Volkswagen точно уйдет, «Волга», возможно, вернется

Еще в апреле руководство концерна рассматривало возможность возобновления производства и в Калуге (там расположен еще и завод по производству двигателей), и в Нижнем за счет так называемого параллельного импорта комплектующих через посредников в Турции и Казахстане

Подушка безопасности

Сначала работникам, занятым на производстве Škoda и Volkswagen в Нижнем Новгороде предлагалась такая схема добровольно-принудительного расторжения трудового договора: увольняющимся до 17 июня полагалось шесть окладов, уходящим до 29 июня — пять. Однако профсоюзные лидеры добились встречи с руководством завода и в ходе «напряженной, но тем не менее корректной дискуссии», как назвал обсуждение вопроса наш источник на предприятии, удалось добиться увеличения объема «отступных» для уходящих рабочих. Вместо первоначально предлагавшейся компенсации в шесть окладов сотрудникам предложили шесть средних зарплат. При этом три средних заработка не будут облагаться налогом на доходы физических лиц.

— Выгода очевидна: изначально концерн предлагал россиянам только шесть окладов по тарифной сетке, а это оказалось бы заметно меньше, чем фактический заработок за полгода, если бы конвейер продолжил работу, — поясняет кандидат экономических наук Василий Самыкин. — По моим расчетам, это добавит представителям линейного персонала в среднем 80 000—95 000 рублей. А для некоторых категорий работников это увеличит выплату более, чем на 100 000 рублей.

Также стороны договорились о выплате увольняющимся компенсаций за неиспользованный отпуск и премий за выслугу лет. Также обнулилась корпоративная субсидия на приобретение автомобиля: те, кто приобретал автомобиль и получил данную субсидию, освобождаются от ее возврата. Условие сохранения за сотрудниками корпоративной техники (смартфоны, планшеты, ноутбуки) осталось, с работников удержат только 13% остаточной стоимости электронных девайсов. В «Фольксваген Груп Рус» это не без пафоса назвали «прощальным подарком».

Ушли, не обещая вернуться

В Нижнем Новгороде собирали четыре модели германского автопроизводителя: компакт-кроссоверы Volkswagen Taos (по сути тот же Škoda Karoq. Но с иными кузовными деталями), непосредственно сам Škoda Karoq, среднеразмерный вседорожник Škoda Kodiaq и легковую Škoda Octavia. Производство велось по полному циклу, то есть нижегородское предприятие обеспечивало сварку кузовов, их грунтовку, окраску, антикоррозийную обработку, установку двигателей, коробок передач, монтаж элементов интерьера. Всего в Калуге и Нижнем по данным Ассоциации европейского бизнеса (AEB) выпускали до 350 тысяч машин в год, из них в нашем городе — 132 тысячи. Теперь специалисты, обеспечивавшие выпуск современных высокотехнологичных автомобилей остались не у дел на родном заводе, их пропуска уже аннулированы.

— Учитывая высокую квалификацию этих работников, уверен, что они будут востребованы на других предприятиях региона. — оптимистично заявил на пресс-конференции заместитель губернатора Андрей Саносян. — Знаю, что некоторые из них уже получили предложения о трудоустройстве. В случае необходимости управление по труду и занятости населения Нижегородской области при содействии регионального министерства промышленности окажет им необходимую поддержку в трудоустройстве.

Почему германский концерн предложил нижегородцам именно добровольное увольнение, а не прибег к привычному сокращению штатов?

— Дело в том, что процедура сокращения достаточно сложна и оставляет возможность обжалования решения руководства компании, — пояснила кандидат юридических наук Мария Пахомова. — То есть суд может обязать концерн восстановить уволенного сотрудника на прежнем рабочем месте с выплатой компенсации за вынужденный прогул.

Пандемия увольнений

При этом следует отметить, что Volkswagen проводит сокращения персонала (в компании этот процесс называют оптимизацией) на заводах по всему миру. Оптимизация проходит с начала года в соответствии с программой реорганизации производства и перехода на выпуск электромобилей с дальнейшим полным прекращением выпуска транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания уже к 2035 году.

— Это общемировая тенденция в автомобильной промышленности, — уверен кандидат экономических наук Василий Самыкин. — И вот с чем она связана. Во-первых, электромобиль в изготовлении заметно технологичнее и проще традиционного автомобиля, значит рабочих рук на сборке нужно меньше. Во-вторых, роботизация отрасли приводит к вытеснению живого персонала машинами. Они не ошибаются, им не нужен отпуск, они не болеют.

Несомненно, следует отметить, что за всё время производства в столице Приволжья автомобилей концерна из Вольфсбурга у немецких партнеров не было претензий к качеству нижегородской сборки. По данным AEB, автомобили с берегов Волги опережали по этому показателю не только мексиканские, малазийские или бразильские, но и французские (данные замерялись по международному стандарту ISO 9000).

— Сотрудничество Volkswagen с российскими партнерами реально было взаимовыгодным и плодотворным, — подчеркивает Василий Самыкин. — Российская сторона получала современные технологии, внедряла передовые стандарты качества. В свою очередь, немецкие партнеры также приобретали выгоду от локализации, ведь при CKD-сборке таможенные пошлины взимаются за комплектующие, а это предполагает более низкую ставку, чем за готовый автомобиль.

Тем временем ежемесячный отчет по продажам новых автомобилей на российском рынке от Комитета автопроизводителей AEB за май текущего года показывает, что продажи новых машин упали на 78,5% и составили всего 32 702 единиц. По мнению аналитиков AEB, главная проблема — нехватка машин у дилеров, поскольку с марта большинство производителей заморозили ввоз автомобилей и их локальный выпуск на территории Российской Федерации. И по мнению экспертов, улучшения ситуации на отечественном авторынке в обозримой перспективе не ожидается.

— Проблемы начались еще весной 2020 года, когда из-за пандемии COVID-19 начали рваться логистические цепочки, образовался дефицит чипов, а автосалоны оказались закрыты из-за санитарных ограничений, — напоминает Василий Самыкин. — Теперь главную роль в провале продаж играют санкционные рестрикции и прекращение российской сборки уходящими брендами. Это реальность, в которой нам предстоит жить в ближайшие несколько лет как минимум.

За нашу «Победу»?

В середине июня глава Министерства промышленности и торговли Денис Мантуров сообщил, что в России могут быть возрождены такие ГАЗовские марки, как «Волга» и «Победа».

— Могу приоткрыть планы, которые есть у нашего автопрома. Это, во-первых, что уже не секрет то, что будет производиться «Москвич», — заявил министр на пресс-конференции 17 июня. — У коллег есть планы возрождения бренда «Волга» или «Победа» или и то, и это.

Кстати, в течение длительного времени бренд «Москвич» принадлежал всё той же группе Volkswagen AG. Правда продлевать свои права на владение концерн по истечении 10-летнего срока владения не стал. Мудрое решение. Ведь в свете последних политических событий любой бренд, ассоциирующийся с нашей страной, становится «токсичным активом». Что касается «Победы» и «Волги», они никогда не были так хорошо известны за пределами Советского Союза как «Москвич» и позже Lada, ведь и объемы экспорта были несравненно меньше (в конце 1960-х на за рубеж отправлялось до 70% выпущенных «Москвичей»).

Тем временем глава Нижегородской области Глеб Никитин на своей странице в социальной сети сообщил, что «рассчитывает на возрождение брендов „Волга“ и „Победа“ и на выпуск автомобилей под этими названиями». Глава региона также заявил о своей готовности «оказать помощь, необходимую для достижения этого». Губернатор небезосновательно полагает, что возобновление сборки отечественных легковых автомобилей в нашем городе может стать эпохальным событием. Также Глеб Никитин признался, что в его гараже есть две модели автомобиля «Волга» — ГАЗ-21 (куда ж без нее, на ней ведь и сам президент России ездит!) и ГАЗ-3102, которые он периодически водит.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру