Состояние водителей проконтролирует искусственный интеллект системы «Антисон» от КСОР

Когда контроль состояния водителей станет обязательным? Пример внедрения системы «Антисон»

Состояние водителей проконтролирует искусственный интеллект системы «Антисон» от КСОР
Состояние водителей проконтролирует искусственный интеллект системы «Антисон» от КСОР

Закон о системах контроля усталости водителя транспортного средства. Опыт применения устройств мониторинга функционального состояния водителей «Антисон» от «КСОР Групп».

Работоспособность водителей будут контролировать по-новому. Поправки к закону «О безопасности дорожного движения» поступили в Государственную Думу и в ноябре 2022 года и активно обсуждается парламентариями. В скором времени состояние водителей будут контролировать два прибора — тахограф и устройство мониторинга усталости. Целью нововведений стало предотвращение аварий, связанных с переутомлением за рулем.

Борьба с усталостью водителей

В «Стратегии повышения безопасности дорожного движения в РФ на 2018 — 2024 гг.» зафиксировано, что 85% аварий происходит по вине водителей. Дефекты дорожного покрытия, неисправности транспортных средств и другие факторы становятся причиной ДТП значительно реже, а сами происшествия не приводят к столь серьезным последствиям. При этом часто причиной ошибок водителей становится усталость.

Исследования в сфере определения психофизиологического состояния водителей начались еще в 1980-х годах и идут до сих пор. Например, статьи о результатах одной из научных работ были опубликованы в КНР в 2021 году. В ходе эксперимента китайские ученые выяснили, что скорость реакции водителя при нормальном самочувствии на 0,5 секунды выше, чем в состоянии физического и умственного утомления. На основе полученных данных был сделан вывод — система контроля состояния водителей может предотвратить до 60% автомобильных аварий.

Почему именно контроль? Причина проста — далеко не всегда человек способен адекватно оценить возможности своего организма. Определить уровень утомления мешает множество факторов: эмоциональное напряжение, концентрация на рабочем процессе, необходимость удерживать внимание на нескольких объектах и другие длительные нагрузки в условиях повышенной опасности. Результатом снижения работоспособности становятся критические ошибки, ведущие к ДТП.

Задача — поддержать работоспособность водителя

Пути решения проблемы были определены в 2018 году при разработке Стратегии БДД. Одним из способов предупреждения ДТП было признано внедрение интеллектуальных систем мониторинга водителей. Последние три года Минтранс активно работал над изменением транспортного законодательства и сегодня документ об обязательном использовании устройств контроля работоспособности одобрен Правительством РФ и вынесен на утверждение в Государственную Думу.

Умные приборы планируется применять в связке с тахографами, которые стали обязательными около десяти лет назад. В 2013 году вышел приказ Минтранса, по которому все автобусы и большегрузы должны комплектоваться устройствами для контроля соблюдения режимов труда и отдыха водителей и скорости движения транспортных средств.

Системы мониторинга — следующий шаг на пути к безопасному дорожному движению. Авторы законопроекта исходили из того факта, что тахограф не может распознать признаки усталости и достоверно оценить состояние водителя. Эту задачу будет выполнять устройства контроля работоспособности, которые предлагается использовать на пассажирском и грузовом транспорте, в том числе и с разрешенной массой более 3,5 тонн. Такие же нормы Минтранс предлагал включить в новый закон о такси.

Как искусственный интеллект оценивает работоспособность водителя

Средства мониторинга состояния водителей внедряются на российских транспортных предприятиях уже более пяти лет. Самый большой опыт в этой сфере у IT-компании «КСОР» — разработчика системы «Антисон» и лидера рынка мониторинга состояния водителей. Умные приборы обеспечивают безопасность на общественном транспорте Москвы, в подразделениях логистики золотодобывающих предприятий группы «ПОЛЮС», на урановых месторождениях АО «Хиагда» и на автопарках других компаний из разных отраслей. Отзывы на результат применения устройств строго положительные, а сама разработка была признана лучшим решением транспортной автоматизации на отраслевом конкурсе «Логистика года 2022».

Для водителя прибор выглядит как компактная видеокамера, похожая на видеорегистратор. Она закреплена на приборной панели, и в дополнение к ней — компактный дисплей. Центральный блок находится вне зоны видимости, монтируется в скрытой части и служит для записи и передачи информации. Задача камеры— постоянный мониторинг водителей, она настроена на 60+ точек на лице и начинает работать, как только повернулся ключ зажигания.

Видеопоток обрабатывается многослойными нейросетями в поисках признаков утомления и сонливости. Объектом анализа является мимика. Система считает опасными ситуации, когда водитель:

  • слишком часто или наоборот слишком редко моргает по сравнению со своим обычным состоянием;
  • периодически зевает;
  • закрывает глаза более чем на одну-две секунды;
  • смотрит в сторону;
  • клюет носом;
  • отвлекается на курение и разговор по телефону;
  • обращает внимание на sms, соцсети и т. п.

Как только искусственный интеллект выявляет критические признаки сна или отвлечения внимания от дороги, в кабине срабатывает дисплей. Водитель получает предупреждающие сигналы (световое оповещение и звук), что предотвращает засыпание и помогает сконцентрироваться на управлении транспортным средством. Только в 2021 году благодаря системе «Антисон» на предприятиях заказчика было предотвращено более 280 тысяч инцидентов, каждый из которых мог привести к аварии.

Компания «КСОР» первой в России начала предлагать клиентом услуги формата «Безопасность под ключ». Условие столь продуктивной работы системы — собственный Интеллектуальный центр обработки и хранения данных. В структуру входит два подразделения. Первое — круглосуточный ситуационный центр и второе — сайт с облачным сервисом мониторинга, который выполняет целый комплекс задач, в том числе в автоматическом режиме собирает информацию о транспорте, формирует отчетность, ведет личные карточки водителей и многое другое.

Сигнал о каждом инциденте сразу же получают диспетчеры ситуационного центра. Оператор анализирует и оценивает все обстоятельства события. Таким образом удается практически полностью исключить ложные срабатывания, а в критических ситуациях — сразу же проинформировать заказчика. Далее представитель компании решает, разрешить водителю продолжить работу или необходимо снять его с линии. Важно отметить, что «Антисон» оповещает водителя сразу в момент обнаружения опасного события - для этого устройству не нужно подтверждение человека. Операторы дополнительно валидируют события уже после срабатывания и отправки данных в интеллектуальный центр обработки и хранения данных.

Опыт внедрения

Ряд компаний уже внедрили на своих автопарках систему «Антисон», не дожидаясь принятия закона. Это организации, где на первом месте стоит безопасность труда. В течение пяти лет система предотвращает аварии на предприятиях московского унитарного госпредприятия «Мосгортранс» — приборами укомплектованы столичные автобусы, троллейбусы, электробусы, трамваи и поезда метрополитена. Статистика говорит сама за себя: в 2020 году количество дорожно-транспортных происшествий на московском общественном транспорте Москвы снизилось на 26%, в 2021 году — еще на 7,5%.

Система активно используется компаниями:

  • «Полюс» — крупнейший российский золотодобытчик в конце 2022 года установил «Антисон» на транспорте подразделения логистики;
  • «Хиагда» — лидер горнорудного дивизиона «Росатома» оснащает устройствами транспорт, работающий на урановых месторождениях.

Достоинство системы — простая интеграция со сторонним ПО. В частности, «Антисон» интегрирован с тахографами, что исключает перегруженность кабины водителя техническими устройствами. Также «КСОР Групп» обеспечивает интеграцию с другими IT-системами, разворачивает свой сервис в закрытом контуре, если это необходимо заказчику. Помимо контроля работоспособности, разработка «КСОР Групп» выполняет целый комплекс прикладных задач и дает заказчику полную аналитику по автопарку.

Сейчас с помощью системы заказчики могут в режиме реального времени отслеживать положение транспорта на дороге, пройденный путь в км и другие параметры. Сервис мониторинг позволяет оценить профессиональные качества персонала, повышенную склонность к риску, вырабатывать определенные требования для сотрудников. Инфракрасные камеры безопасны для органов зрения и не оказывают влияние на здоровье водителей. Специалисты из ФБУЗ ЦГиЭ г. Москвы и НПО ГОИ им. С. И. Вавилова не один раз проверяли интенсивность излучения датчиков камер и не выявили отклонений от нормы.

Ожидаемые результаты от принятия закона

В случае одобрения закона автопарки смогут более гибко подходить к регулированию режима труда и отдыха. Пока водитель не имеет права находиться за рулем более 4,5 часов без отдыха и обязан делать остановки вне зависимости от степени своего утомления. Когда в кабине появится гаджет, способный контролировать состояние водителей, ситуация кардинально изменится.

В случаях, если устройство не фиксирует признаки утомления, водитель будет иметь право продолжить работу сверх положенного времени. Однако при обратной ситуации, когда усталость налицо, а положенные часы еще не истекли, придется остановиться и отдохнуть. При таком подходе возрастет безопасность всех участников дорожного движения, а компании получат возможность повысить свою экономическую эффективность.

Ожидается, что закон будет одобрен в течение 2023 года. Однако вряд ли он вступит в действие сразу. Предприятиям потребуется время на установку специальных приборов и тестирование систем. Кроме того, вслед за законом стоит ожидать выхода различных регламентов и подзаконных актов министерств и ведомств, где будут изменены правила перевозок. Только после этого механизм внедрения инновации будет прописан окончательно.

Появится ли электронные помощники в такси?

С такси ситуация оказалась достаточно сложной. Эксперты в один голос говорят о необходимости контролировать физиологическое состояние водителей таксопарков, но по инициативе депутатов Нижегородской думы решение вопроса отложено на несколько лет. Минтранс, ассоциация «Деловая Россия» и другие организации поддержали инициативу заменить обязательное оборудование такси устройствами мониторинга водителей на добровольное.

Новый закон о такси вступит в силу 1 сентября 2023 года. На первом этапе его реализации первоочередной задачей станет легализация деятельности частных таксистов. Затем, возможно, депутаты вернутся к вопросам технического переоснащения транспортных средств. В первую очередь это выгодно самим перевозчикам. Устройства мониторинга не только повысят безопасность поездок, но позволят сократить расходы на ремонт и покупку новой техники.

Цифры: Результаты работы системы «Антисон»: снижение количества ДТП из-за человеческого фактора – до 85%, снижение расходов в связи с ремонтом и простоем транспорта – до 65%.*

* по данным клиентов

Вопросы снижения аварийности в такси не первый год обсуждается профессиональным сообществом. Крупные компании рассматривают установку средств мониторинга как инвестиции в безопасность, поэтому уже сегодня готовы внедрять современные технологии контроля усталости. Следует ожидать, что в ближайшие годы интеллектуальные системы будут протестированы, а затем их применение станет обязательным. Так как главная задача устройств мониторинга — это забота о безопасности пассажиров.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру