Впервые в мире

Судьба одного из крупнейших инвестиционных проектов в Нижегородской области под угрозой?

В прошлом году мы рассказывали о строительстве комплекса по производству гипсокартона в Павловском районе у деревни Гомзово. Напомним, что производство, и главное, сопутствующий ему гипсовый карьер вызвали немалые споры среди специалистов и обывателей.

Судьба одного из крупнейших инвестиционных проектов в Нижегородской области под угрозой?

Наконец, все разногласия были улажены, и губернатор Валерий Шанцев торжественно заложил первый камень в будущий завод. А потом…началась судебная вакханалия, которая никак не может закончиться: на землю в районе будущего карьера заявили претензии некие фермеры. Где они были раньше, непонятно. Вся эта история наглядно иллюстрирует, как в провинции предпочитают «взаимодействовать» с международным бизнес-сообществом.

«Гусятники» проснулись

Французская компания «Сен Гобен» начала свой инвестиционный проект на павловской земле еще в 2004 году. В 2007-м компания заключила соглашение с правительством Нижегородской области, в котором договорились об инвестициях в разработку и переработку гипса. Запуск производства предполагал создание новых рабочих мест и значительные налоговые поступления в бюджет. В 2009 году компанией был выкуплен участок земли у деревни Гомзово. К 2011 году собрана вся необходимая документация, согласован проект и в конце года торжественно заложен будущий промышленный объект.

И вдруг выяснилось, что соседние земли приобрели некие фермеры из КФК «Родник», они собирались на них разводить гусей. Пикантность ситуации заключается в том, что чтобы попасть на свои владения, “гусятникам» нужна была дорога, и проложить они ее потребовали непосредственно через карьер. Трепетно относящиеся ко всяческим нормативам французы крайне удивились: карьер - это закрытый объект, через который никакие дороги, за исключением предназначенных для обслуживающей его спецтехники, не предусматриваются. Тем более, дороги общего пользования. Мало того, доступ посторонним на такие объекты вообще запрещен. А к владениям фермеров есть другие подъезды.

Кстати, о культуре бизнеса. Во-первых, задолго до открытия производства в местном сельсовете заработала общественная приемная «Сен Гобена». Любой желающий, от главы района до пенсионера, мог прийти и получить нужную информацию. Также регулярно заседал местный общественный совет, где с представителями местного населения и власти решались те или иные вопросы. Это нормальная европейская практика, когда инвестор не отстраняет себя от своих соседей. Во-вторых, французы газифицировали Гомзово и вообще приняли самое активное участие в налаживании быта местных жителей. А, в-третьих, чтобы избежать кривотолков о вредности гипсового производства, дважды возили местных жителей на аналогичное производство во Францию. Там подобные заводы стоят через дорогу от жилого сектора. В результате жители села единогласно проголосовали за строительство завода. А вот с неожиданно проснувшимися “гусятниками» диалога не получилось.

Приоритетный проект

Напомним, французская компания приобрела земли в 2009 году, фермеры – в 2011-м. Информация о проектируемом карьере публиковалась в местных СМИ с 2005 года. Более того, неоднократно проводились общественные слушания, об этом также было в местной прессе. Согласно заявлению фермеров, они здесь в июне 2011 года начали реализовывать проект по разведению гусей. “Гусятники“ утверждают, что их участки сформированы и поставлены на кадастровый учет еще в 1992 году, тогда они понятия не имели о разработке карьера. Кроме того, по их мнению, в выписках из землеустроительных дел указана дорога, по которой они имеют законную возможность добираться до своих участков.

- Насколько нам известно, у фермеров нет никакой проектной документации, - заметил управляющий партнер юридической фирмы Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov Олег Тимофеев. - Ими не получена исходно-разрешительная документация, необходимая для проектирования, в том числе ключевой документ – градостроительный план земельного участка.

Земельный участок, возможно, и был зарегистрирован в 1992 году. Однако согласно официальным данным из ЕГРП, он был куплен только в 2011 году, т.е. после того как “Сен-Гобен“ приобрел землю, практически завершил проектирование карьера и получил все необходимые согласования, в том числе санитарно-эпидемиологическое заключение проекта Санитарно-защитной зоны. Т.е. ситуация равносильна той, когда новоявленный сосед начинает теснить старожилов с просьбой подвинуть забор, перестроить амбар и вообще убраться с этого места.

Никакой дороги через эту территорию нет. Это было подтверждено официальным письмом Росавтодора. В нем говорится, что официальной дороги, пролегающей через участок карьера, на которую указывают фермеры, не существует. Строящийся карьер является опасным производственным объектом и, согласно законодательству о промышленной безопасности, проезд через него запрещен.

Однако 6 июля 2012 года Павловский райсуд все-таки разрешил фермерам ездить через территорию будущего карьера к своим участкам, которые густо поросли деревьями и не пригодны для разведения гусей. Как будущие гусеводы собирались вести хозяйственную деятельность на такой территории? В протоколе судебного заседания говорится о существовании, по крайней мере, еще двух дорог, ведущих к этим участкам в обход гипсового карьера. Однако в своем решении суд почему-то указал, что подобные пути отсутствуют в принципе.

Но это еще не все. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, к судебному разбирательству было привлечено Министерство инвестиционной политики Нижегородской области. Его представитель заявил, что проект строительства завода по производству гипсокартона и гипсового карьера вблизи деревни Гомзово является приоритетным для Нижегородской области. «Сен-Гобен» уже вложил в него треть от запланированного финансирования – 921 млн рублей, а налоговые отчисления от еще не работающего предприятия уже превысили 6 млн. Новые рабочие места и налоги в бюджет – весомые аргументы, считают в министерстве... Но не для павловского судьи. Получается, что губернатор и правительство всячески заманивают инвесторов в регион, а на местах им откровенно не дают работать. Удивляясь подобному провинциальному судопроизводству, юристы «Сен-Гобена» направили апелляционную жалобу в областной суд.

Шантажировать французов

Тем временем, в некоторых нижегородских СМИ этот судебный процесс был подан чуть ли не как завоевание французами русской земли. Даже проводились параллели с Бородинской битвой, 200-летие которой отмечалось совсем недавно! Подавалось это в какой-то апокалиптической манере. Дескать, мировое закулисье собирается извести традиционный павловский промысел – разведение гусей. И вообще, душит начавшееся возрождаться сельское хозяйство. О бесконечных заброшенных полях, разобранных по кирпичику фермах и до сих пор гниющей на улице агротехнике авторы как-то забыли.

Вызывает подобная ситуация удивление и у здравомыслящих хозяев, которые соседствуют с будущим промышленным объектом. Например, у председателя ЗАО «Комаровское» Владимира Захарова.

- Мы ни про каких «гусятников» вообще до прошлого года не знали. Мне показалось странным, что они собираются выращивать гусей фактически в лесу. Ведь этой птице нужны водоемы, а их там нет, - говорит Владимир Захаров. – У меня еще в прошлом году появилась мысль, что участок им нужен, чтобы потом шантажировать французов. Так и получилось. С тем же успехом они могли бы предъявить иски к лесхозу или администрации соседнего Богородского района.

С представителями «Сен-Гобена» я общаюсь давно и могу сказать, что это очень порядочные люди. Таких бизнесменов – всегда открытых к диалогу и честных в выполнении своих обязательств - я видел мало.

Чтобы разрешить конфликт, мы даже готовы предоставить «гусятникам» подходящий для разведения птицы участок… Но вот надо ли им это?

В компании «Сен-Гобен» заявляют, что с подобным отношением к инвесторам они сталкиваются впервые. Причем, в мировом масштабе.

- Мы обычно не комментируем судебные разбирательства, - заявил директор подразделения ГИПС ООО "Сен-Гобен Строительная Продукция РУС" Николай Троицкий, - но данное дело вышло за пределы зала суда и наших представлений о цивилизованном решении споров между хозяйствующими субъектами. Наши оппоненты в 2011 году после уведомления о планируемом строительстве карьера всех заинтересованных лиц и общественности в установленном законом порядке приобрели соседние с нами земельные участки. А затем потребовали установление сервитута на наш участок (якобы для проезда), на котором происходит строительство комплекса по переработке гипса в рамках инвестиционного проекта, входящего в состав федеральной программы развития моногородов. Это, несомненно, приведет к срыву сроков строительства, снижению сумм уплачиваемых налогов и переносу сроков открытия новых рабочих мест. Сейчас наши оппоненты оказывают на нас и на суд беспрецедентное давление через некоторые средства массовой информации. С подобной практикой мы не сталкивались ни в одной из 64 стран мира, где присутствует «Сен-Гобен». Но мы убеждены в своей правоте и ждем справедливого решения суда.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру