Горьковский автозавод определил лучших на конкурсе профмастерства

Горьковский автозавод определил лучших на конкурсе профмастерства
Фото: Михаил Сорокин

На Горьковском автозаводе прошел конкурс «Профессионалы». Он собрал рекордное количество участников – более 200 мастеров компании. В течение двух дней лучшие специалисты демонстрировали свои навыки.

Традиционно конкурс профессионального мастерства проводится в два этапа. На первом этапе определились претенденты на звание лучших, которые и встретились в финале, на корпоративном этапе.

В этом году в конкурсном регламенте произошли серьезные изменения. В названиях номинаций теперь указаны не специальности, а компетенции. По мнению организаторов конкурса, это расширяет возможности участников, позволяя им демонстрировать свои профессиональные навыки за пределами своей специализации.

Конкурс «Профессионалы» – часть большой программы по развитию кадров, инициированной на Горьковском автозаводе много лет назад промышленником Олегом Дерипаской. Эта программа включает в себя обучение рабочих второй/смежной профессии, переподготовку и повышение квалификации специалистов, развитие управленческих компетенций менеджеров, оказание содействия работникам в получении второго высшего образования и изучении иностранных языков, программы наставничества, формирование и развитие кадрового резерва и пр.

— Конкурс «Профессионалы» — это праздник настоящих мастеров своего дела, которые являются фундаментом нашей компании, комментирует Елена Марштупа, директор по персоналу «Группы ГАЗ».

Каждый год задания усложняются, заставляя участников мыслить неординарно. В номинации «Окраска автомобиля» профессионалам пришлось состязаться не только друг с другом, но и с роботами! Специалисты должны были покрасить крыло автомобиля столь же качественно, как это делают машины.

— «С заданием почти все справились на отлично. В этом году молодежь из категории «Потенциал» не просто наступает на пятки профессионалам, но уже и обгоняет их», — отметил председатель жюри, начальник цеха окрасочного производства Алексей Адякин.

Если в прошлом году слесари механосборочных работ монтировали крупногабаритные детали на статичной раме, то в номинации «Сборка автомобиля» участники работали с патрубками и электрооборудованием, которое приходилось устанавливать на движущейся линии конвейера.

— «Задание довольно сложное, большое число операций и последовательность трудно было запомнить. Если бы не волнение и стресс, мог бы быстрее и точнее задание выполнить. Мне нравится собирать что-то новое. Когда видишь свой автомобиль в городе, гордость берет! Понимаешь, что и ты приложил свои усилия, часть своей души к созданию этой машины», — делится впечатлениями победитель в категории «Профи» Роман Давыдов, слесарь механо­сборочных работ производства грузовых автомобилей. 

Электромонтажные работы — самая массовая номинация, она объединила почти 30 специалистов, которым предстояло собрать непростую схему управления двигателя двухкнопочного поста. Такая конструкция необходима для обеспечения максимальной безопасности на производстве.

— «Нам нужны профессионалы, которые любят свое дело и хотят развиваться в быстро меняющемся мире. Именно такие целеустремленные и компетентные мастера победили на конкурсе. Им предстоит создавать технику будущего», — отмечает Андрей Софонов, управляющий директор Горьковского автозавода.

Изменения нынешнего года коснулись и возрастных категорий участников, ее привели в соответствие со всероссийскими стандартами. Если раньше в молодежную группу «Потенциал» входили специалисты до 27 лет, то с 2024-го - до 35 лет включительно.

Программирование токарных станков с ЧПУ - дело крайне ответственное. Этот навык демонстрировали наладчики.

— «Обычно программы для станков пишут инженеры-программисты, а наладчики их только внедряют. Однако в их компетенцию должно входить как редактирование программ, так и написание своих, если надо что-то откорректировать. Здесь они соревнуются на симуляторах, которые максимально приближены к оборудованию на производстве», — объясняет председатель жюри, начальник отдела механической обработки завода мостов и агрегатов Александр Свиридов.

Борьба в номинации была острой: разница в баллах между первым и вторым местом невелика. Председатель жюри отметил качественный скачок в уровне участников, что свидетельствует об активной подготовке.

— «Ты создаешь детали, как творец. Берешь чертеж и заготовку. Это пока просто бесформенная болванка. Ты составляешь программу, подбираешь инструмент и творишь деталь, которая потом служит людям. Что помогло победить? Упорство и старание, а также опыт», - рассказывает победитель Иван Пугачев, наладчик станков-манипуляторов с ПУ. 

Еще одна номинация без разделения на возрастные категории - «Командная работа». В этой важнейшей для предприятия компетенции состязались пять команд по три человека: руководитель и двое подчиненных. Задание у них было творческое - разработать концепт беспилотника, презентовать эскиз членам жюри, а затем создать подвижную модель, «закупив» материалы (бумага, картон, клей, скотч), не выходя при этом за рамки определенного бюджета.

— «Главное, что мы оцениваем, — это командная слаженность. Насколько участники понимают друг друга, кто берет на себя роль лидера — это иногда не руководитель; насколько согласованны их действия, синхронна работа. Важна также оригинальность идеи и способность ее «продать» на презентации. Год от года заметен рост уровня компетенции конкурсантов. Есть такие, кто начинает в роли подчиненного и дорастает до руководителя команды», — рассказывает судья Анастасия Колабанова.

В результате команда завода мостов заняла второе место. В 2024 году в списке конкурсных номинаций появились три новые позиции. Одну из них — «Слесарные работы по металлу», снова включили в программу. Свое мастерство демонстрировали и водители категории «В» за рулем «Соболя NN».

— «Профессия эта важная и нужная. На предварительном этапе у нас был очень большой конкурс: 32 человека участвовало, а в финал вышли только двое», — рассказывает председатель жюри, начальник управления производственного автомобильного транспорта Владимир Тимощенко.

Водители сдавали знание правил дорожного движения и экзамен на внимательность, точность движений, ощущение машины в ходе испытаний: параллельная парковка, заезд в бокс, «змейка», перемещение кольца с одной стойки на другую, наезд на препятствие. Учитывалась не только правильность выполнения заданий, но и время.

— «Новый «Соболь NN» показал себя великолепно, - делится впечатлениями победитель в категории «Профи» Владимир Костюнин. - Оказаться на пьедестале почета для меня было неожиданно и приятно. Вообще, такие конкурсы очень нужны, чтобы молодежь шла в профессию».

В этом году в список номинаций добавилась новая — «Проектирование и реверс-инжиниринг». На первых этапах инженеры и конструкторы работают с виртуальными моделями будущих машин и их комплектующих. Конкурсным заданием в номинации было создание виртуальной копии определенной детали.

— «Берется реальная деталь, сканируется и в результате получатся облако точек. Задача конкурсантов — разработать трехмерную компьютерную модель этой детали, используя скан и чертеж. Побеждает тот, чья компьютерная модель наиболее точно совпадет с отсканированным паспортом реальной детали», — поясняет председатель жюри, главный инженер-конструктор инженерного центра Сергей Баландин.

Победители из числа студентов, выступавших в категории «Старт», получили дипломы и подарки, а также бесценный опыт. Специалисты из «Потенциала» и «Профи», занявшие призовые места, кроме наград получат денежные премии. Многие из участников вернутся к профессиональным состязаниям в будущем году, чтобы улучшить результаты.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру