Концепцию развития общественного транспорта Нижнего Новгорода опирается на строительство метро

В начале июля на состоявшемся в Москве (и в онлайн-формате тоже) московском урбаническом форуме Moscow Urban Forum 2021 заместитель губернатора Нижегородской области Сергей Морозов изложил концепцию развития общественного транспорта Нижнего Новгорода.

Ключевые ее положения фигурировали и в ранее представленных вариантах развития общественного транспорта в областном центре, когда в основу трафика закладывалось развитие метрополитена. Однако до последнего времени перспектива федерального финансирования строительства новых станций была неясной. Но после того как на уровне президента РФ было одобрено использование инфраструктурных облигаций на развитие общественного транспорта в субъектах, проблема получила решение. По словам Морозова, Нижний Новгород – нижегородская агломерация – сконцентрируется на развитии метрополитена и электротранспорта.

Данный пункт включен в заявку на получение длинных бюджетных кредитов, и теперь регионы, претендующие на получение длинных дешевых денег, с нетерпением ожидают запуска этого механизма.

Заместитель губернатора Сергей Морозов выступил на форуме с докладом о развитии транспорта нижегородской агломерации, в частности о планах по развитию метрополитена, на стратегический сессии «Инфраструктурное строительство. Технологический прорыв». Напомним, что жители агломерации ежегодно совершают около 500 млн поездок на общественном транспорте.

Ключевым элементом реформы является создание транспортного каркаса с опорой на внеуличный транспорт. Планируется создание мультимодальной маршрутной сети, которая свяжет через сеть транспортно-пересадочных узлов все виды общественного транспорта, включая автобусы, метрополитен, трамвай, пригородную электричку и даже канатную дорогу. Общая стоимость реализации проекта оценивается в 123,5 млрд рублей – он включает в себя комплексную модернизацию и расширение инфраструктуры общественного транспорта, а также полное обновление подвижного состава в совокупности с внедрением интеллектуальной транспортной системы и устранением непродуктивного дублирования в рамках новой маршрутной сети. Сейчас создаются условия для приоритизации и повышения привлекательности общественного транспорта.

Учитывая масштаб, реформа была разделена на два этапа, которые, при наличии ресурсов, будут реализовываться параллельно.

Первый этап связан с модернизацией и расширением наземного электротранспорта: планируется модернизация и расширение инфраструктуры городского электротранспорта, реконструкция 97 км трамвайных путей и строительство 24 км новых. Вместе с этим будет обновлено около 360 единиц подвижного состава, в том числе 202 трамваев и 159 троллейбусов.

Развитие внеуличного транспорта – не пожелание, а острая необходимость для Нижнего Новгорода. Город находится в сложных для транспортного обслуживания условиях в силу географических особенностей: он разделен рекой, имеется большое количество зон с исторически ценной застройкой. Все это снижает пропускную способность улично-дорожной сети города, а растущее количество личных транспортных средств еще больше усугубляет ситуацию.

– Развитие метрополитена мы видим как основу новой комфортной маршрутной сети. Планируется реализация строительства объектов данного проекта через механизм контракта под ключ с целью оптимизации разработки проектной документации и сроков строительства. Предполагаемая стоимость реализации этого проекта – 56,5 млрд рублей, – рассказывает заместитель губернатора Нижегородской области Сергей Морозов. – Согласно оценкам проектного института, после завершения транспортной реформы пассажиропоток Нижегородского метрополитена увеличится до 86 млн пассажиров в год. Эта значительная цифра обеспечит операционную безубыточность метрополитена, которая достигается при тарифе 42,5 рубля (32,85 рубля для льготников).

Внеуличный транспорт сформирует транспортный каркас города, а маршруты других видов транспорта станут подвозящими, что даст возможность разгрузки улично-дорожной сети. Сокращение необходимого подвижного состава для обслуживания маршрутов оценивается на уровне 30–35%. Уже сейчас, на стадии подготовки проекта, сформированы комплексные и эффективные решения по развитию Нижегородского метрополитена как неотъемлемой части новой комфортной маршрутной сети, обеспечивающей транспортное обслуживание, без которого невозможно современное развитие города-миллионника» (цит. по Агентству транспортной информации на портале Российской академии транспорта. – Ред.).

«Изменения транспортной системы Нижнего Новгорода начались еще в 2019 году. На протяжении года в городе отменялись частные маршруты, а функции перевозки пассажиров перекладывались на муниципальные предприятия. Изменились привычные для пассажиров пути следования. В прошлом году новый состав администрации Нижнего Новгорода взялся за приведение транспортной системы в порядок. Была проведена кропотливая работа по составлению новой транспортной схемы, анализировались потоки движения транспорта и их востребованность у пассажиров. Первые изменения должны произойти уже скоро» (конец цитаты).

Власти Нижегородской области рассчитывают получить 66,6 млрд рублей в качестве инфраструктурных бюджетных кредитов или облигаций, и они обязательно пойдут, в том числе на строительство, новых станций метро.

Как уточнили в правительстве области, ключевым элементом реформы является создание транспортного каркаса с опорой в первую очередь на метрополитен и трамвай.

Строительство станции «Сенная» не только разгрузит за счет оттока пассажиров наземного транспорта улично-дорожную сеть в историческом центре Нижнего Новгорода, но и станет драйвером для комплексного развития территории Сенной площади, сообщили в правительстве. В частности, уже поступали предложения от инвесторов о строительстве коммерческой недвижимости и жилья в районе будущей станции метро. Это создаст дополнительно более 8 тысяч рабочих мест.

Строительство метро в центре Сормова сформирует полноценный транспортно-пересадочный узел, в котором также будут задействованы автобусы, трамваи и городские электрички.

В 2011 году была разработана проектная документация по продлению Автозаводской линии метро до станции «Сенная». Сегодня в него предлагается внести корректировки. Это изменение плана трассы с сокращением длины тоннелей до 3 км, изменение объемно-планировочных решений подземных станций, сокращение количества строительных площадок с девяти до четырех за счет изменения технологических решений, в том числе систем вентиляции станций и тоннелей. В ходе корректировки проектной документации планируется сократить срок строительства станции «Сенная» с изначальных 63 до 37 месяцев, а также снизить затраты на строительство. Согласно оценкам проектного института, после завершения строительства четырех новых станций и окончания транспортной реформы пассажиропоток метрополитена увеличится в 2−2,5 раза.

Московские эксперты высоко оценили концепцию развития транспорта в нижегородской агломерации. «С радостью вижу, что в городах-миллионниках, в частности в Нижнем Новгороде, власти имеют современное видение развития инфраструктуры. Это проект мирового уровня, и мы считаем, что при его реализации возможно применить самые современные инженерные и технологические решения. Проект уникальный, и сегодня у региона есть все возможности для его реализации», – оценила концепцию развития общественного транспорта нижегородской агломерации генеральный директор ГК «Моспроект-3» Анна Меркулова.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29 от 14 июля 2021

Заголовок в газете: Технология транспортного прорыва

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру