Сколько стоит голова… браконьера?

Рыболовы-активисты готовы бороться с разбойниками на реке

В советские времена между государством и охотниками был вполне законный бартер: отстреливаешь волков – получаешь путевку на лося или кабана. Сейчас в рыболовной сфере простые граждане готовы проявлять сознательность и помогать инспекторам отлавливать браконьеров. Что может предложить государство взамен, в качестве вознаграждения, в российских реалиях?

Рыболовы-активисты готовы бороться с разбойниками на реке

Не от хорошей жизни

В умах многих наших сограждан незаконная, порою просто варварская добыча живности, позиционируется как вполне естественное занятие. Одни, вроде, понимают неправомерность своих действий, но оправдывают их социальными проблемами. Дескать, государство нас бросило, вот мы и выживаем как можем. Другие считают, что природа принадлежит им, и они могут пользоваться всеми ее благами. Но здесь необходимо учитывать немаловажный нюанс - экологическую культуру населения.

Я помню, как в детстве в родной деревне толпа мужиков с бреднем с крупной ячейкой ходила на озеро. В результате водоем полностью очищался – вместе с крупной рыбой мужики вытаскивали коряги и прочий мусор, а мелкая рыба проходила сквозь сеть. Озера были чистые, в них всегда водилась рыба, и можно было купаться. Потом таких «браконьеров» стали гонять. В результате озера заплыли илом, а оставшуюся рыбу добили электроудочками заезжие туристы. Получается, что слепое соблюдение закона для природы вышло боком.

Но одно дело озеро, а другое - перегороженная сетями крупная водная артерия, будь то Волга, Ока или Ветлуга. Многие «сетеловщики» мотивируют свой промысел тем, что работы нет, а есть что-то надо. Но трудно представить, что несколько семей браконьеров могут съесть тонны выловленной рыбы. Очевидно, что большая ее часть идет на продажу. А теневой оборот рыбных богатств исчисляется миллионами рублей!

Куда пожаловаться

Среди нижегородских рыболовов есть сознательные люди, которые готовы наравне с государственными инспекторами бороться с браконьерами. Не все хотят мириться с тем, что на оставленных сетях постоянно обрываются снасти (которые, кстати, не так уж дешевы). Примечательно, самые активные граждане – это состоятельные люди, имеющие угодья на берегах рек. Они готовы предоставлять нищим государственным инспекторам Росрыболовства и катера, и прочую технику, и лично участвовать в поимке браконьеров. Но вот что больше беспокоит таких «активистов» - сохранение природных богатств или собственное благополучие?

А что могут сделать обычные рыболовы? Что их может возмутить? Всего лишь два фактора - те самые браконьерские сети, а также грязь и мусор в прибрежной зоне. И то, и другое наносят невосполнимый вред водоему. По идее, должен существовать единый телефон доверия, на который будут поступать сообщения о таких случаях. Тем более что достаточно давно обсуждается вопрос создания круглосуточной службы экстренного реагирования, она будет незамедлительно проверять и по жалобам рыбаков карать нарушителей закона. В ответ госслужащие ссылаются на скудость кадров.

- О каком круглосуточном телефоне может идти речь, если у нас только 26 сотрудников? - разводит руками начальник отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Нижегородской области Верхневолжского территориального управления Росрыболовства Владимир Савкин. - Мы просто не в силах обеспечить контроль за всем.

Выходит, что жаловаться в соответствующие органы можно только в будние дни и в рабочее время, когда госслужащие находятся на работе. Правда, сейчас создана группа быстрого реагирования, и двум инспекторам выданы сотовые телефоны. Сможет ли она обеспечить сохранность всех водных ресурсов Нижегородской области?

Алло!

О фактах браконьерства можно сообщить в будние дни с 9 до 18 часов по телефонам (831) 215-11-90 и 215–11-92. В круглосуточном режиме звонки принимаются на сотовые телефоны инспекторов группы быстрого реагирования 8-920-057-31-19 и 8-920-057-31-09.

По фактам загрязнений водоемов и берегов, а также незаконных сбросов нужно жаловаться в отдел экологического контроля министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по телефону (831) 433-05-44.

Что могут инспекторы-общественники

Вот и получается, что низы «очень хотят», а верхи как всегда «не могут». При этом стоит вспомнить, что еще в советские времена существовал институт общественных инспекторов. Вплоть до того, что они имели право составлять протоколы о нарушениях. Возможно ли это сейчас? Могут ли простые смертные гонять на реках браконьеров, и какими полномочиями могут быть наделены инспекторы-общественники?

- Сейчас этот институт только возрождается, - заметил Владимир Савкин. - На данный момент у нас есть 81 внештатный сотрудник. Некоторые из них буквально живут с инспекторами Росрыболовства в лодках, другие просто помогают техникой и топливом. Не секрет, что наши материальные возможности крайне ограничены.

Кстати, есть положение о полномочиях общественных инспекторов. Этот документ позволяет им оказывать практическую помощь должностным лицам, пропагандировать и проводить разъяснительную работу по бережному отношению к природе, сообщать о нарушениях. Но при этом прав у внештатных инспекторов никаких нет, а вот обязанностей более чем достаточно. Понятно, что такой деятельностью, жертвуя своим не только свободным, но и рабочим временем, может заниматься только человек, не обремененный заботой о хлебе насущном. То есть речь в данном случае о вышеуказанных состоятельных «активистах». Также в Нижнем и в области есть несколько общественных организаций рыболовов-любителей, которые готовы принять самое непосредственное участие в деле охраны природы.

- Мы всегда говорим:добро пожаловать! – продолжает Владимир Савкин. - Понятно, что сразу мы в общественные инспекторы не возьмем. Но если человек активно участвует в наших мероприятиях, рейдах, помогает техникой, то по истечении пары сезонов мы готовы его принять. Лишь бы у человека были свободное время и желание.

Сети приравнять к аромасмесям?

Но не надо думать, что браконьеры – это некое коррумпированное тайное общество, которое валом грабит наши рыбные богатства. В большинстве своем это обычные люди, которые иногда ставят сеточку, чтобы поймать пару-пяток килограммов рыбы для себя.

Тем не менее, рыболовные общественники считают, что и с такими гражданами стоит бороться. В первую очередь полным запретом продажи сетей. Сейчас их можно спокойно купить не только на рынке, но даже и в некоторых рыболовных магазинах. Чиновники от экологии разрабатывают дополнения в действующее законодательство, которые предусматривают полный запрет на торговлю и изготовление сетематериалов. Кстати, даже премьер Владимир Путин заинтересовался этой темой и, как гласит народная молва, потребовал приравнять сети к аромасмесям.

Другой вопрос - скажутся ли подобные меры на количестве рыбных запасов? Тем более что у профессиональных браконьерских «бригад» есть свои мастера, которые вяжут сети. И не приведет ли это решение властей к проблемам на известной всей стране фабрике в Решетихе Володарского района, которая уже не одно столетие изготовляет сетематериалы? Другой пункт – торговля рыбой, в том числе и в период нереста. Рыболовных активистов возмущают многочисленные торговцы вдоль автомобильных дорог. Примечательно, но никто не горит энтузиазмом сделать эту торговлю цивилизованной. И чиновники, и общественники видят один выход – запретить ее. Но и здесь не все так просто.

- Пока рыба плавает в воде, она находится под контролем Росрыболовства, - заметил главный госветинспектор области Евгений Колобов. - Когда она оказывается на берегу, ей занимаемся мы. Рыбная продукция должна проходить экспертизу и сопровождаться соответствующими документами. Но без сотрудников полиции подходить к торговцам и проверять их продукцию мы не можем!

По словам главного госветинспектора, речную рыбу на рынках и в торговых сетях они контролировать могут. Она выращивается в искусственных водоемах нашей области или привозится из Астраханской и Волгоградской областей. А вот добытая браконьерским способом рыба продается, как правило, из-под полы и в подворотне. А здесь уже ветеринары бессильны! Ведь подобные проверки нужно согласовывать с правоохранительными органами, а пока это согласование происходит, теряется время и, следовательно, оперативность контрольных мероприятий. Тем не менее, в прошлом году в районе рынков было изъято 290 кг рыбы, девять человек было привлечено к ответственности, а в отношении двоих рыбаков-торговцев заведены уголовные дела. На трассах было проведено 97 рейдов и изъято почти полтонны рыбы. Хотя это капля в море. Знающие люди понимают, что объемы теневой рыбной торговли в районе Чкаловска или на «казанке» не сопоставимы с “уловом“ нижегородских ветинспекторов.

По мнению г-на Колобова, должно существовать специальное подразделение в МВД, которое будет работать в тесном взаимодействии с ветеринарами. Нужна и активность граждан, они станут сообщать о такой торговле и подталкивать своими заявлениями правоохранителей. 

О случаях придорожной торговли можно сообщать на круглосуточный телефон Госветнадзора по Нижегородской области (831) 439-48-71.

Юридически ветеринары могут работать по таким звонкам. Но и здесь также теряется элемент внезапности – для проверки необходимо подготовить соответствующую документацию. Кстати, если во время такой проверки инспектор «докопается» до частного предпринимателя и у того окажется все в порядке с документами на рыбу, то инспектору грозит штраф. А отсутствие у торговца холодильника и другого оборудования для ветеринаров не является основанием для привлечения предпринимателя к ответственности. К сожалению, так устроены российские законы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру