Рыбаков огрели шлагбаумами

В селе Нижний Красный Яр заблокировали съезды к водоемам: там начинается элитная стройка

Совсем недавно село Нижний Красный Яр Лысковского района было весьма популярным среди рыболовов. Сюда приезжали не только из Нижнего, но даже из других российских городов. И приезжие, и местные прекрасно знали о том, что рядом, «на кириенковской даче», развлекаются первые лица Нижегородской области. Они охотятся, рыбачат, катаются на вертолетах – благо, что специальная площадка для геликоптеров здесь имеется. До недавних пор обычные рыбаки мирно сосуществовали с этими самыми первыми лицами. Однако в начале мая «хозяева жизни» перекрыли здесь подъезды к Волге: на некоторых дорогах шлагбаумы поставили, а некоторые просто перекопали.

В селе Нижний Красный Яр заблокировали съезды к водоемам: там начинается элитная стройка

«Пускать не велено сюда простой народ»

Приехав в Нижний Красный Яр по жалобам рыбаков, мы обнаружили два шлагбаума, которые блокируют съезды к Волге с асфальтовой дороги (она идет до села Великовское). Говорят, есть еще и третий «кирпич», но мы его не нашли. Невооруженным глазом видно, что значительный по площади кусок между трассой и водоемом оказался запретным для автолюбителей.

- По этим грунтовкам мы все подъезжали к воде, - говорит рыболов Александр, житель Нижнего Новгорода. – В основном народ рыбачит с лодок, и там как раз есть удобная площадка, чтобы спустить плавсредство на воду.

Теперь такая возможность есть только у владельца участка и его гостей: никто из простых рыбаков не понесет лодку, снасти и палатку на себе, оставив машину у шлагбаума. Расстояние между «кирпичом» и водой полкилометра, может даже больше.

- Я всю жизнь туда ездил, а теперь остается только одно: просто отказаться от рыбалки в тех местах, - говорит еще один любитель активного отдыха Михаил Катков. – Все идет к тому, что скоро вообще все доступы к водоемам перекроют, и тогда придется повесить спиннинг на гвоздь.

Примечательно, что рядом со шлагбаумами установлена табличка: проезд закрыт «в связи с освоением участка в целях малоэтажного строительства».

Но вот мы на свой страх и риск зашли за заграждение. Идем сто метров, двести, триста… Кругом – сплошной лес, в основном хвойный, тучи комаров – и нигде нет ни строительства, ни площадки для него. Одно из двух: или здесь будут вырубать деревья и строить коттеджи, или доступ автолюбителей к водоему закрыт по иным причинам. Об одной из возможных причин очень хорошо в свое время написал Пушкин в стихотворении «Мирская власть»:

"И, чтоб не потеснить гуляющих господ,

Пускать не велено сюда простой народ?"

Внутри «куска», то есть уже за шлагбаумами, есть также грунтовки: некоторые идут вдоль трассы до Великовского, некоторые – в Волге. Почти все они перекопаны. Причем насыпи сделаны такие, как будто хозяевам территории объявили, что началась война, и они решили от врагов обороняться.

Пожилой рыболов Сергей Иванович (фамилию свою он, как и многие наши собеседники, от греха не назвал) живет на Автозаводе, но здесь, в Нижнем Красном Яре, у него дача. Автомобиль свой Сергей Иванович вынужден был оставить в селе, а до места, где привык рыбачить, идти пешком.

- Да разве бы я поперся пешком два километра, если бы грунтовки не перекрыли? – говорит в сердцах пенсионер. – Всю жизнь до берега на машине доезжал, а тут на тебе… Я считаю, что это издевательство над народом. Ладно я, мне хоть с трудом, но удается добраться до воды. А вот у моего соседа ноги больные – как ему быть? Раньше я его к берегу подвозил, а теперь он совсем не рыбачит…

Наконец мы вышли к Волге – спуск для лодок действительно замечательный. Был, во всяком случае: теперь никто «из простых» здесь не плавает. Слева от спуска, метрах в 50, мы увидели высокий железный забор с «колючкой», за которым просматривается какая-то хозяйственная деятельность – очевидно, малоэтажное строительство будет именно там. Каким образом рыбаки помешали бы этому строительству – вопрос остается открытым.

«На контроле» у вице-губернатора

Сколько мы ни спрашивали у местных жителей, как, собственно, можно здесь подъехать к Волге, внятного ответа не получили. Похоже, что никак. Зато почти все местные в курсе, что дача с охотхозяйством раньше принадлежали Сергею Кириенко. Однако потом все это хозяйство перешло в другие руки, что бывший полпред подтвердил не далее как в прошлом году (я, дескать, туда только погостить приезжаю). Как рассказывают местные, в конце концов значительная часть перешла под контроль вице-губернатора нижегородской области Владимира Лебедева. Вот он-то, по слухам, и велел перекрыть грунтовки, затеяв здесь строительство.

В разговоре с корреспондентом "МК" Владимир Альбертович эти слухи подтвердил.

Как выяснилось, до некоторых пор земля между трассой на Великовское и Волгой была закреплена за государственным лесфондом, и строить на ней ничего было нельзя. Однако охотничий клуб, членом которого является вице-губернатор, стал расширяться, и возникла потребность строительства новых домиков – помимо уже существующих (они расположены за Великовским). Проблему решили путем освоения обозначенного выше «куска».

- Чтобы перевести эту землю из лесфонда в категорию поселений, мне потребовалось восемь лет, - поделился с нами Владимир Лебедев. – Я заплатил собственные деньги, «провел» соответствующее решение на федеральном уровне. И вот когда перевод земли в другую категорию произошел, я участвовал в конкурсе на ее освоение, прошел инвестиционный совет, и приобрел эту землю… Ну, не я приобрел, земля оформлена на другого человека… Но я участвовал в том, чтобы все это свершилось.

Справедливости ради стоит отметить, что упомянутая вице-губернатором процедура переведения земли из лесфонда в категорию поселений законна, ее предусматривает Лесной кодекс.

…А то ездили, мусорили

Теперь что касается перекрытых дорог. По словам Владимира Лебедева, они не значатся в муниципальном фонде, их нет на карте. Стало быть, подъезжать по ним к берегу незаконно. Действительно, статья 65 Водного кодекса запрещает движение транспортных средств в водоохраной зоне, «за исключением движения по дорогам».

Однако в этой статье не оговаривается, что можно ездить только по дорогам, занесенным в муниципальный фонд. Поэтому вопрос о том, можно ли в данном случае подъезжать к берегу, остается открытым.

Согласно той же статье, устраивать стоянки машин в водоохраной зоне можно только на дорогах (опять же, на каких дорогах – закон не оговаривает) и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. Это общая проблема для всей области: специально оборудованных мест нигде нет, поэтому рыбаки вынуждены оставлять авто на берегу, нарушая закон.

Но не нарушает ли закон сам хозяин участка, перекрыв грунтовки? Ведь статья №6 Водного кодекса гласит: «каждый гражданин вправе иметь доступ к водоемам общего пользования». Согласно этой же статье, полоса земли вдоль берега может быть предназначена только для общего пользования.

- Пешком пожалуйста, ходите, рыбачьте, - говорит в ответ на это вице-губернатор, - но ездить по своей земле я не разрешу, потому что у меня здесь начинается стройка. А вы знаете, сколько мусора отдыхающие оставляли на берегах? В прошлые годы я тракторами его отсюда вывозил…

Интересная получается ситуация: купить берег и устроить там строительство никто не имеет право. Но можно скупить земли вдоль этого берега и перекрыть на этих землях дороги, объясняя это благородным стремлением сделать реку чище. Люди, которые приезжали к водоему на машинах, перестают здесь рыбачить: пешком ходить им не запрещают, но идти с лодкой и снастями до берега далеко, трудно и боязно (машину-то оставляешь на свой страх и риск). Результат: формально берег общий, а реально – на нем отдыхает только тот, кто купил землю вдоль прибрежной полосы. Если так пойдет дело, скоро разговоры о введении платы за рыбную ловлю потеряют всякий смысл, ибо порыбачить будет просто негде.

Между тем

К сожалению, ситуацию в Нижнем Красном Яре нельзя назвать исключением из правил. Скорее, это тенденция. Мест, где можно подъехать или даже подойти к водоему общего пользования, становится все меньше.

Например, на протяженном участке вдоль Волги от Гребного канала и практически до очистных сооружений нельзя подойти к берегу: сплошь – заборы, за которыми находятся различные предприятия.

Подойти к Стрелке со стороны Заречной части также проблематично.

Берега Горьковского водохранилища обрастают коттеджами, причем огораживаются эти коттеджи так привольно, что к берегу не сунешься.

- В устье реки Ширмокши на Горьковском море поставили шлагбаум на дороге, ведущей к рыбартели, - рассказывает рыболов Михаил Катков. - По соседству началось строительство очень хорошего домика с большим земельным участком. Этот земельный участок обнесли забором. Так вот, там спуск к воде остался только с высокого берега из деревни Божёнки. Спуститься-подняться можно только физически крепкому человеку, так как там почти отвесный спуск.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру