Дьяволесса плюс Раймондо
– Прошлый год я бы не назвала самым удачным в карьере. Поначалу на двух турнирах в Европе моя лошадь Дьяволесса чувствовала себя далеко не идеально, и мы не смогли показать хорошие результаты. А вот выступлениями в Мюнхене и Вердене я была довольна. Вообще в прошлом сезоне мы принимали участие в более сложных турнирах, чем в 2017 году, и это важный показатель.
Отдельно скажу о главном соревновании 2018 года – Всемирных конных играх, которые проходили в Трионе (США). Существенные коррективы внесла погода: то жара, то ураган... Подготовка к соревнованиям оказалась скомканной. А за день до турнира активно велись строительные работы, откуда-то сверху с шумом кидали палеты... В общем, лошадь во время тренировки смогли изрядно напугать. У меня есть фотографии, где у Дьяволессы огромные испуганные глазищи. Думаю, что этот стресс накануне соревнований сказался на результате. И все-таки для сборной России было очень важно принять участие в самых престижных международных соревнованиях, хотя на Играх в Трионе наша команда не получила олимпийской лицензии.
А завершился год турнирами в Лионе и Женеве. Во Франции удалось проехать с высоким процентом и занять одиннадцатое место в КЮРе Большого приза. Там была очень серьезная конкуренция, поэтому результатом я довольна. А вот в Швейцарии, где мы заняли седьмое место, состав участников был поскромнее. Наверное, там могли выступить и получше... Повторюсь, год был насыщен крупными турнирами, и теперь более понятно, в каких соревнованиях обязательно надо участвовать в будущем, а какие старты можно пропустить.
– Какие планы на предолимпийский год?
– В первую очередь выделю Кубок наций в Фальстербо и чемпионат Европы в Роттердаме. Кроме того, будет еще несколько международных соревнований.
– Насколько известно, кроме Дьяволессы у вас появился еще один партнер для Больших заездов – Раймондо.
– Раймондо мы будем, что называется, смотреть. Если он «побежит» хорошо, то попробуем на нем где-нибудь выступить. Раймондо, безусловно, талантлив, но и с ним были свои проблемы, кое-что надо исправлять... Мне нравится этот конь, некоторые элементы он выполняет просто здорово. И все-таки говорить о перспективах я не берусь, тем более в силу его возраста (17 лет. – Прим. автора).
В Германии начинала с нуля
– Вы уже более десяти лет живете в Германии, вышли замуж за немца. Чем занимается муж и помогает ли он в вашей работе с лошадьми?
– Его работа связана с автомобилями. Кстати, Петр – немец, но родился и долгое время жил в СССР. Так что владеет русским языком, наверное, даже получше, чем немецким. Конным спортом он никогда не занимался, но с лошадьми общаться умеет. Если у него есть свободное время, может и мне помочь.
– Не сомневаюсь, что по-немецки вы говорите уже давно и уверенно?
– Говорю свободно, хотя и с акцентом.
– А вообще насколько вам близок менталитет немцев?
– Не поверите, очень близок. Наверное, у меня в роду были немцы (смеется). Пунктуальность немцев меня радует чрезвычайно, а в России просто бесило отсутствие этой самой пунктуальности.
– Что вам особенно понравилось или не понравилось в Германии?
– Мне очень понравилось, сколь широки возможности в моем любимом виде деятельности. В Германии конный спорт развит лучше, чем где-либо в мире, а выездка там очень популярна... Что не понравилось? Да не было такого!
– После того как вы переехали в Германию, вы несколько лет не выступали. А потом произошла своеобразная «перезагрузка», и вы снова стали действующей спортсменкой, уверенно вошли в состав сборной России. А ведь все произошло, так понимаю, случайно?
– Да. Я ведь в Германии начала, можно сказать, с нуля. «Работала» молодых лошадей, в основном на продажу. А однажды хозяин Дьяволессы сказал: «Ее мы продавать не будем». Я в шутку ответила: «Поедем с ней на Олимпиаду». И вот с 2016 года мы выступаем с ней в программах Большого приза.
– Прогресс налицо, ведь уже в 2017 году вам было присвоено звание мастера спорта международного класса, а в Германии вручили «Золотой знак». Что это за знак такой?
– Эту награду вручают в Германии за победы на соревнованиях по выездке. В частности, в Большом призе надо занять место в пятерке сильнейших на десяти турнирах.
Можно выступать хоть до пенсии
– В сборной России по выездке лидером является москвичка Инесса Меркулова. У вас второй рейтинг в стране. Готовы побороться за лидерство?
– Бывает, что мне удается опередить Меркулову на международных соревнованиях, но это, можно сказать, получается случайно. На данный момент Инесса Викторовна – лидер, причем уверенный.
– В предолимпийский год будут какие-то сборы основного состава национальной команды?
– Перед чемпионатом Европы, который пройдет в августе, запланирован сбор на базе в Германии.
– Директор конноспортивного комплекса «Пассаж» Анатолий Балыкин отмечал, что хотя Дьяволесса не всегда себя уверенно чувствует в манеже, манеж Дортмунда для нее как дом родной. А у вас ведь ближайшие старты запланированы именно в Дортмунде...
– Да, в марте мы будем там выступать. В прошлом году действительно в Дортмунде все сложилось удачно. Но Дьяволесса чутко реагирует на смену обстановки. Характер-то женский! Поставьте, например, какую-нибудь новую камеру, и это может ее смутить. Но надеемся, что все будет в порядке.
– У вас в работе несколько лошадей. К тому же вы тренируете молодых спортсменов. Как обычно складывается рабочий день?
– Он длится восемь-десять часов. Продолжительность зависит от того, тренирую ли я или «работаю» лошадей, которых в день бывает от пяти до семи. Так что спорта, тем более на свежем воздухе, мне хватает. В выходной день, честно говоря, вообще не хочется на улицу выходить. Разве что в бассейн с подружкой...
– В конце января вы проводили мастер-классы в «Пассаже». Когда ожидать вашего следующего приезда в Нижний Новгород? Наверное, посетите этап Кубка мира в «Пассаже», который традиционно пройдет в июне?
– Сложно сказать. Многое будет зависеть от предолимпийского квалификационного турнира, который ожидается в Москве во второй половине июня. Пока еще решены не все вопросы, касающиеся этих соревнований, а потому я не могу четко знать свой июньский график.
– Сколько еще планируете выступать, или сейчас об этом вообще не задумываетесь?
– Долгожителей в спорте у нас хватает. Японский всадник, например, в семьдесят лет квалифицировался на Олимпиаду. О себе думаю так – 70 лет, наверное, многовато. А вот до 60 – вполне можно выступать. Смотрю на действующих спортсменок, скажем, лет 55 – еще крепенькие... Впрочем, многое будет зависеть от того, какая будет у меня лошадь и как долго она сможет выступать.