После выборов не голосовать

Нижегородка пыталась исполнить гражданский долг вплоть до конца 2011 года

“Мне не дали проголосовать. Требую, чтобы мое конституционное право было восстановлено. Пусть мне выдадут бюллетень…“ - эти слова жительница Сормовского района Зоя Кокина произнесла уже после выборов, в конце декабря. И не на избирательном участке, а в здании суда. Впоследствии она от этого требования отказалась, но настаивала на том, чтобы суд признал, что избирательное право было нарушено, наказал виновных и обязал представителей избиркомов принести извинения. В удовлетворении всех этих требований суд Сормовского района истице отказал.

Нижегородка пыталась исполнить гражданский долг вплоть до конца 2011 года

Открепительных не было

Наша героиня сделала, казалось бы, все, чтобы проголосовать на выборах, прошедших 4 декабря 2011 года. Поскольку в этот день Зоя Кокина планировала по работе оказаться в Дзержинске, она попыталась взять открепительный талон.

Однако таковых на ее родном участке не оказалось – как выяснилось позже, с этой проблемой избиратели столкнулись на многих участках Нижегородской области. Открепительных не было практически нигде. Однако по идее это обстоятельство не должно было стать препятствием к осуществлению избирательного права. Как Зое Николаевне объяснили потом на суде, гражданин в таком случае должен:

1. Подать в родную участковую избирательную комиссию (УИК) письменное заявление о выдаче открепительного талона.

2. Там же взять справку о том, что бумажек этих в наличии нет.

3. Подать заявление в УИК по месту пребывания о желании проголосовать, приложив к этому заявлению упомянутую выше справку.

За день до выборов, 3 декабря, в УИК по месту прописки (Сормовский район) нашу героиню с этой схемой не ознакомили. Развели, можно сказать, руками: нет открепительных – и все тут. Однако в тот же день Зоя Николаевна дозвонилась до областной избирательной комиссии (ОИК). Секретарь комиссии Ольга Андрианова посвятила ее в данную схему, почему-то умолчав о первом пункте, то есть о необходимости подать ПИСЬМЕННОЕ заявление.

«Фантазии» оправдались

«Просветившись», гражданка Кокина снова отправилась на родной участок и потребовала справку о том, что открепительных нет. Однако председатель УИК №1820 Наталья Курбатова это требование не удовлетворила. Очевидно, она столкнулась с таким инцидентом впервые, и позвонила заместителю председателя территориальной избирательной комиссии (ТИК) Андрею Рослякову.

- Переговорив с ним, Наталья Юрьевна объявила, что Росляков запретил ей выдавать такой документ, - рассказывает Зоя Кокина. – Он якобы сказал: «Если вы придете в магазин за хлебом, а хлеба не будет, то что, вы так и будете его требовать?»

Однако наша героиня не уходила и продолжала настаивать на конституционном «хлебе». Тогда Наталья Курбатова позвонила в ОИК, уже знакомой нам Ольге Андриановой. Та разъяснила, что справку можно не выдавать – достаточно записать данные гражданина и вычеркнуть его из списков родной УИК. Тогда, дескать, ему надо просто подать заявление по месту временного пребывания, и страждущему обязательно дадут исполнить гражданский долг. То же самое Ольга Андрианова сказала по телефону и Татьяне – дочери Зои Николаевны.

- Вы гарантируете, что завтра моей маме дадут проголосовать? А если комиссия по месту пребывания откажет ей в этом? – спросила Татьяна.

- Давайте не будем фантазировать! – отрезала секретарь облизбиркома.

Однако «фантазии» оправдались. Приехав в Дзержинск, Зоя Кокина обратилась с соответствующим заявлением к председателю УИК №883 Наталье Казаченок. Интересно, что Наталья Петровна в руки это заявление не взяла – то есть, по сути, не приняла его.

- Она сообщила, что у них таких случаев не было, и ей надо проконсультироваться в ТИК Дзержинска, - вспоминает Зоя Николаевна. - Она поручила это своему секретарю. Через некоторое время секретарь объявила, что мне в голосовании отказали. Оправдываясь, секретарь сказала: «Это не мы виноваты. Из ОИК могли бы нам прислать инструкции, что делать в таком случае».

Так и пришлось гражданке Кокиной уйти из дзержинского УИК не солоно хлебавши.

...Прямо не до вас!

Попробуем разобраться в данной ситуации. Начнем с главного, как нам кажется, звена в цепочке – с дзержинской УИК. Именно здесь Зое Николаевне отказали в голосовании. Причины две:

  • Сотрудники этой участковой комиссии (и даже сотрудники Дзержинской ТИК) не знали, что делать в данной ситуации. Они пеняют на то, что их не проинструктировали, хотя перед декабрьскими выборами облизбирком провел четыре обучающих семинара (обычно проводится два)
  • На участке была такая суматоха, что сотрудникам избирательной комиссии было как бы не до нашей героини.

- В день голосования у меня как у председателя УИК не было такой возможности, чтобы обратить больше внимания на этого человека, - призналась на суде Наталья Казаченок. - Я могла смотреть, но не видеть заявления.

Кстати, в ходе судебного процесса член ОИК Татьяна Горева посетовала на то, что в Дзержинске гражданка Кокина вела себя не слишком активно, поэтому и заявление у нее не взяли.

- Всякий документ, поданный любой комиссии, фиксируется, ставится отметка и подпись лица, кто принял, с указанием должности и времени подачи, - напомнила Татьяна Васильевна. - Такое заявление по факту не было подано. Оно было показано. Видимо, Зоя Николаевна сама не очень-то хотела реализовать свое активное право.

- А как я могу отдать заявление, если она его не берет? – парировала Зоя Кокина. - За шиворот совать?

Информировать не обязаны

Второе, не менее важное звено в цепи – справка о том, что нет открепительных. Положи Зоя Николаевна эту справочку поверх заявления в Дзержинске – глядишь, к ней бы по-другому отнеслись. По крайней мере, нашу героиню нельзя было бы заподозрить в попытке проголосовать дважды.

В Сормове этого документа Зое Николаевне не дали. Почему?

Оказывается, все дело в форме обращения. Как пояснила на суде Татьяна Горева, истица должна была написать письменное заявление о выдаче открепительного, и вот тогда ей выдали бы письменный же ответ, что удостоверений нет. Интересно, что ни один сотрудник УИК в Сормове не сообщил нашей героине, что надо писать заявление. Умолчала об этом и секретарь ОИК.

Прокурор, выступая на суде, занял следующую позицию по этому вопросу:

- В законе не предусмотрено, что участковая избирательная комиссия в данном случае обязана разъяснять избирателю процедуру получения открепительного удостоверения. Мы знаем постулат, что незнание закона не освобождает от обязанности его соблюдения. Я полагаю, что в данной ситуации со стороны заявителя-избирателя не была соблюдена процедура получения открепительного удостоверения. ВРЕЗ (или ЦИТАТА, но не переносить!)

При этом неизвестно, как поступили бы в сормовской УИК, напиши Зоя Николаевна такое заявление. Вполне возможно, что на эту бумажку посмотрели бы, не увидев ее (как это произошло в Дзержинске).

И, наконец, последнее звено – это отсутствие открепительных.

- К сожалению, на этих выборах сложилась такая ситуация, что на некоторых территориях у нас открепительные удостоверения закончились накануне дня голосования,- объяснила Татьяна Горева. - Избиратели не могли получить открепительные.

Цивилизованным путем

Комментировать решение суда мы не будем. Пусть читатель составит свое мнение сам – кто тут был прав, и стоило ли отменить итоги выборов, чтобы учесть голос Зои Николаевны.

Однако кое-какие выводы сделать необходимо:

1. Если вы собираетесь голосовать на участке не по месту прописки, подайте в родную УИК письменное заявление о выдаче открепительного. И не просто подайте, но и проследите, чтобы его зарегистрировали (если отказываются принимать заявление лично, его можно отправить по почте заказным письмом, советуют юристы).

2. В любом случае учите выборное законодательство: как оказалось, о некоторых нюансах сотрудники УИК не обязаны вас информировать. Хотя надо признать, что сотрудники УИКов, которые содержатся на деньги налогоплательщиков, не знают всех тонкостей выборной процедуры. Имеет смысл ставить вопрос об их квалификации.

3. Будьте готовы к тому, что действия или бездействие сотрудников УИК не удастся обжаловать в суде.

- Знаете, приехав из Дзержинска, еще вечером 4 декабря я не думала, что буду подавать иск, - говорит Зоя Кокина. - Я спокойно проглотила эту пилюлю. Но за эти два дня, когда в Москве и по всей стране начали проходить митинги, я поняла, что нужно пытаться отстаивать свои права. Именно цивилизованным и культурным, как сказал наш премьер 15 декабря, способом: подавать иски в суд, а не выходить на площадь Минина или на Болотную…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру