Центр культурного притяжения: Как живет и развивается ДК ГАЗ?

Центр культурного притяжения: Как живет и развивается ДК ГАЗ?
Фото: Михаил Сорокин

Дворец культуры ГАЗ — творческое сердце Автозаводского района Нижнего Новгорода. Так или иначе вокруг ДК крутится семейная жизнь каждого, кто живет и работает на Автозаводе: кто-то сам вырос в кружках и секциях при дворце, кто-то приводит на занятия своих детей, а кто-то следит за афишей и любит бывать здесь на концертах или театральных постановках. В ближайшие годы дворец ждет долгожданное обновление — он включен в программу развития городской среды «Новый социальный вектор», в рамках которой совместными усилиями автомобильного завода и властей на территории района обновляют общественно значимые пространства. Чем живет дворец сегодня и какие изменения запланированы — в нашем материале. 

Прививка культуры

В творческой среде Дворца культуры ГАЗ выросло не одно поколение автозаводцев — это крупнейший центр дополнительного образования детей и взрослых в масштабах не только района, но и города. По словам директора ДК Андрея Лапшина, сейчас в кружках и студиях при дворце, а их больше 30, ежемесячно занимаются около 1,7 тысячи детей и порядка 300 взрослых: «У нас есть семьи, где бабушки-дедушки участвовали в строительстве ДК, потом привели на занятия своих детей, а теперь — внуков и даже правнуков». Вокал, танцы, ИЗО, музыкальные инструменты, прикладное творчество, театральная и цирковая студии, спортивная секция — новый набор востребован каждый год. 

Один из таких коллективов, образцовый ансамбль танца «Маленькая страна» в будущем году отметит 20-летие. Руководитель ансамбля Елена Пикаева говорит, что родители действительно приводят своих детей туда, где занимались сами: «Это непрерывная эстафета. Наши воспитанники любят своих руководителей, относятся к ним с большим уважением и доверием и хотят, чтобы дети получили то же, что когда-то они сами — способность воспринимать жизнь через творчество». По словам Елены Васильевны, это важный этап развития личности, который только в семье не постичь — этому учат именно педагоги: «Чем больше наблюдаю за повзрослевшими воспитанниками, тем больше убеждаюсь: мы, без преувеличения, растим красивых, творческих людей — способных общаться, подать себя, с раскрытым внутренним потенциалом и свободой». 

Фото: Михаил Сорокин

А у руководителя образцового коллектива театра танца «Белая птица» Натальи Котовой есть воспитанницы, которые занимались по 15-20 лет, пока сами не стали мамами, а потом привели в «Белую птицу» уже своих детей. «Все дело в любви к творчеству, к коллективу. Для девочек это уже не просто кружок — это семья, занятия становятся образом жизни. Подготовка к конкурсам, взаимная поддержка, совместные путешествия очень сплачивают — расставаться не хочется», — объясняет Наталья Александровна. В занятиях хореографией она тоже видит большой смысл для личностного роста детей: «Мы осваиваем академическое направление в танце: изучаем классическую, народную хореографию — берем белорусский, украинский, татарский, абхазский, грузинский материал. Это дает объемный взгляд на многонациональный мир и важно для полноценного, всестороннего развития личности». 

Для многих воспитанников ДК занятия и успехи в них дают путевку в жизнь. «Многие наши дети уходят в профессию, продолжают свое развитие в хореографии: с отличием заканчивают профильные училища и институты, сами становятся педагогами. Со мной, например, сейчас работают мои ученицы — блестящие хореографы Екатерина Кочура и Дарья Лобанова», — рассказывает Елена Пикаева. 

Мероприятия любого уровня

Еще одна социально значимая функция автозаводского ДК очевидна по его насыщенной афише. Дворец считается одной из крупнейших в городе концертных площадок: кроме внутрикорпоративных мероприятий самого автозавода, здесь регулярно принимают гастрольные театральные постановки, танцевальные конкурсы и проводят концерты творческих коллективов ДК.

Фото: Михаил Сорокин

«На сегодняшний день ДК ГАЗ является одним из лидеров на рынке индустрии развлечений и шоу-бизнеса, — так отрекомендован ДК ГАЗ в справке крупнейшего билетного оператора kassir.ru. — Театрально-концертный зал и вся инфраструктура дворца могут обеспечить проведение мероприятий любого уровня, от драматического спектакля, циркового представления, эстрадного или рок-концерта до масштабных зрелищных проектов с фейерверками и 3D-эффектами. Дворец достойно принимает гастролирующие театральные коллективы и звезд российской и зарубежной эстрады». Судя по трогательным отзывам благодарных зрителей на сайте самого дворца, это действительно так. 

Долгожданная реновация

В ближайшие годы дворец ждет масштабное обновление — он вошел в перечень объектов программы «Новый социальный вектор». Этот проект инициировали рабочие советы автозавода, чтобы совместными усилиями с муниципалитетом и региональными властями дать новую жизнь ключевым социальным объектам района. Идею поддержал общественный деятель Олег Дерипаска. По программе НСВ уже обновлены муниципальный спорткомплекс «Чайка», Музей истории ГАЗ и Дом ветеранов предприятия, завершается ремонт в Доме физкультуры с бассейном, строится городской Центр единоборств, большая реконструкция запланирована на лыжной базе «Стригино» и в Автозаводском парке культуры и отдыха. 

Модернизация Дворца культуры пройдет в несколько этапов: под крыльцом уже поменяли устаревшие коммуникации тепло- и водоснабжения, а заодно отремонтировали входную группу. На следующий год запланирован ремонт внутри помещений и техническое переоснащение. «Полностью обновим световое, звуковое, видеооборудование, мебель — сделаем все, чтобы было комфортно и зрителям, и артистам. С одной стороны, это создаст дополнительные возможности для занятий с детьми — будут, например, залы-трансформеры, с другой — позволит расширить нашу афишу: сможем принимать больше звезд», — рассказал Андрей Лапшин.

Хранители идентичности

Реновация автозаводского ДК сейчас особенно актуальна: городам необходимы общественно-культурные центры шаговой доступности — это важно и для осмысленного досуга детей, и с точки зрения перспектив развития территории. «Требование времени сегодня — это необходимость развития креативной экономики. Экономика такого типа основывается на творческом потенциале людей, благодаря которому они разрабатывают новые подходы в предпринимательстве, искусстве, дизайне и совершают научные открытия», — рассуждают в исследовании «Идентичность в типовом» о роли системы ДК архитекторы из бюро VISOTA. По их мнению, система локальных культурных центров способна создать горожанам условия для созидательного досуга и творчества — так она когда-то задумывалась, многие ДК по сей день остаются хранителями идентичности и нужно только помочь их как можно скорее перезапустить. 

Пока случаи успешной модернизации ДК единичны. По данным портала Archi.ru, максимальное количество домов и дворцов культуры было зафиксировано в стране в 1975 году — их было 135 тысяч. В 1991 году осталось всего 72 тысячи. С тех пор каждый год их количество сокращается примерно на тысячу, так что сейчас их не больше 40 тысяч. Наиболее частыми причинами закрытия ДК исследователи называют их ветхое состояние, отсутствие финансирования и невостребованность услуг населением. 

Автозаводскому ДК в этом смысле очень повезло: под крылом сильной компании он никогда не прерывал своей деятельности — даже в период пандемии ковида нашли возможность организовать часть занятий в режиме онлайн. А грядущая реновация откроет новую страницу в истории легендарного культурного центра. 

Фото: Михаил Сорокин

Справка:

Как строили Дворец культуры ГАЗ

Первые дома и дворцы культуры начали появляться около ста лет назад. В период индустриализации по всей стране активно строились промышленные предприятия, вокруг них росли города, и власти стали задумываться о необходимости создания новых досуговых центров — чего-то большего, чем существовавшие тогда рабочие клубы. Главной задачей было поднять культурный уровень рабочих и их семей. Поэтому ДК сразу были многофункциональными: при них открывались библиотеки, обязательно был концертный зал, имелись возможности для проведения выставок, помещения для проведения лекций, кружков по интересам. 

В Нижнем Новгороде ДК для рабочих крупнейшего в стране автозавода задумали построить еще в 1934 году, через пару лет после запуска самого автогиганта: в обмен на повышение производительности труда нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе пообещал автозаводским стахановцам возвести для них большой культурный комплекс. Но до войны построить успели только одно здание — киноконцертный зал на 880 мест (сейчас — кинотеатр «Мир»).

К строительству автозаводского ДК вернулись уже в другую эпоху перемен — его проект московский архитектор Трифон Григорьевич Заикин, автор известного столичного «дома на ножках» и гостиницы «Космос», разработал в 1953 году. И опять исторический контекст чуть было не помешал реализации планов: поменялась власть, а с ней — и требования к архитектуре. Проект пришлось переделывать, и рабочий фасад дворца был утвержден только в 1957 году. На строительство ушло еще четыре года — первое торжественное собрание в новом дворце состоялось на исходе декабря 1961-го и было посвящено 30-летию автозавода, которое планировали отметить в начале нового года. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру