“Вы здесь больше не живете”
В Нижнем Новгороде Алексей Сомов обосновался после службы в армии. Сам он из Калининградской области, но там его никто не ждал, поэтому после дембеля молодой человек остался в Нижнем. Устроился работать в операционный блок больницы №5. В общежитии на улице Бекетова в Советском районе получил комнату.
– Все было нормально до 1995 года, пока общежитию не стали менять статус, а мне не исполнилось 23 года. Я исправно платил коменданту за комнату и жил, – вспоминает Алексей события 16-летней давности. – А однажды возвращаюсь с работы, мне преграждают путь на вахте и говорят, что больше меня сюда не пустят. Точно так же сказали еще десяти бывшим воспитанникам интернатов, моим соседям. И как я не пытался добиться правды, мне показывали на дверь...
Через несколько месяцев из общежития сделали жилой дом. Комната, которую на двоих с другом снимал Алексей, стала частью приватизированной квартиры, у которой появилась новая хозяйка. А Алексей отправился снимать угол на частных квартирах, хотя в его паспорте так и осталась отметка о регистрации – общежитие на улице Бекетова. Попробовал обращаться в администрацию, чтобы восстановить справедливость, но как сирота получить квартиру уже не мог – годы ушли…
Помыкавшись по разным инстанциям и ничего не добившись, Алексей махнул рукой и потихоньку смирился со статусом вечного квартиранта. Возобновить поиски справедливости его заставили семейные проблемы. За это время Алексей сошелся с женщиной, родился сын. Но жизнь не заладилась, и супруга, забрав ребенка, уехала в другой город.
– А спустя несколько лет я узнаю, что ее лишают родительских прав и мой сын теперь живет в интернате, – продолжает свой грустный рассказ Алексей. – Через суд восстановил отцовство и забрал сына к себе. Снимаем теперь квартиру вдвоем…
В суд – за ответом на жилищный вопрос
Почему вчерашние воспитанники детских домов оказываются в подобной ситуации, “МК в Нижнем” попросил ответить сотрудников аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Нижегородской области:
– Главная ошибка, которую совершил Алексей после того, как остался после армии в нашем городе – он не встал как сирота на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, – говорит начальник отдела аппарата Ольга Зайцева. – К сожалению, молодой человек писал заявление о предоставлении ему комнаты как сироте коменданту, а не в органы местного самоуправления. Заявление коменданту может быть оценено судом только как косвенное доказательство, свидетельствующее о том, что молодой человек заявлял о своем статусе и своевременно обращался для разрешения жилищного вопроса. В случае, если бы орган местного самоуправления поставил Алексея на учет, даже достижение 23-летнего возраста уже не было бы основанием для отказа ему компетентными органами во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Вторая оплошность нашего читателя, из-за которой он лишился возможности получения жилья, по мнению специалистов, в том, что после того, как его выгнали из общежития, он не поставил городскую власть в известность о положении, в которое попал. И во время снятия с жилого дома статуса общежития не подал в суд иск о признании права пользования своей комнатой на условиях договора социального найма.
У Алексея Сомова остался только один шанс получить бесплатно хоть какие-то квадратные метры: в областном правительстве, куда он обратился за помощью, ему посоветовали встать на очередь на жилье как малоимущему. К тому же он еще и отец-одиночка. И желательно совершить это по месту проживания.
Но только и этого сделать не получается. У чиновников на местах свое видение решения квартирного вопроса сироты…
– В Балахне меня отказываются ставить на учет. В администрации видят мой штамп в паспорте о регистрации в Советском районе и отправляют решать жилищные проблемы в областной центр, – разводит руками мужчина. – А в бывшем общежитии мне не дают вообще никаких бумаг. Даже простой справки о составе семьи, чтобы получать пособие на сына, и то не могу выбить. А что уж говорить о пакете документов, необходимых для постановки на учет.
По мнению специалистов аппарата уполномоченного по делам ребенка, если разорвать этот порочный круг хождения по инстанциям не получается “мирным” путем, решение проблемы стоит переносить в судебную плоскость. Только прежде получить от балахнинской администрации письменный отказ, почему все-таки они не ставят Алексея Сомова на учет как малоимущего. “МК в Нижнем” будет следить за развитием ситуации.