Неизвестный соавтор Конан-Дойля

История Сидни Пэджета оказалась неразрывно связана с Холмсом и Ватсоном

“Записки Шерлока Холмса”, которые выходят в свет с новым номером “МК” – это сборник рассказов, опубликованных в 1892-1893 годах. Впервые свет увидел их в журнале Strand Magazine, с иллюстрациями Сидни Пэджета. Благодаря своему видению главных героев молодой портретист и иллюстратор вошел в историю Британии.

История Сидни Пэджета оказалась неразрывно связана с Холмсом и Ватсоном

Именно Пэджет впервые в истории изобразил Шерлока Холмса высоким, скуластым мужчиной в пальто-накидке и клетчатой шапке с двумя козырьками. Кстати, такой же головной убор постоянно носил сам художник. Моделью к образу знаменитого сыщика послужил младший брат художника Уолтер.

Ватсона же Сидни нарисовал невысоким, крепкого телосложения, с пышными усами. Словом, “истинным англичанином”.

Образы Пэджета оказались настолько удачными, что буквально навеки закрепились за персонажами. На иллюстрации Пэджета ориентировался даже Игорь Масленников, когда подбирал актеров на роли в советской экранизации произведений Конан-Дойля.

До Пэджета Холмса и Ватсона изображали и другие художники. Например, Дэвид Генри Фристон и Чарльз-Дойль, отец Артура Конан-Дойля. У первого художника Холмс не выглядел ни сухопарым красавцем, ни интеллектуалом. Он был невысок, толст, с маленькой головой и руками, сильно контрастирующими с массивным телом. Как отметил тогда Боб Бирн, автор одной из заметок о художниках, “если бы мужчина на рисунках не держал в руке лупу, можно было бы не догадаться, что перед нами Холмс”.

У Чарльза-Дойля Холмс получился скорее комичным персонажем, он рисовал его с бородкой. Такой Холмс тоже не снискал популярности.

Сам Артур Конан-Дойль был недоволен всеми изображениями своих героев. Поэтому Пэджету, который, кстати, был ему близким другом, доверил работу только при условии тотального контроля. Наверно, именно поэтому иллюстрации Пэджета получились столь удачными. Именно после их публикации повести о Шерлоке Холмсе обрели успех.

Сидни, начиная с 90-х годов XIX века, отдавал предпочтение графике. Именно в этом стиле он работал над изображениями Холмса.

– Во многом залог удачных иллюстраций лежит в самом произведении, – рассказал нам дизайнер, иллюстратор одного из нижегородских издательств Антон Мизинов. – Художник должен проникнуться книгой, она должна ему нравиться. Исходя из этого, уже можно рисовать персонажей и ключевые сцены.

Собственно, если произведение нравится, то работать над ним легко всем: и корректорам, и верстальщикам, и иллюстраторам. Судя по всему, Сидни Пэджет не просто проникся произведениями Конан-Дойля. Он ими жил.

За свою короткую жизнь – Сидни прожил всего 48 лет – он сделал 356 рисунков к 38 произведениям Конан-Дойля.

– От качества иллюстраций часто зависит, купят книгу или нет. Однако художник не может идти на поводу у читателей, – отметил Антон Мизинов. – Напротив, художник должен воспитать читателя, привить ему хороший художественный вкус. Качественные иллюстрации никогда не пройдут незамеченными. Есть примеры, когда они входят в историю, навсегда формируя представления о литературных героях. Так случилось и с работами Сидни Пэджета.

Кстати

В сентябре в России вышел в свет трехтомный сборник графических новелл “Холмс”. По сути, это комикс. Он создан по мотивам рассказов Конан-Дойля. По признанию автора, художника-иллюстратора Леонида Козлова, он работал над трехтомником многие годы. Переиздание рассказов в таком необычном формате вкупе с современными экранизациями “шерлокианы” (сначала Гая Ричи, затем телекомпании BBC) создает совершенно новую трактовку любимых героев.

VIP-читальня

Захар Прилепин, писатель:

– Конан-Дойль – одна из составляющих генетического кода каждого советского мальчишки наряду с Жюлем Верном и Киплингом. Это то, из чего мы все состоим. Произведения Конан-Дойля я читал в детстве, причем не столько Шерлока Холмса, сколько все остальное. Самым интересным для меня остается детское, доверчивое и любознательное отношение к миру самого Конан-Дойля. Обычно оно теряется, когда человек взрослеет, а сэр Артур смог его сохранить.

Благодаря такому мироощущению писатель нередко попадал впросак. Например, написал повесть про девушку, занимающуюся спиритизмом, а потом оказалось, что в жизни совершенно не так. Но фантазия у Конан-Дойля была отменной.

Мой сын, кстати, тоже начал читать с фантастики Конан-Дойля. Я ему посоветовал прочитать “Затерянный мир”. Он остался очень доволен. В юности я читал рассказы Конан-Дойля про Шерлока Холмса. При этом детективы как литературный жанр мне совершенно не интересны. Но, я считаю, называть книги Конан-Дойля детективами нельзя. Это такие же детективы, как, например, “Преступление и наказание” Достоевского. Книги Артура Конан-Дойля уже безжанровая, настоящая, большая мировая литература.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру