Мы пообщались с экспертами и выяснили, почему россиян все чаще интересует покупка готового бизнеса, к каким его направлениям стоит присматриваться сегодня и самое главное – как выбирать и где искать проверенные варианты своего дела. Разбираемся в нашем материале.
Почему растет спрос на готовый бизнес
Главным образом, готовый бизнес притягивает россиян отсутствием лишней волокиты и уверенностью в выборе. Определившись с нишей, человек может подобрать работающий вариант в удобном месте, минимизировав риски, которых объективно больше при создании дела с нуля.
Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал считает рост популярности готового бизнеса закономерным: «Здесь ничего удивительного нет. Одно дело, когда ты выстраиваешь бизнес, скажем так, с нуля, а совсем другое дело, когда ты этот бизнес покупаешь. Ты полностью понимаешь его бизнес-модель. Очень важно, когда ты не покупаешь кота в мешке».
Перед решением вкладываться в бизнес можно понаблюдать за трафиком, попросить финансовую отчетность и понять, стоит ли игра свеч.
Илья Дудковский, руководитель макрокатегорий «Готовый бизнес и франчайзинг» и «Оборудование для бизнеса» на Авито обращает внимание на вопросы, которые должны быть заданы владельцу бизнеса при продаже.
«Опытные предприниматели, которые уже покупали или имеют свой бизнес, хорошо знают алгоритмы и последовательность действий в таких ситуациях. Они понимают подводные камни, знают, какую отчетность смотреть, какие вопросы задавать, что уточнить в зависимости от сферы и типа бизнеса. Если это ресторан, то обязательно должны быть заданы вопросы о текущей клиентской базе (какой клиентский поток ежедневно проходит через заведение) и, например, как часто менялись сотрудники. Подобные моменты надо уточнять, чтобы понять, что бизнес действительно прибыльный», – объясняет Илья Дудковский.
В общем по стране за год интерес к покупке готового бизнеса увеличился на 32% по итогам I квартала 2023 года. А по сравнению с концом прошлого года спрос вырос на 22%.
«Сектора промышленного производства и услуг с начала весны растут безудержными темпами. Будет интересно посмотреть на статистику по итогам первого полугодия, вполне вероятно, что цифры роста в них будут двузначными. На этом фоне растет и деловая активность, особенно среди микропредпринимателей, облюбовавших онлайн-агрегаторы объявлений. Это вполне логичный ход», – отмечает экономист и директор по коммуникациям BitRiver Андрей Лобода.
По мнению члена Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ Анны Вовк, россияне поняли, что бизнес в России никуда не пропадет и будет работать. За прошедший год у предпринимателей четко сформировалась система бизнес-отношений в новых условиях. Это в том числе послужило триггером готовности переводить деньги в реальный актив.
Почему пункты выдачи и общепит в уверенных лидерах e-commerce
В Авито приводят данные: самыми востребованными категориями бизнеса остаются ПВЗ – 18%, предприятия общепита – 17,5% и создание интернет-магазинов под ключ – 9%. Спрос на готовые стоматологические кабинеты и медклиники вырос на 242% год к году, интернет-магазины набрали 194%, еще 135% прибавили салоны красоты.
«Закономерно, что чаще предприниматели рассматривают к покупке те сферы бизнеса, которые в текущих условиях демонстрируют устойчивый рост и спрос в которые относительно стабилен: онлайн-ритейл, общепит, медицина и компании индустрии красоты», – отмечает Илья Дудковский.
В Нижегородской области спрос на стоматологический и медицинский бизнес вырос у предпринимателей более чем в 3 раза, на ИТ-компании и интернет-магазины – в 2,9 раза. Если говорить о сфере общественного питания, ее рост объясняется восстановлением рынка после пандемии, когда рестораны и кафе терпели огромные убытки и закрывались, а также уходом крупных западных брендов, на места которых тут же встают отечественные аналоги.
Еще одним важным фактором выбора категории готового бизнеса является ценовая доступность. По мнению Анны Вовк, средний чек входа в популярные категории начинается от 400 тысяч рублей. Это фокус на доступные инвестиции в реальный сектор, который приносит деньги. Реальным сектором и в ковид, и после начала геополитического кризиса является интернет-торговля.
«ПВЗ – бизнес простой и понятный: предпринимателю достаточно арендовать помещение и небольшой склад, установить компьютер и подключиться к программе. Весь сектор онлайн-продаж находится в стадии бурного роста, пункты выдачи открываются даже в небольших поселках по всей стране – отсюда такой интерес», – убежден управляющий партнер B&C Agency Иван Самойленко.
Где найти готовый бизнес и как не прогадать с выбором
Эра печатных газет с объявлениями давно канула в лету. Сегодня интернет-платформы позволяют в считанные минуты отыскать любую необходимую информацию, найти контакты и связаться с продавцом. Чтобы подобрать надежное и эффективное готовое дело, нужно следовать ряду простых правил.
«Подобные предложения стоит искать на сайтах, которые специализируются на продаже готового бизнеса. Это дает возможность выйти напрямую на компанию, которая подробно объяснит, что нужно для организации бизнеса, каковы затраты и как быстро можно будет их вернуть и начать работать в прибыль», – поясняет Иван Самойленко.
«Ежемесячно объявления в категории «Готовый бизнес и франчайзинг» на Авито просматривают более 3 млн уникальных пользователей. Около 77% из них – опытные предприниматели, которые официально занимаются бизнесом или его развитием. Это значит, что порядка 40% компаний сегмента МСП находится в постоянном поиске новых возможностей и направлений для развития через нашу платформу», – добавляет Илья Дудковский.
По его словам, рост интереса предпринимателей к покупке готового бизнеса обусловлен сразу несколькими факторами. С одной стороны, сформировался новый класс инвесторов, которые ранее работали в крупных компаниях и сейчас готовы рассматривать покупку и развитие собственного бизнеса с целью диверсификации доходов. С другой, выросла привлекательность вложений в готовый бизнес со стороны профессиональных инвесторов, которые в приобретении компаний видят новый инструмент инвестирования, либо же инвестируют в отрасли, где сейчас прогнозируется быстрый рост бизнеса.
Чтобы не наткнуться на «кота в мешке», нужно грамотно подойти к выбору будущей компании. Проще всего обратиться к специалистам оценки бизнеса. Анна Вовк убеждена, что для входа в готовое дело нужно быть профессиональным инвестором: «Когда ты инвестируешь деньги, нужно быть подкованным. Если ты покупаешь акции на фондовом рынке, ты проходишь проверку через специалистов. А здесь, когда ты покупаешь бизнес, ты должен все делать сам либо нанимать профессионалов для комплексной оценки. И по финансам, и по реальному положению дел, и по коммерческой части бизнеса».