Нижегородский омбудсмен подвела итоги «ковидного года»

В период пандемии потребность граждан в деятельности государственного правозащитного института резко возросла

Уполномоченный по правам человека в Нижегородской области Оксана Кислицына выступила 29 апреля с докладом о работе в непростом 2020 году на заседании Законодательного собрания.

В период пандемии потребность граждан в деятельности государственного правозащитного института резко возросла
Андрей Абрамов

Дистант оказался доступен не всем

Помощь и совет требовались сегодня и сейчас, поэтому были организованы горячие линии – на них поступило более 500 звонков.

Доклад очень объемный, но к традиционным вопросам «мирного времени» добавились и другие, крайне обострившиеся во время пандемии.

Например, далеко не всем лицам пенсионного, очень пожилого возраста стали доступны дистанционные способы общения с органами власти и другими структурами.

«В 2020 году количество обращений граждан достигло максимума за весь период деятельности нижегородского омбудсмена. Так, за рассматриваемый период к уполномоченному от граждан поступило 4706 обращений граждан (3695 – в 2019-м), в том числе 1829 письменных, 487 – с личного приема, а также 2390 устных», – отметила Оксана Кислицына.

Почти пятая часть жалоб – от лиц, находящихся в местах принудительного содержания ГУ МВД России по Нижегородской области и ГУФСИН России по Нижегородской области.

На первом месте для нижегородцев оставались все же вопросы социальных прав, на втором – обращения по судебной и правоохранительной сфере – 819 (в основном из мест лишения свободы), по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.

Увеличилось число заявлений по защите экономических прав – с 330 в 2019 году до 384 в 2020-м – это права на землю, на собственность, права на труд.

С положительным результатом уполномоченным рассмотрена треть вопросов – 767, с частичным решением (оказана правовая помощь) – 615.

При этом омбудсмен также считал необходимым реагировать на резонансные события, затрагивающие интересы широкого круга лиц, будь то крупная коммунальная авария или «громкое» преступление. К сожалению, 2020 год характеризовался и подобными печальными событиями, сказано в докладе.

«Подавляющее большинство нижегородцев подошли к ограничительным мероприятиям с должным пониманием. Но была часть и недовольных – эти люди публично демонстрировали отказ от установленных правил и норм. С ними представители органов власти и сотрудники правоохранительных органов вели себя достаточно корректно, в большинстве случаев проводя разъяснительную работу, не применяя особых жестких мер без крайней необходимости», – считает уполномоченный.

С введением ограничительных мероприятий сложилась непростая ситуация с гражданами пенсионного возраста, работающими в образовательных учреждениях Нижнего Новгорода. Особого внимания потребовали медработники.

В сентябре 2020 года к уполномоченному обратились медицинские работники ООО «О» (негосударственная организация) по вопросу получения стимулирующих выплат за особые условия труда. Они оказывали специализированную медицинскую помощь пациентам с COVID-19 весной 2020 года. Однако стимулирующие выплаты не получали. После мотивированного обращения к заместителю губернатора области – министру здравоохранения было ускорено заключение соглашения о предоставлении субсидии и согласование документов, необходимых для получения выплаты. В сентябре 2020 года все работники ООО «О» получили деньги в полном объеме.

Не прописано в правилах

Понятно, что в период пандемии и неоднократных изменений в законодательстве возникало много нестандартных ситуаций.

Например, гражданин Т. сообщил, что утратил право на получение пособия по безработице после 1 марта 2020 года. Кроме того, его интересовал вопрос об увеличении размера пособия на 3000 рублей на ребенка. Ранее эту сумму получала его супруга, а с 23 июля 2020 года она была трудоустроена, поэтому выплата пособия (с увеличением его на 3000 рублей) была прекращена. Уполномоченный обратился в ГКУ «Центр занятости населения», в результате вопрос продления выплаты пособия по безработице был решен положительно – гражданину было назначено пособие за три месяца в размере 60 процентов его среднего заработка по последнему месту работы, а также произведены выплаты на ребенка за август 2020 года в размере 3000 рублей, – приводится пример из работы уполномоченного.

Показателен пример нижегородки Н., которая передвигается в инвалидной коляске. В феврале 2020 года в семье произошло знаменательное событие – родилась дочь. У молодой мамы возникли трудности с прохождением планового осмотра у врача-гинеколога, поскольку в условиях пандемии прием был ограничен. Благодаря содействию уполномоченного в мае 2020 года с учетом всех мер безопасности был организован очный прием у врача в женской консультации, куда Н. доставили силами службы социального сопровождения НРОО «Инватур».

К традиционным для правозащитника категориям – малоимущие, люди с инвалидностью, осужденные – добавились и работники, занятые в наиболее пострадавших сферах экономики, и их семьи, дети с особыми образовательными потребностями, вахтовики и мигранты, командированные и «застрявшие» за рубежом туристы, пожилые и так далее. Особенно остро встала проблема защиты прав лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Региональный омбудсмен обратился в Нижегородский областной суд с инициативой об использовании правозащитниками системы судебной видео-конференц-связи. Положительное решение позволило организовать в регионе видеоприемы осужденных на регулярной основе. Сейчас можно уже говорить о системности и межведомственности: эти мероприятия проходят еженедельно по пятницам, в них принимают участие специалисты аппарата уполномоченного, члены региональной общественной наблюдательной комиссии, сотрудники ГУФСИН.

Добрые адреса

Помощь омбудсмену оказывали волонтеры женских общественных организаций и представители бизнес-сообщества. Первым «добрым адресом» стала многодетная семья К. Сейчас мама и пятеро детей переехали в новую квартиру, предоставленную семье администрацией Нижнего Новгорода с учетом ходатайств регионального омбудсмена. Среди подарков, которые были переданы от имени уполномоченного, были не только продуктовые наборы, но и настольные игры, так нужные многодетным семьям в период самоизоляции.

Вопросы трудовых отношений в 2020 году стали одними из самых острых. Например, гражданка С. сообщила, что работает в ООО «Р» (перевозка пассажиров). В связи с введением режима повышенной готовности ряд маршрутов был отменен, и работники отправлены домой без оплаты. При этом у работников отсутствовали на руках трудовые договоры, листки временной нетрудоспособности, отпуска работникам не оплачиваются, введена система штрафов, рабочее время установлено в 14–18 часов без перерыва на обед. По обращению омбудсмена Государственной инспекцией по труду в Нижегородской области проведена проверка. Работодателю было вынесено предостережение о недопустимости нарушения трудового законодательства.

Миграционные обострения

Пандемия заметно сократила объемы миграционных процессов. В Нижегородской области число иностранных граждан и лиц без гражданства (ИГ и ЛБГ), поставленных на учет, сократилось почти в два раза (с 227 265 человек в 2019 году до 131 866 в 2020-м). Длительно в регионе проживает 13 тысяч иностранцев, из них 8 тысяч – с видом на жительство и 5 тысяч – с разрешением на временное проживание.

Упрощение процедуры приема в гражданство Российской Федерации увеличило число желающих получить вид на жительство. В Нижегородской области в 2020 году гражданство приобрели 4130 приезжих, вид на жительство оформили 2647 ИГ и ЛБГ. Несмотря на временное закрытие границ, количество заявлений к уполномоченному по миграционным вопросам возросло на 9%, до 71 обращения.

Оформление документов зачастую оборачивается сложной проблемой. В особенно незавидном положении, и не по своей вине, оказываются повзрослевшие дети переселенцев: родители гражданство получили, а о несовершеннолетних тогда не позаботились.

Так, в семье Л. из Украины родители еще в 2006 году, когда их сыну было 14 лет, оформили себе российское гражданство, а вот ему почему-то не оформили. Ребенок окончил школу, родил детей в гражданском браке. А потом начались проблемы: в отделе миграции молодому человеку предложили получить свидетельство на возвращение в Украину и покинуть территорию РФ.

Уполномоченный направил запрос, и ГУВМ МВД России учел его доводы и поручил присвоить Л. статус вынужденного переселенца с дальнейшим принятием его в гражданство РФ. 7 мая 2020 года Л. получил удостоверение вынужденного переселенца, и далее за его судьбой будут присматривать.

Выход всегда есть

Есть примеры, когда удается разрешить ситуации, кажущиеся тупиковыми. Хотя иногда требуется только чуть больше желания помочь со стороны сотрудников миграционной службы.

Например, пожилой женщине удалось при содействии уполномоченного получить гражданство, несмотря на путаницу букв «е» и «ё» в документах. Она приехала в июле 2019 года с Украины в Нижний Новгород к сыну. Неожиданным препятствием для воссоединения семьи стало разное написание фамилий. У сына в документах она писалась с буквой «е», а у мамы – с «ё». Кроме того, у пожилой женщины не сохранилось свидетельство о рождении на территории РСФСР.

Через Центр временного содержания иностранных граждан в 2020 году прошли 299 человек, из которых подлежали выдворению 179, депортации – 65, реадмиссии – 36 человек, – такие цифры приводятся в докладе.

Несмотря на сокращение численности мигрантов, из-за многомесячного запрета международных авиаперевозок сроки содержания выдворяемых возросли. Положение иностранцев усугублялось тем, что противоэпидемические запреты свели к нулю свидания с родственниками и адвокатами. «В июне 2020 года мигранты, находившиеся в ЦВСИГ длительное время, устроили стихийную акцию протеста в учреждении, отказавшись возвращаться в помещения после прогулки, – говорится в отчете Оксаны Кислицыной. – Руководство ГУ МВД России провело с мигрантами подробную разъяснительную беседу, и напряженность была снята».

В период пандемии особо нуждались в помощи те семьи, в которых есть несовершеннолетние дети. К уполномоченному обратилась С. с просьбой о срочной материальной помощи ее многодетной семье. Но в связи с режимом самоизоляции она не могла отлучиться из дома и оставить без присмотра шесть несовершеннолетних детей. И вот через министерство социальной политики семье была оказана материальная помощь в размере 5000 рублей.

«Одновременно с этим, на наш взгляд, министерству социальной политики Нижегородской области необходимо проводить мероприятия по формированию у сотрудников подведомственных организаций еще более терпеливого, доброжелательного отношения к клиентам социальных служб, соблюдения правил этики при взаимодействии с гражданами, находящимися в трудной жизненной ситуации», – сказано в заключение доклада.

2020 год стал серьезным испытанием для системы здравоохранения региона. Если в 2019 году уполномоченным было рассмотрено 118 письменных обращений, то в 2020-м – 173.

Основные вопросы, с которыми обращались граждане в различные инстанции, в том числе к уполномоченному, касались нарушения сроков оказания медицинской помощи, длительности ожидания приема и диагностических обследований, получения медицинских услуг за плату, несвоевременного обеспечения лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, отсутствия врачей – узких специалистов. Нередко в обращениях указывалось на нарушения этики.

Жаловались нижегородцы и на необходимость срочного медицинского вмешательства. Во всех таких случаях принимались срочные меры по оказанию содействия в помещении больного в медицинскую организацию.

Были отмечены проблемы с оказанием медпомощи онкологическим больным на всех ее этапах: от постановки диагноза, маршрутизации в медицинскую организацию до получения симптоматического лечения по месту жительства. Так, заявитель С. указал, что проходил лечение в связи с образованием опухоли. Он получил направление в медицинскую организацию для консультации врача-гематолога, поскольку в поликлинике по месту его жительства такой специалист отсутствует. Врач-гематолог составил консультационное заключение о необходимости приема препарата ритуксимаб. Для прохождения лечения он был направлен в третью медицинскую организацию. Однако в связи с организацией там ковидного госпиталя его лечение должно было проходить в условиях дневного стационара. Поэтому у больного возникли трудности с прохождением лечения, связанные со сложной маршрутизацией, – не были оформлены документы для получения препарата. После обращения уполномоченного в министерство здравоохранения было оформлено направление для получения препарата, препарат получен в аптеке, и больной смог пройти курс лечения.

Кроме того, жалобы на несвоевременную и неэффективную медпомощь остаются основной темой обращений осужденных и их родственников.

По статистике ФКУЗ МСЧ-52 ФСИН России, в 2020 году смертность от заболеваний в учреждениях ГУФСИН возросла на 54%, при этом наибольший рост смертности зафиксирован от онкологической патологии – 80%. Уменьшение смертности (на 8%) отмечено только среди ВИЧ-инфицированных осужденных.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №20 от 12 мая 2021

Заголовок в газете: Самые «человеческие» права

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру