Школа выживания в больнице

Десять добрых советов, как вести себя в стационаре

Этим летом мы с детьми попали в больницу. Пробыли там всего-то две недели, а кажется – лето загублено окончательно и бесповоротно: настолько разбитой я вернулась оттуда, что теперь даже нет сил, чтобы собраться на море.

Десять добрых советов, как вести себя в стационаре
Фото Виктора Андреева

Ищите доктора!

Когда попадаешь в больницу экстренно, на “скорой”, например, или с переломом, в первое время не думаешь ни о каких бытовых условиях, ни о том, как спать, ни о том, что есть, а только ждешь помощи и хороших новостей от врачей. А вот когда состояние ребенка более или менее приходит в норму, начинаешь обращать внимание на быт и, что называется, обживаться.

Мы получили направление в стационар ровно за сутки до госпитализации, так что я имела возможность настроиться морально и собрать все необходимое. Дочкам надо было вылечить уши, в домашних условиях мы тщетно пытались сделать это в течение месяца, но в итоге попали в больницу.

Итак, в понедельник утром нам выдали направление в лор-отделение детской областной клинической больницы. Лечь предложили сразу, чтобы не терять день и начать лечение. Я сопротивлялась, обещала колоть антибиотики дома и выспрашивала, какое такое лечение будет в стационаре и почему я не могу получить его в своей поликлинике по месту жительства. А живем мы, кстати, не в какой-нибудь глухой деревне, где за здоровье местных жителей отвечает один единственный фельдшер, а в городе Дзержинске, где у нас есть и поликлиника, и больница с лор-отделением, и профессионалы-врачи. От Дзержинска до Нижнего Новгорода – час езды, но, как говорится, ближе к дому и стены лечат. В “родной” поликлинике опять же есть надежда на дневной стационар, а уж из областной больницы каждый день домой не поездишь. В общем, не хотели мы ложиться, но доктор назвала вполне конкретные процедуры, которые нам будут делать, и мы согласились. Это было в понедельник. Во вторник к обеду были в отделении.

Мы тщетно прождали врачей весь вторник до самого ужина, но даже дежурный доктор в наши уши не заглянул и ничего не назначил. А ведь при этом все лекарства, которыми мы лечились дома, с собой уже не брали. Получился перерыв больше чем на сутки. Оглядываясь назад, я понимаю, что сама виновата: вместо того чтобы сидеть в палате и переживать, почему мы теряем еще день и не начинаем лечение, нужно было идти в ординаторскую и хоть на аркане привести доктора к своим детям. Зря я поскромничала.

Отсюда совет первый: на всякий случай берите с собой лекарства, которыми лечитесь, и продолжайте их принимать, пока не будет новых назначений, потому что вполне вероятно, что их вам и доназначат еще. И совет второй: не ждите, когда врачи придут за вами, сами идите к ним знакомиться, если можно так выразиться.

Но самое удивительное, что и в среду нас не начали лечить. Взяли анализы, назначили промывание носа кипяченой водой и дважды в день турунды с лекарством в уши. И это при том, что даже дома нам было назначено промывать нос отваром коры дуба с добавлением соли и йодинола и вставлять в уши турунды три раза в день! Получается, что дома мы лечились больше, чем здесь. От шока я просто онемела, а когда сформулировала вопросы, которые надо было задать лечащему врачу, рабочий день уже закончился. Дежурный врач и медсестры твердили одно: “Все вопросы – к своему врачу”. Я понимала, что мы еще сутки теряем, и решила спросить результаты наших анализов, чтобы хоть немного успокоиться. Ан нет! Вечерняя медсестра сказала, что “в таблицах ничего непонятно”, поэтому надо ждать до завтра, врач все расскажет.

Итак, наступил четверг. Я приготовила список вопросов лечащему врачу. Первый и главный: когда мою дочь начнут лечить? Я, наивная, была уверена, что нам станут делать физиопроцедуры прямо во вторник, в день приезда, ну или хотя бы в среду. Когда я спросила о лечении вообще и о физио и анализах, в частности, ответ доктора обескуражил: физио назначат после того, как доктор посмотрит результаты анализов и убедится, что они позволяют делать электрофорез, а анализы она посмотрит тогда, когда у нее время будет. Только после скандала на весь этаж во время тихого часа с участием заведующего отделением нам начали делать физио с пятницы. Отсюда совет третий: просите, требуйте, настаивайте, договаривайтесь!

Кстати, в день выписки мне принесли на подпись документ, в котором я была “согласна с планом лечения”. Представляете? Оказывается, в первый же день меня должны были познакомить с планом лечения, а этого не было сделано! Совет четвертый: после первого же осмотра попросите у лечащего врача план лечения!

В пятницу нам сделали первую процедуру и сменили врача. Новый доктор отнеслась к нашим ушам как к родным, нам тут же назначили и витамины, и противоаллергические препараты, и другие процедуры, помимо физио, которые действительно дома или даже в поликлинике мы делать бы не смогли. Так что доверие нашей медицине вообще и областной больнице в частности, подорванное первым лором, вернулось. Успокоенная тем, что детей моих лечат, я настроилась ждать скорейших результатов лечения и, наконец, оглянулась по сторонам.

Хлеба и зрелищ

Нас определили в палату под номером 13, и почти две недели мы пролежали одни: может быть, из суеверия пациенты не хотели ложиться сюда? Так или иначе, но у меня хотя бы была возможность высыпаться. Дело в том, что с трех лет детей хоть и кладут с родителями, но последних не кормят и кровати не дают. Правда, при этом за каждый день берут по 108 рублей. За что? Якобы за пользование коммунальными услугами – за электричество и воду.

Спасибо понимающим и добрым медсестрам, которые разрешают мамам занимать свободную кровать, если вдруг в палате кого-то выписали, а нового не положили. И спасибо сестре-хозяйке, которая даже ради одной ночи выдавала полный комплект чистого постельного белья и не скупилась на дополнительные подушки. Я, таким образом, все две недели спала отдельно. Предвкушая упрек, что я так сильно беспокоюсь о собственном сне, отвечу: не о своем сне я беспокоилась, а о дочкином, ей ведь тоже и тесно, и жарко спать вдвоем на одной кровати. Кстати, и кровати в отделении – новые, хорошие, полутораспальные.

Палаты – четырехместные, и когда в одной комнате оказываются четверо больных детей и четверо переживающих за них взрослых, дышать становится трудно в прямом и переносном смысле.

Мне как маме девочек еще повезло. В соседях были или девочки-подростки, или мамы-бабушки с маленькими девочками. А вот молодые мамы, которые легли лечить маленьких сыновей, вынуждены были делить палату с 15-17-летними парнями.

Наши соседи ложились на операции – удаление миндалин и аденоидов. Мы хором удивлялись, почему здоровых детей перед операцией и сопливых с гайморитом кладут в одну палату? И даже после операции в отдельную палату не отвозят. В итоге мне постоянно приходилось одергивать и уводить своих девочек, чтобы они, во-первых, не травили соседей, которым нельзя было ни есть, ни пить, а во-вторых, не видели, как мучаются они, отходя от наркоза, как они бредят и как их тошнит.

Спустя неделю пребывания в больнице у моей старшей дочери поднялась температура: в обед поднялась, к вечеру опустилась, сама по себе, ничем не сбивали, но на следующий день дочь выписали с диагнозом ОРВИ. Она долечивала уши дома с бабушкой, а я не понимала, почему нас нельзя было определить в палату с надписью “изолятор”. Оказалось, что все изоляторы отданы под отдельные платные палаты… Понятно, что больницам надо зарабатывать деньги, даже вот на новые современные кровати.

Кстати, о питании. Совет пятый. Спасибо санитаркам, которые щедро наливали остатки супа и кашу и не жалели хлеба для мам. Обедать можно в столовой (котлета с картошкой – 60 рублей), но для этого нужно выйти из отделения, спуститься на второй этаж, пройти по куче коридоров. Летом проделать это вполне реально и необременительно, а вот зимой, в период карантина, когда из палат выходить запрещено, в столовой не пообедаешь. В свободном доступе на этаже есть холодильники и микроволновка, в которой можно разогреть привезенные домочадцами или купленные в соседнем супермаркете (ходить туда, естественно, запрещено, но все ходят) блюда, сосиски из буфета, приготовить омлет или творожный пудинг. Можно питаться лапшой и картошкой быстрого приготовления. Правда, в палате розетки нет, но они есть в коридоре около каждой палаты.

Так что – совет шестой: не забудьте взять в больницу удлинитель, тройник и переходники. Хотя это все, как и кипятильник, и электрочайник, запрещено. А с удлинителем вы и воду вскипятите, и телефон зарядите, и мультики на ноутбуке или мини-DVD-проигрывателе детям включите, и воздух с помощью ионизатора очистите, и ингаляцию на собственном небулайзере сделаете. Компактный ионизатор в палате лишним не будет – это совет седьмой. Запах больничного спирта и прочих лекарств, аромат чужих дезодорантов и кремов, амбре из детских горшков, грязных носков, потных пижам – с этим “коктейлем” надо как-то бороться.

А что касается развлечений для детей (это совет восьмой!), то в больничной палате, набитой чужими людьми, особо не развернешься. Пазлы, лото, домино и прочие настольные игры требуют, как минимум, стола. Поэтому берите с собой детский компьютер, если есть – тетрис и прочие электронные мини-игры, рисовальный планшет и пластиковый поднос на ножках: на нем можно будет писать, рисовать, лепить или даже собирать пазлы и играть в домино прямо в кровати. Вместо стопки книг (которые просто и класть-то в палате некуда!) в этом году мы взяли с собой в больницу электронную книгу, закачав туда всего Драгунского, Носова, Успенского и Барто. Взяли нитки и веревочки и научились плести браслеты. Для любимых кукол сшили по два новых наряда и даже прокололи им уши, когда уже совсем не знали, как скоротать вечер.

А вообще в областной больнице есть еще одно развлечение – здесь полно киосков, в которых чего только не продают – и продукты, и средства гигиены, и одежду, и книги, и журналы, но больше всего игрушек. Каждый день после уколов и прочих процедур мы (и не мы одни – почти все!) шли за покупкой очередной ненужной безделушки, чтобы хоть как-то скрасить больничное существование деток и получить успокоительную дозу шопинга. Так что запасайтесь деньгами – это совет девятый!

Чем еще запасаться, ложась в больницу? Вот совет десятый – последний. Если к вам смогут часто приезжать, то оставьте домочадцам стопки с чистой одеждой, которую будут вам привозить. Если нет – берите все с собой сразу и не стесняйтесь, что приедете в отделение с двумя-тремя чемоданами. Поверьте, здесь к этому привыкли и уже ничему не удивляются. На этаже есть ванная комната, где можно и помыться, и постирать – небольшой тазик не помешает. Комплект постельного белья и подушки из дома помогут уснуть и создать домашний уют. Не забудьте зеркало, их в палатах нет. Кстати, можно взять из дома самоклеющийся крючок и повесить на него зеркальце над раковиной в палате. Еще на один – полотенце, на другой – панамку, на следующий – пакет с разукрашками, чтобы не загромождать и без того маленькую тумбочку и общий стол.

Запаситесь туалетной бумагой, влажными салфетками, одноразовыми сиденьями на унитаз, бумажными полотенцами и тряпочками для мытья и протирания кровати, тумбочки, стола. Все это сделает несладкую больничную жизнь хоть немного легче, комфортнее и безопаснее.

Конечно, в больнице тоже можно жить, но лучше сюда не попадать. Будьте здоровы!

 PS. Выражаю искреннюю благодарность медсестрам лор-отделения детской областной клинической больницы за доброжелательность, искренность, поддержку и веселые уколы и доктору Ольге Петровне Козыревой за чуткость, профессионализм, индивидуальный подход и любовь к детям, а также сотрудникам физиоотделения за труд в тяжелых условиях.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру