В НГТУ будут исследовать планетоходы

На базе автомобильного института работают уникальные лаборатории

Этот факультет уже был известен на всю страну. В середине прошлого века здесь создана единственная в стране научная школа по конструированию и исследованию техники, на которой полярники покоряли Северный полюс. В начале XXI века на автомобильном факультете, который сегодня уже имеет статус автомобильного института (АМИ), продолжают разрабатывать эксклюзивную технику. Студенты Политеха создали гоночный автомобиль для участия в международных соревнованиях Formula SAE, который уже на стадии технического проекта занял первое место в России. 

На базе автомобильного института работают уникальные лаборатории

Заманчивым предложениям предпочел аспирантуру

- Мы решили с самого начала со всей тщательностью подойти к проектированию, - говорит капитан команды AMIgo студенческого конструкторского бюро Formula Student Александр Кулагин, – чтобы автомобиль соответствовал всем требованиям регламента соревнований, а производство его элементов было точным и современным, ведь самые серьезные эксперты на конкурсе – немцы. Они к каждой машине со штангенциркулем подходят. И это не шутка. Малейшее отклонение от регламента - и машина снимается с гонки на 22 километра. Так нас приучают к высокой культуре проектирования и воплощения сложных инженерных заданий.

Александр Кулагин в этом году закончил магистратуру. Его дипломная работа посвящалась как раз гоночным болидам. В целом над проектом в студенческом КБ работают 15 студентов, но такие важные составляющие спорткара, как подвеску, раму и дизайн автомобиля, разрабатывал лично Александр. После того как команда представила проект своего детища на XI Всероссийской выставке Научно-технического творчества молодежи в Москве, состоявшейся прошлым летом на ВДНХ, на ребят «положили глаз» во многих компаниях. Александр получил уже несколько заманчивых предложений по работе, но остановился на аспирантуре.

- За лето нам необходимо полностью подготовить болид к участию в соревнованиях, ведь защищать машину мы будем во время статических и динамических тестов на одном из мировых этапов гоночной серии, – рассказывает о ближайших планах Александр. - Обычно гонки организуются на трассах, где проходит Formula 1, в Австрии, Германии, Италии и других европейских странах. Для того чтобы выбрать пилота спорткара, мы организуем конкурс в нашей команде. Возможно, им станет профессиональный картингист из нашего же автомобильного института.

Кстати

Студенческое конструкторское бюро Formula Student появилось в НГТУ имени Р.Е. Алексеева в мае 2009 года. Вообще этот международный проект еще в конце 80-х охватил многие технические вузы Америки и Европы. В России в него первыми включились два столичных вуза и тольяттинский. А сразу после них создал свою команду и нижегородский Политех.

- Formula Student – это уникальный проект, - уверен заместитель директора АМИ, к.т.н. Кирилл Гончаров. – Во-первых, у ребят есть возможность получать знания не только в аудиториях, а непосредственно на практике - при разработке автомобиля. И дело здесь не ограничивается проектированием, расчетами и производством. Одним из условий соревнования является наличие развернутого технического отчета и бизнес-плана на производство 100 гоночных автомобилей. А это значит, что ребятам приходится осваивать и инженерию, и менеджмент, и экономику, и даже PR.

В одной команде с голландскими экспертами

Студенческое конструкторское бюро – это далеко не единственное место, где студенты АМИ могут приложить свои знания и умения и получить дополнительные профессиональные навыки.

- На базе института создан целый ряд исследовательских лабораторий и научно-производственных центров европейского уровня, - рассказывает директор АМИ, к.т.н., доцент, Анатолий Грошев. – В них во всех исследованиях принимают участие студенты и получают за свою работу зарплату, которая служит весомым финансовым дополнением к стипендии.

Вот лишь несколько слов о том, как представлена сегодня научно-исследовательская жизнь в АМИ:

* Научно-исследовательская лаборатория транспортных машин и транспортно-технологических комплексов (НИЛ ТМ ТТК). Лаборатория занимается разработкой вездеходной техники и является продолжателем отраслевой лаборатории вездеходных машин

* Научно-исследовательская лаборатория транспортных интеллектуальных систем (НИЛ ТИС) и НОЦ (Научно-образовательный центр) “Транспорт“. Подразделения работают по государственным контрактам, которые нижегородский вуз выигрывал по направлениям вездеходной техники, экологически безопасным автомобилям (электромобилям) и транспортным системам в целом. В лаборатории создано 20 рабочих мест для магистрантов и аспирантов вуза. Ребята проводят поисковые научные исследования по созданию новой и модернизации существующей техники. Сейчас в лаборатории заканчивается работа над созданием электромобиля. Опытные испытания экспериментального образца запланированы уже на осень 2012 года

* Центр безопасности дорожного движения и технической экспертизы (ЦБДДиТЭ). Этот центр осуществляет экспертную деятельность с 1998 года. Ежегодно Центр обрабатывает около 1000 заявок от автолюбителей, желающих что-то изменить или модернизировать в конструкции своей машины. Сотрудники АМИ проводят экспертную оценку и выносят заключение на возможность безопасности «прокачки» авто.

В рамках сотрудничества НГТУ с Государственной автомобильной инспекцией ЦБДДиТЭ продолжает проводить техосмотр автомобилей, как в научно-методическом, так и в практическом плане. Центр имеет свой пункт техосмотра, уполномочен проводить технический осмотр и выдавать талоны техосмотра государственного образца.

Центр разрабатывает технологии инструментального контроля, выполняет технические экспертизы ДТП

* Испытательная лаборатория продукции автомобилестроения (ИЛ НГТУ). Лаборатория работает с 2006 года и аккредитована Росстандартом как испытательная лаборатория продукции автомобилестроения. Именно в этой области лаборатория пользуется наибольшей популярностью у Горьковского и Павловского автозаводов, проводя для них испытания транспортных средств и автокомпонентов.

Поставка российских автомобилей на зарубежный рынок требует особенного внимания. По заказу «Группы ГАЗ» НГТУ проводит исследования конструкций автомашин на соответствие европейским требованиям утилизации. Сотрудники автомобильного института участвуют в доработке конструкций ранее выпущенных автомобилей и разработке новых.

Специалисты Центра транспортных технологий получили мировое признание. Сегодня они работают в Великобритании и Голландии, испытывая наземный транспорт, поступающий на российский рынок. Руководство НГТУ подписало соглашение с голландской организацией, занимающейся сертификацией транспортных средств в Европе и научным центром немецкой компании Knorr-Bremze в городе Будапеште. Кстати, в нижегородском вузе успешно работает единственная в России базовая лаборатория Knorr-Bremze.

Работа в одной команде с зарубежными экспертами не проходит бесследно. Наработки, полученные от стажировки в Венгрии в 2009 году, специалисты АМИ сейчас внедряют на Павловском автобусном заводе. Все они касаются повышения безопасности дорожного движения: это и антиблокировочные тормозные системы, и системы помощи водителю, позволяющие предотвратить заносы и опрокидывание автомобилей.

Минобороны и МЧС выстроились в очередь

В ближайшее время на базе автомобильного института планируется открытие еще двух лабораторий. Это:

* Центр климатических исследований. Эта уникальная лаборатория призвана совершить научный прорыв в автомобилестроении. В ней будут проводиться исследования процессов взаимодействия движителей с опорной поверхностью в различных климатических условиях. Лаборатория должна вместить нагревательные установки и холодильные системы. Такая камера позволит проводить испытания любой техники длиной более 10 м и шириной 2,5 м при температурах от +50 до -60 градусов. Это будет первая термокамера с грунтовым каналом в Нижегородской области. Уже на этапе проектирования у лаборатории появились потенциальные заказчики. Это и Министерство обороны, и службы МЧС, и предприятия газо- и нефтедобычи. В термокамере будут испытывать даже планетоходы

* Отраслевой инжиниринговый центр. Центр будет выполнять поисковые и опытно-конструкторские работы по заказам предприятий. Специалисты этого центра пройдут стажировки в ведущих мировых научных центрах для освоений новых технологий.

Работа всех политеховских лабораторий ставит своей целью догнать и перегнать мировое сообщество в области автомобилестроения.

Работа и на производстве, и в офисе

Выпускники АМИ не знают, что такое поиск работы. НГТУ включен в проект создания автомобильного кластера в Нижегородской области. Более 50 автопредприятий - среди них и ведущие заводы и компании, занимающиеся эксклюзивной техникой - ждут выпускников автомобильного института в качестве инженеров-конструкторов, технологов, экспертов. Однако диплом АМИ – это далеко не всегда жизнь, связанная с производством.

Те, кто хотел бы работать в офисах, а это чаще всего девушки – устраиваются в многочисленные страховые компании, транспортные инспекции, в ГИБДД – специалистами по безопасности дорожного движения, в дилерские центры. Причем, представительства ведущих автомобильных концернов хотели бы видеть выпускников АМИ не только в технической службе, но и в управленческом подразделении.

- На базе института существует Центр профессиональной переподготовки, - отмечает заместитель директора АМИ по учебно-методической работе Татьяна Курагина. – В нем действует большое количество различных программ: и самых краткосрочных на 72 часа, и на 100, и на 500 часов. Во время учебы у студентов есть возможность пройти их и приобрести дополнительную квалификацию эксперта, контролера и так далее. Таким образом, закончив университет, наравне с дипломом о высшем образовании, иметь диплом о профессиональной подготовке. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру