Как нижегородский автозавод изменился сам и меняет свой район?

Как нижегородский автозавод изменился сам и меняет свой район?

Драйвер перемен

Как нижегородский автозавод изменился сам и теперь меняет свой район

Нижний Новгород, который по итогам сезона наверняка снова войдет в топ самых посещаемых городов страны, позиционируется как «город, в котором чувствуешь жизнь». Жизнь — это движение, развитие, и именно перемены прежде всего подкупают туристов: за последние несколько лет город преобразился, и гости снова и снова возвращаются сюда, рекомендуют Нижний друзьям и знакомым. Но не менее ценны изменения, которые заметны прежде всего самим жителям — там, где они работают, где каждый день гуляют с детьми. Именно по такому принципу развивается сегодня крупнейший в Нижнем Новгороде Автозаводский район, который называют «городом в городе». За обновления здесь вместе с районной администрацией отвечает градообразующий автомобильный завод, который с подачи Олега Дерипаски стал драйвером перемен в отрасли, а теперь меняет городскую среду вокруг. Главные символы этой большой реновации — в нашей виртуальной экскурсии по самому автозаводу и его окрестностям.

Производство мирового уровня

Еще каких-то 25-30 лет назад на автозаводе все было иначе. Как и многие предприятия того времени, он вошел в рыночную экономику в тяжелом состоянии. И хотя у завода уже был перспективный продукт — серийный выпуск первых «Газелей» стартовал в 1994-м, и спрос на них превысил все самые смелые прогнозы, испытания новыми условиями рынка давались с невероятным трудом. Сбоили в поставках компонентов, на складах копились тысячи некомплектных автомобилей, да и их качество в целом оставляло желать лучшего. К 1998 году завод и без дефолта был близок к краху. 

Переломным стало начало 2000-х, когда на предприятие пришла команда управленцев во главе с Олегом Дерипаской. Это был исторический момент: на заводе начали внедрять производственную систему — новую философию производства, основанную на непрерывных улучшениях и особом подходе к качеству продукта. То есть стратегически дальновидно начали с главного — с разрухи в головах. 

Тогда Горьковский автозавод, был, пожалуй, первым в стране, кто всерьез сделал ставку на бережливые технологии с их ростом производительности труда, вовлеченностью сотрудников и прочими эффектами, особенно востребованными сегодня. 20 лет назад Дерипаска лично изучал эти возможности на заводах Toyota, а потом привез японцев в Нижний и сам внедрял улучшения непосредственно в цехе — на участке сварки ветрового проема «Газели». Теперь этот производственный участок можно считать одним из главных символов изменений, со временем превративших завод в высокотехнологичное предприятие, в лидера своей отрасли. 

Новые подходы постепенно охватили все предприятие, все этапы производства, логистики и продаж: личный пример руководителей и результаты коллег оказались в хорошем смысле заразными. Рядовые рабочие поняли, что начальство их слушает и слышит, приветствуя все предложения, способные оптимизировать процессы. Дефекты стали «бриллиантами»: за обнаружение брака перестали штрафовать, а за решения проблем стали давать премии. 

Сейчас на автозаводе выросло уже целое поколение сотрудников нового типа, которые верят в свой продукт и искренне вкладываются в общее дело. Посмотрите ролики амбассадоров предприятия в соцсетях — такой увлеченности может позавидовать любой работодатель. Наверное, это главный фактор того, что из каждого кризиса автозавод выходит с новым поколением машин, постоянно обновляя и ряды модификаций. 

Но одной философией в условиях открытого рынка иностранных конкурентов не обыграешь, поэтому все эти годы на заводе параллельно совершенствовали мощности. Сегодня ключевые цеха предприятия на 85% роботизированы: можно бесконечно наблюдать за снующими «умными» манипуляторами в цехах сварки или окраски — по уровню оснащения они соответствуют крупнейшим мировым автопроизводителям, и авторитетные зарубежные партнеры автозавода, которых в последние десятилетия было немало, это только подтверждали.

Совершенствование компетенций

Сегодня, несмотря на санкции, которые коснулись предприятия раньше других — еще в 2018 году, «Газели» стабильно занимают больше половины рынка в своем сегменте. Если бы Дерипаска вкладывался только в станки, вряд ли такое было бы возможным. Главным объектом инвестиций всегда был персонал, его развитие. Как в производстве ключевыми стали непрерывные улучшения, так и в кадровой политике — непрерывный рост качества компетенций сотрудников. 

Символ этих изменений — собственный корпоративный университет автозавода, или Академия современных технологий автомобилестроения имени А. Н. Моисеева. Это один из крупнейших в стране корпоративных университетов: в его каталоге порядка 400 образовательных программ, в прошлом году их осваивали 23 тыс. человек. 90% студентов — сотрудники автозавода, но вообще образовательный центр открыт для всех желающих.

На базе академии созданы собственные, автозаводские «Кванториум» и «Техноспейс» — технопарки дополнительного образования, в которых ежегодно занимаются порядка 600 детей. Работать над программами ранней профориентацией на предприятии начали тогда же, в начале 2000-х: именно в Нижнем по инициативе Дерипаски появились первые кружки робототехники — уже тогда было понятно, что без популяризации инженерного дела, науки и техники далеко не уедешь, растущему производству будут нужны мотивированные сотрудники. Сегодняшняя ситуация на рынке труда подтверждает правильность выбранной стратегии: цифровой автопром с электромобилями, водоробусами и беспилотниками требует творческих, молодых и бесстрашных, и никакие роботы сами по себе тут не помогут.  

Уважение традиций

Об этом, о творчестве и роли человека в создании удивительных машин, — Музей истории ГАЗ. Здесь всегда была особая атмосфера, которую удалось сохранить даже после масштабной реконструкции. Ремонт задумали еще до пандемии и планов не изменили. Потому что музей — тоже символ: это хранитель истории, без которой невозможны никакие перемены. 

Обновленный в 2022 году музей удивил всех: из экспозиции раритетных машин и архивных документов он превратился мультимедийный историко-образовательный центр, увеличив при этом количество автомобильных экспонатов. Видеопроекции и сенсорные экраны, аудиоточки и дополненная реальность, тренажеры-симуляторы и VR-очки — здесь есть все, что можно себе представить в современном интерактивном музейном пространстве, которое больше нацелено увлечь посетителя, чем продемонстрировать достижения предприятия.

Музей и раньше был одной из главных достопримечательностей города, а после ремонта бьет все рекорды посещаемости: за полтора года здесь побывали порядка 300 тыс. человек. Особенно популярны экскурсии по интерактивному этажу для школьников и студентов: учителя выстраиваются в очередь, чтобы проводить здесь выездные уроки и на месте рассказывать детям о том, какой он — современный автозавод. 

Забота о здоровье сотрудников

Еще один символ перемен — собственный медицинский центр автозавода. Медико-санитарная часть предприятия была основана еще в 1933 году, и несмотря на все перипетии и кризисы удалось сохранить эту базу до сих пор. Более того, сегодня центр входит в десятку лучших частных некоммерческих медцентров в стране. 

За 90 лет хозяйство заметно прибавило в объемах: сегодня в клинике почти два десятка отделений плюс медпункты и профилактории на территории завода. Почти 30 тыс. пациентов, прикрепленных к центру, обслуживают более 100 врачей. А оснащению медцентра могут позавидовать многие большие клиники областного значения: например, во время пандемии ковида здесь появилось не имеющее аналогов в регионе МРТ- и КТ-оборудование, а собственную ПЦР-лабораторию построили с нуля за несколько месяцев. 

Скоро в центре планируют расширить физиотерапевтическое отделение: здесь установят оборудование для бальнеотерапии — ванны, бассейны, как на каком-нибудь курорте. Кто-то сочтет излишеством, а вообще это скорее свидетельство все того же, уже привычного для завода непрерывного совершенствования.

Развитие территорий

На новый уровень забота о сотрудниках на автозаводе вышла несколько лет назад с запуском проекта «Новый социальный вектор». Его предложили рабочие советы предприятия и поддержал Олег Дерипаска. Он лично осмотрел объекты социальной инфраструктуры района, которые нуждаются в реконструкции, и призвал коллег сделать так, чтобы Автозаводский район не уступал по комфортности «Новой Коммунарке», «Новой Москве», новым районам в Санкт-Петербурге.

Работу построили системно: в проекте несколько направлений, по каждому были собраны заявки сотрудников и началось взаимодействие с властями. Символ этих перемен —спорткомплекс «Чайка», или стадион «Ручные игры», как его называют сами автозаводцы. Построенный в начале 1990-х при активном участии работников автозавода, стадион постепенно ветшал и приходил в негодность. В рамках «Нового соцвектора» его реконструировали первым. Теперь здесь две современные хоккейные коробки, футбольное поле с искусственным покрытием, новый теннисный корт, городошная площадка и даже скейт-парк и экстремальная велотрасса BMX, которые появились в проекте благодаря пожеланиям автозаводской молодежи. 

Что интересно — стадион муниципальный, а инвестиции в реконструкцию – частные. Конструктив проекта в том, что депутатам от автозавода и его управленцам удается найти тот необходимый в партнерстве баланс, как финансовый, так и организационный, который устроит всех — и город, и компанию, заинтересованную в улучшении качества жизни своих сотрудников. Так, например, в случае с тем же спорткомплексом «Чайка» автозавод профинансировал его строительство, а город благоустроил близлежащую территорию. Также во взаимодействии с органами власти на Автозаводе сейчас обновляют еще с десяток социальных объектов и общественных пространств: лыжную базу, Дворец культуры, Дом физкультуры, парк культуры и отдыха и др. 

Почет ветеранам

Символ заботы о каждом сотруднике, бывшем и действующем, молодом и почтенном, — обновленный в рамках «Нового соцвектора» автозаводский Дом ветеранов. У предприятия 40 тысяч неработающих пенсионеров, и ремонт Дома ветеранов особенно наглядно демонстрирует отношение к ним. Теперь здесь есть выставочный и конференц-залы, арт-студия, компьютерный класс, библиотека, зал для гимнастики, а сам ремонт сделан с вниманием к деталям интерьера 1930-х годов.  

При этом Дом ветеранов — это не только красивые стены. Здесь действительно каждый день делают все, чтобы с уходом на пенсию люди не потеряли себя. Есть своя изостудия, занятия по арт-терапии и фитнес, шахматный и бильярдный клубы, свой ансамбль «Второе дыхание», который дает концерты для юбиляров и на праздники. Вовлекают ветеранов и в общественные активности — сейчас, например, вместе с ними готовятся к 100-летию Автозаводского района в 2030 году.

Память поколений

В июле этого года на Автозаводе открыли памятник Борису Видяеву — директору завода, который управлял предприятием в 1990-е и выводил на рынок легендарную «Газель». На заводе его называют «народным директором»: за особое, человечное отношение к сотрудникам в сложное время, в эпоху перемен. Памятник необычный: Видяев сидит, улыбается и, как будто немного стесняясь, показывает свое главное детище — автомобиль, который в свое время вывез на себе только зародившийся малый бизнес страны. 

Установка памятника — тоже проект «Нового соцвектора», то есть инициатива коллектива предприятия. На открытии было многолюдно: пришли те, кто работал с Видяевым и знал его лично, звучало много теплых слов, воспоминаний. Событие вроде бы незначительное, как сказали бы в новостях — районного масштаба, но для автозавода это тоже важный символ: здесь помнят своих героев и собираются вместе, чтобы их почтить. Такое единство и преемственность, которые не теряются со сменой поколений, — часть менталитета людей, на котором многое держится. А ценность и «народность» автозаводского лидера сегодня — в умении это поддержать. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру