Семью Веселкиных мы застали за завтраком. Рассевшись за небольшим столиком, четверо детей Анастасии Веселкиной со смаком уплетали макароны. Мать смотрела на ребят стоя, прислонясь к шкафу: сама она не ела уже четверо суток.
- Максимум – чаю с лимоном попью. Больше ничего, - устало улыбнулась она.
Самый младший из четырех детей - трехлетний Степа - маму жалеет, хотя и не понимает, из-за чего она так переживает. Старшие дети – шестилетняя Маша, восьмилетняя Доминика и десятилетний Георгий - тоже поддерживают маму как могут. Семья проживает в деревянном доме на улице Невзоровых, где кроме электричества нет вообще ничего: ни отопления, ни газа, ни водоснабжения. Воду канистрами носят из соседних домов, мыться ходят к знакомым, еду готовят на газовых баллонах. В том, что дом рассыпается, легко убедиться невооруженным взглядом: деревянные стены давно покосились, между досками зияют дыры, крыльцо того гляди рухнет вниз.
- Когда-то давно наш дом был общежитием завода “Старт”, на котором работал мой папа, - рассказывает Анастасия Веселкина. – Когда в перестройку завод обанкротился, дом бросили на произвол судьбы, хотя в нем по-прежнему жили люди. У нас тут же отключили все коммуникации. Зима наступала, отопления и газа не было, а у меня только Доминика родилась. Несколько лет ушло на хождение по инстанциям, чтобы нас прописали в этот дом, ведь все мы проживали в нем по договорам найма с заводом. Затем еще несколько лет пришлось потратить на то, чтобы муниципалитет признал дом аварийным.
Наконец, все документы, подтверждающие необходимость расселения, были готовы. Мэрия начала предлагать квартиры: однокомнатную в Верхних Печерах, затем двухкомнатную на Мещере. Последнее предложение было совсем не плохим: Веселкиным рекомендовали перебраться в квартиру общей площадью 64 квадратных метра взамен имеющихся у них 42. Однако к этому моменту семья уже развалилась: Анастасия развелась с мужем, он нашел новую жену, которая родила ему ребенка. Однако бывший супруг по-прежнему оставался прописанным на Невзоровых. Городская администрация начала настаивать, что и в новую квартиру Веселкины должны переехать все вместе.
- Конечно, можно было бы переехать, а потом разменяться. Но договориться с мужем мы не можем. Он наотрез отказывается от любых предложений, я даже хотела отказаться от алиментов, лишь бы он не переезжал вместе с нами, - жалуется Анастасия. – При этом сам он большую часть времени проводит с новой семьей в их квартире на Автозаводе. Получается совершенно абсурдная ситуация.
Расселяться на таких условиях Анастасия отказалась. Начались судебные тяжбы, которые она выигрывала. В марте нынешнего года суд Советского района постановил предоставить Веселкиным две разные квартиры, причем из расчета не менее 18 кв.м на человека. Но в городской администрации с таким решением оказались не согласны. Чиновники хотели подать кассационную жалобу в районный суд, однако не успели в предписанные сроки. Тогда кассацию направили в областной суд.
- Я не понимаю, почему городскую администрацию так волнует, сколько квартир нам дадут. Ведь есть постановление суда, оно имеет большой вес, - недоумевает Анастасия. – Не из собственного же кармана чиновникам покупать нам квартиры, а из бюджета. Он ведь, как любят повторять наши власти, социально ориентированный. Это какая-то ничем не оправданная жестокость!
Голодовка – крайняя мера, на которую решилась многодетная мама. Если и это не поможет, что делать дальше, женщина просто не представляет. Денег на тяжбы больше нет: семья и так живет на алименты, детские пособия и небольшой приработок в виде вязания на дому. Выйти на работу (Анастасия по образованию ветеринар) она не может – детей необходимо кормить, отводить и забирать из школы и детского садика. Дочка Доминика уродилась с уникальным музыкальным даром. Это констатируют преподаватели детской музыкально-хоровой школы “Жаворонок”. Но за учебу в ней опять же надо платить.
- Сил у меня уже нет, - разводит руками Анастасия. – Я не знаю, что мы будем делать.
Компетентно
Михаил Игумнов, заместитель главы администрации Советского района:
- При переселении из аварийных домов граждане не улучшают свои жилищные условия. Согласно законодательству переселение носит компенсационный характер, то есть людям предоставляют квартиры такой же площади, которая у них была раньше. В случае с Веселкиными мы имеем решение районного суда, обязывающее администрацию города предоставить женщине с детьми квартиру площадью не менее 90 кв.м плюс мужу квартиру, не менее 33 кв.м. Данное решение нарушает закон. Поэтому оно обжаловано. На это, кстати, есть и соответствующее постановление прокуратуры.
Мы не имеем права отзывать иск: в данном случае мы подведомственны прокуратуре. Если наше решение будет расходиться с требованиями закона, значит, нам за него придется отвечать. Пусть суд поставит точку в этой истории.
Павел Астахов, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (выдержка из письменного ответа на жалобу Анастасии Веселкиной, поступившего в 2010 году):
- Конвенцией ООН о правах ребенка, участником которой является Российская Федерация, установлено, что во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются ли они государственными или частным учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Прошу Вас, уважаемый Вадим Евгеньевич (Булавинов. – Авт.), при расселении дома <…> по улице Невзоровых дать поручение предоставить многодетной матери Веселкиной А.В. отдельную от бывшего мужа жилую площадь с учетом нормы предоставления площади жилого помещения на человека. О принятом решении прошу сообщить мне и заявителю в предусмотренном законодательством порядке.
Владимир Мачеча, заместитель прокурора Советского района города Нижнего Новгорода:
- Из положений статей 86-89 Жилищного кодекса РФ следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Новое жилье должно быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Выводы суда о необходимости предоставить Анастасии Веселкиной с несовершеннолетними детьми жилого помещения в Советском районе Нижнего Новгорода по мотиву, что дети посещают здесь школы и детский сад, не основаны на вышеуказанных нормах права. В любом из районов города широко развита социальная инфраструктура, следовательно, жилое помещение должно быть предоставлено семье Веселкиных в черте данного муниципального образования. Постановлением городской думы Нижнего Новгорода на территории города установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 13 кв.м на одного человека. Таким образом, выводы суда об обязанности предоставить Веселкиным на семью из пяти человек жилое помещение общей площадью не менее 90 кв.м, не основано на нормах закона.
Что касается того факта, что супруги Веселкины находятся в разводе и поэтому могут рассчитывать на предоставление двух разных квартир, то представьте себе ситуацию: если бы семья развалилась и при этом жила в нормальной квартире в неаварийном доме, государство должно было бы покупать им две квартиры? Нет. Речь в данной ситуации идет не об улучшении жилищных условий, а только о предоставлении равных по числу квадратных метров. Им дадут новую комфортную квартиру, в хорошем состоянии, со всеми коммуникациями – гораздо лучше, чем у них есть сейчас. А дальше пусть договариваются и разменивают ее самостоятельно.
В Нижнем много ветхих домов, жители которых уверены, что при расселении каждому из них купят по квартире. Некоторые ради этого специально в них прописываются. Такой вариант возможен, только если к расселению подключится заинтересованный инвестор. Но не за счет государства.
Олег Кондрашов, глава администрации города Нижнего Новгорода (после посещения семьи Веселкиных в понедельник, 6 июня):
- Городская администрация не может направо и налево раздавать квартиры всем желающим. Нам это прокуратура не позволит. Но я понял, что у Веселкиных вообще ситуация сложная: бывший муж претендует на отдельную квартиру. С точки зрения морали, это очень нехорошая позиция. Мы попытаемся разрешить эту проблему.
Кстати
Это далеко не первый случай, когда многодетные семьи отстаивают свои права, предпринимая крайние меры. Семья Путрешевичей сейчас частый гость на всевозможных митингах. Дом на улице Студеной, в котором семья прожила последние десять лет, признали аварийным. Под угрозой безопасность детей, а их у Путришевичей семеро. Семье предложили новую квартиру на улице Цветочной, однако нижегородцы от нее наотрез отказались. Они уверены, что им положена квартира большей площади и в центре города. Судебные заседания по этому поводу пройдут в июле.