Несколько десятков архитекторов съехались к нам, в том числе и часто упоминаемый в последнее время Александр Коллонтай, разработчик генплана Нижнего Новгорода. Почетный президент Союза архитекторов Юрий Гнедовский (который, между прочим, начинал создавать жилой комплекс на Мещере), сразу с гордостью ответил на вопрос: “С кем вы, мастера?”:
– Мы – в охранителях исторического наследства и пространства. В Москве мэр Собянин приостановил и будет пересматривать все проекты застройки исторических мест, в Санкт-Петербурге остановили строительство башни Охта-Центра. Молодые люди ложатся под бульдозер, и мы считаем, это хорошо, что общественность участвует в сохранении исторических и культурных мест. Это воспитывает патриотизм. А Нижний и архитектурное сообщество здесь мы очень высоко оцениваем.
– Меня пригласили в Нижний, – объяснял Коллонтай, – как разработчика генплана и проекта планировки исторического центра, которые делались параллельно, в комплексе. Нам, я считаю, удалось совместить стратегию развития города и охрану исторического центра.
Проект планировки был сделан даже раньше генплана. Но почему он до сих пор не утвержден, мне непонятно! Это вопрос к руководству города.
Проект обеспечивал ту самую охрану исторического и культурного наследия, о которой сегодня столько говорят. Это более детальная разработка центра Нижнего, она содержит те самые охранные зоны и регламенты, которые позволяют сохранить исторический Нижний. Боюсь утверждать, но затягивание принятия проекта планировки центра Нижнего кому-то выгодно.
– Проект планировки центра Нижнего Новгорода, где учтены все регламенты: высотные, экологические, охранные – будем утверждать в ближайшее время, – говорит директор департамента градостроительного развития территории Нижегородской области Александр Бодриевский. – Сначала в Нижнем шли выборы, и новой власти еще нужно время, чтобы ознакомиться с проектом планировки. Его предстоит еще осмыслить, возможно, внести коррективы, и затем мы начнем воплощать его в жизнь.
Известные зодчие долго ждали на открытие конференции “Исторический город и развитие мегаполиса” кого-то от власти. Дождались главу города Нижнего Олега Сорокина, который оправдывался:
– Власть про архитекторов не забывает. Но хорошо бы еще и архитекторы про власть тоже не забывали, приглашение я от вас получил поздно, только вчера.
Выслушав ответное слово г-на Гнедовского, Олег Сорокин покинул конференцию, оставив слушать рекомендации Союза главного архитектора области Сергея Попова.
Странной все-таки выглядела эта встреча уважаемых людей. Некое дежа вю, спровоцированное, возможно, сменой власти в городе. В центре Нижнего то там, то тут идут локальные строительные конфликты, ни на миг не утихает дискуссия по поводу застройки центральных улиц и отдельных территорий (Ильинка, например, местами превратилась в небезопасную разрушенную зону), а лучшие зодчие России рассуждают, как нам уберечь исторический базис и его пространство, и восхищаются природными красотами.
Кстати
Проект планировки центральной части Нижнего Новгорода разработан по поручению губернатора Валерия Шанцева. В документе содержатся нормы, предусматривающие ограничение на строительство зданий в центре города, а также на предельную высотность новых строений до шести этажей. В настоящее время проект находится на согласовании и должен быть утвержден в 2011 году, сообщают в правительстве области. Историко-архитектурные традиции Нижнего Новгорода обязательно будут сохранены, – заявляет губернатор Валерий Шанцев.
Коллонтай отбивается
– Перед отъездом в Нижний Новгород я посмотрел на сайте, какие предлагаются поправки в генплан, – заметил его разработчик Александр Коллонтай, отвечая на вопрос “МК в Нижнем”. – Их можно обсуждать, но в своей общей массе они не ухудшают генплан, можно сказать, детализируют. Хотя могли бы с разработчиками посоветоваться, но коль скоро город берет на себя, то он и отвечает…
Что думает Коллонтай по поводу обвинений в том, что он чересчур расширил шумовую зону от аэродромов в Нижнем Новгороде?
– Это особый вопрос. Генплан разрабатывался с учетом всех норм и правил, и законодательства, – продолжил архитектор. – Вот когда в Нижнем поменяется парк самолетов, изменится глиссада, тогда можно будет утверждать, что и шумовую зону нужно пересматривать.