Сообщения об осквернении могил начали появляться в криминальной хронике в начале весны. И очень быстро стали походить на сводки с поля боя. Судите сами:
Середина апреля. Новосормовское кладбище. Шесть памятников с мусульманских могил повалены на землю, на 24-х желтой и зеленой краской нарисована свастика.
- 11 мая. Румянцевское кладбище в Приокском районе. На 40 памятниках лица усопших закрашены черной краской.
- 16 мая. Марьина Роща. Осквернены почти 70 мест последнего пристанища.
- 19 мая. Кладбище “Красная Этна”. Мусульманский квартал. Еще десятки фотографий и табличек с именами почивших замазаны голубой и коричневой краской.
В общей сложности оказались осквернены 300 надгробий. Начальник нижегородской полиции Иван Шаев заявил на пресс-конференции, что это дело рук подростков-хулиганов. Такой ответ оскорбил представителей мусульманского общества.
– Сказать, что это хулиганство – это не сказать ничего, – говорит заместитель председателя ДУМНО по учебно-воспитательной работе Абдулбари-хазрат Муслимов. – Невозможно передать ту боль, которую испытывают люди, когда приходят на могилы родственников после того, как на них побывали вандалы. К имаму приходил мужчина, который потерял ребенка. Могилу самого дорогого ему человека осквернили уже трижды. Мужчине даже говорить трудно, он дрожит весь. Эта история началась не вчера. Уже три года мусульманские могилы разрушают, но никто до сих пор не задержан.
В полиции утверждают, что сейчас на поиск преступников направлены все силы.
– Наши сотрудники патрулируют кладбища и день и ночь, – заявил на пресс-конференции начальник центра по противодействию экстремизму ГУ МВД по Нижегородской области Алексей Трифонов. – Мы рассматриваем самые разные версии преступления: и просто хулиганство, и ксенофобия, и психические отклонения, и религиозный мотив.
По мнению г-на Трифонова, эти акты вандализма отличаются от тех, что случались раньше.
– Прежде вандалы рисовали свастику. Теперь – полумесяц и звездочку, – отмечает Алексей Трифонов. – Кроме этого, они закрашивают краской фотографии усопших, таблички с именами заклеивают газетами... А на нескольких надгробиях оставили надписи на арабском языке, которые в переводе означают слово “язычники”. Все это говорит о том, что преступники как минимум знакомы с основами ислама и считают, что захоронения произведены неправильно.
Абдулбари-хазрат Муслимов допускает, что вандализм мог быть совершен радикально настроенной мусульманской молодежью (по их мнению, на памятниках не должно быть портретов умерших). Но для представителей ДУМНО эта версия не является основной.
– Большинство надгробий, которые подверглись осквернению – это захоронения 1950-60-х годов. Это могилы ветеранов войны и тружеников тыла, внешний вид которых полностью соответствует требованиям ислама, – утверждает представитель ДУМНО.
За эти несколько месяцев разгула кладбищенского вандализма властям было задано много вопросов по поводу защиты погостов.
– У нас нет возможности охранять все кладбища города, – говорит директор муниципального “Комбината ритуальных услуг населению” (КРУН) Владимир Ворошуха. – Просто нет на это денег. Профинансировать охрану мест захоронений можно только из двух источников: городской бюджет и бюджет КРУНа. Если будем выделять деньги из городской казны, придется отказаться от строительства детских садов, больниц. Если из бюджета КРУНа, придется в разы поднимать цены на ритуальные услуги.
Работники кладбища стараются по мере сил следить за порядком, но они не могут сами бороться с негодяями. Наши сторожа – это не Брюсы Уиллисы. И из оружия у них только мобильные телефоны, чтобы в случае чего вызвать полицию.