.nsk.elektra.ru или отослать по электронной почте svet@nsk.elektra.ru. Но Энергосбыт буквально на днях сменил адрес «электронки», причем, по новому адресу, как рассказывали наши читатели, данные отсылались с третьей-четвертой попытки. Что же касается сайта, то днем пятницы, 23 ноября, он принимать данные упорно не хотел, а к вечеру вообще перестал работать (в субботу его реанимировали, но проблема с передачей показаний осталась). В общем, электронные системы явно не справлялись с потоком желающих сообщить о сожженных киловаттах.
Что касается смс-сообщений (об этой новой услуге заявлено на сайте НСК), то они оказались платными (по цене обычных смс), и воспользоваться данным сервисом, видимо, мало кто захотел.
Большинство абонентов – пенсионеры, не знакомые с Интернетом и мало знакомые с мобильной связью. Для таких потребителей перед входами в абонентские пункты установили специальные желтые урны, куда надо кидать корешки с данными (их нужно отрезать сверху от квитанций). Однако в первые же часы пятницы ящики оказались переполнены, и пришедшие к месту «голосования» пенсионеры старались хоть как-нибудь засунуть свои корешки.
Дозвониться по телефонам «колл-центра» Энергосбыта в эти дни было весьма и весьма затруднительно.
Интересно, что в связи с данной ситуацией нижегородцы уже обратились к своим избранникам, и те (в частности, депутат Госдумы Вадим Булавинов) успели отреагировать. Глава НСК Василий Ситдиков даже написал в ответ Вадиму Евгеньевичу открытое письмо, в котором, в частности, отметил: «Мы также имеем ряд критических замечаний к некоторым положениям действующего законодательства».
Среднемесячный – как трехмесячный
Как выяснилось, многие нижегородцы не знали о том, что отправить показания счетчика в Энергосбыт в течение четырех дней надо было еще в прошлом месяце. Тем, кто этого не сделал, должны были насчитать «свет» за октябрь по среднемесячному объему потребления. Однако по факту у некоторых абонентов эта цифра оказалась чуть ли не в два раза больше, чем обычные месячные показания.
- Каждый месяц у нас нагорает по счетчику не более 200 киловатт, - говорит нижегородка Раиса Вершинина. - И вот нам октябрь посчитали «по среднемесячному» - оказалось, 654 киловатта. Это почти 3000 рублей! Откуда такие цифры? Это уже не среднемесячный, это трехмесячный объем получается!
Многострадальная строчка «ОДН» также ввела некоторых в недоумение. В отдельных случаях счет по ОДН превышает сумму, которую надо оплатить за индивидуальное потребление. При этом площадь квартиры у таких «счастливчиков» меньше, чем у тех, кому объем ОДН посчитали мизерный. А ведь по формуле выходит, что чем площадь меньше, тем меньше и плата за общедомовые нужды… При разборе ситуации в абонентских пунктах выяснилось, что в некоторых случаях Энергосбыт располагал неправильными данными об общей площади домов. А объем ОДН, согласно формуле, зависит не только от площади квартиры, но и от общедомовых «квадратов».
И, наконец, самое загадочное – появившаяся в квитках графа «задолженность на октябрь», которой озадачили даже тех, кто в предыдущие месяцы исправно платил. Цифры в этой графе варьируются от 0 до 500 рублей (при этом в графе «Итого к оплате» они не учтены). Откуда эта задолженность взялась и почему ее не надо оплачивать? В пресс-службе Энергосбыта призывают абонентов не переживать.
- Видимо, эта сумма (графа с задолженностью – Авт.) не попала в базу при формировании счета, но она, естественно, учтена. Поэтому если абонент исправно платил по счетам, то дополнительно ничего оплачивать не нужно, - сообщили в пресс-службе НСК. - За уточнением по состоянию своего лицевого счета можно обратиться по бесплатному телефону колл-центра (8-800-775-09-70), кроме 23-26 числа.
Алло!
В период с 3-го по 9 декабря приемная граждан губернатора и правительства Нижегородской области проведет горячую интернет-линию по теме оплаты электроэнергии, потребленной населением. Свои вопросы граждане могут направить и на горячую интернет-линию, размещенную на сайте правительства www.government-nnov.ru.
3 декабря с 10.00 до 12.00 по той же тематике будет проведена тематическая горячая телефонная линия. Телефоны горячей линии: (831) 419-74-33, 411-91-91, 439-10-22.