Нижегородская область претендует на 200 миллиардов госинвестиций

Глеб Никитин представил президенту программу долгосрочного развития

На минувшей неделе на совещании у президента РФ по финансированию региональных программ губернатор Нижегородской области Глеб Никитин заявил повестку долгосрочного развития. На какой новый импульс рассчитывает субъект? Выступали также главы нескольких регионов и тоже говорили о долгосрочных финансовых механизмах по развитию инфраструктуры. Всем нужны длинные деньги, которые не отягощали бы бюджеты.

Глеб Никитин представил президенту программу долгосрочного развития
kremlin.ru

Говоря о комплексной программе развития, Глеб Никитин привел в пример Москву, где есть «четкая стратегия развития, а масштабные инвестиции в инфраструктуру сформировали основу для роста экономики, который будет обеспечивать стабильное развитие города».

«Нами также была сформирована масштабная программа развития нижегородской агломерации», – сказал губернатор.

В рамках первого этапа он назвал редевелопмент исторического центра Нижнего Новгорода.

«Этот проект позволит вовлечь в активную городскую жизнь более 250 гектаров, из которых часть – депрессивная территория. Они расположены в шаговой доступности от центра, от Нижегородского кремля, и там будет новый IT-квартал, новый кампус IT-факультета. В итоге мы получим 20 тысяч новых рабочих мест и значительный рост туристического потока, – перечислял он.

Второй проект – это развитие южной части города под жилищное строительство с выходом почти 7 млн кв м современного жилья. «При этом там уже живут 20 тысяч человек, и они уже сейчас остро нуждаются в качественной инфраструктуре, включая транспортную, речь идет о дублере проспекта Гагарина».

Третий – реформа всей системы общественного транспорта. По словам Никитина, разработанная областью концепция предполагает комфортное быстрое перемещение более 500 миллионов пассажиров ежегодно.

Четвертый проект, который обозначил глава региона, – индустриальная особая экономическая зона «Кулибин» – 600 гектаров промышленной территории, которая позволяет привлечь до 100 миллиардов частных инвестиций.

Никитин не забыл поблагодарить Минпромторг России за то, что «был реанимирован механизм поддержки региона по программам промышленности».

«Конечно, объемы пока этой программы не позволяют в полной мере реализовывать такие проекты, но мы будем дальше отрабатывать этот механизм. По этим четырем проектам совокупная стоимость комплексной программы на ближайшие десять лет превышает 460 млрд рублей, при этом 57 процентов – это частные инвесторы и ресурсоснабжающие организации, это 267 миллиардов рублей. Оставшаяся часть, около 200 миллиардов рублей, – это публичное обязательство, это государственные инфраструктурные расходы», – отметил Никитин и добавил, что в отличие от Москвы «подавляющее большинство регионов, и наш тоже, возможностями (привлекать дешевые долгосрочные финансовые ресурсы с рынка) – не обладают, в итоге многие регионы, конечно, замерли в своем развитии во многом».

«Последний год мы с коллегами активно работали над новым инструментом, который мог бы, с одной стороны, обеспечить долгосрочным финансовым ресурсом реализацию системообразующих проектов, а с другой – не допустить формирования долговых долгосрочных проблем.

Что является ключевым в этой истории? Инфраструктурные инвестиции ведут к формированию большого числа косвенных положительных эффектов, которые выражаются как в росте масштаба экономики, так и в налоговых бюджетных эффектах.

Иными словами, если считать бюджетную эффективность только от конкретного проекта, то есть когда плательщиком является инвестор по конкретному проекту, как традиционно считает минфин, ее может быть недостаточно. Но если же учитывать косвенные эффекты в виде, например, НДФЛ, НДС в рамках не только самого проекта, но и в связи с ростом экономической активности после реализации проекта, то они более чем достаточны, чтобы не только покрыть затраты на возврат и обслуживание кредита, но и дать дополнительный доход», – обосновывал Никитин.

Он привел в пример Московское центральное кольцо, которое задействовали под пассажирское движение, что было неприбыльно, но это позволило вовлечь в активную жизнь депрессивные территории, старые промзоны и в итоге привело к быстрому росту экономической активности и формированию новых источников дохода.

По названным нижегородским проектам, которые правительство области считало и выверяло вместе с ДОМ.РФ и коллегами из Москвы, за 30-летний срок прямой бюджетный эффект от реализации первой очереди программы достигает 800 миллиардов рублей – это почти в полтора раза превышает затраты на платежи по долгу по рыночной ставке.

«Мировой опыт показывает, что именно масштабные расходы на инфраструктуру за счет долгового финансирования приводят к выдающимся, двузначным в год темпам экономического роста. При этом за счет этого роста, а также инфляционных процессов такой долг, безусловно, в итоге девальвируется, то есть снижается его доля от собственных доходов», – сказал в заключение Глеб Никитин и напрямую попросил президента поддержать запуск нижегородской инфраструктурной программы.

«В текущей бюджетной ситуации Нижегородская область никогда не сможет аккумулировать долгосрочные финансовые ресурсы в таком объеме. Это значит, что мы, как большинство других субъектов, не сможем в прорывном режиме развиваться так же успешно, как наша столица, – констатировал он. – Да, такая программа должна идти под жестким контролем правительства РФ на всех ее стадиях: от отбора проекта до ее фактического финансирования. Долгосрочный характер долга очень важен, он должен соответствовать сроку жизненного цикла объекта инвестирования – до 30 лет с постепенным его погашением в течение всего срока, чтобы избежать неконтролируемого роста задолженности. Также необходимо, что этот проектный долг должен иметь отдельный учет и отдельные ограничения по предельному размеру».

Такой подход, по мнению Никитина, должен дать прорывной экономический рост, опережающий реализацию национальных проектов, рост доходов жителей, рост занятости и в итоге в стратегической перспективе, рост численности населения.

«Проекты, безусловно, интересные и перспективные для развития Нижнего, и целесообразны. Надо будет доработать там детали, это само собой разумеется, – отреагировал В. Путин. – Но на что хотел бы обратить внимание, финансирование этих проектов в значительной степени, больше половины, должно быть обеспечено за счет частных финансовых источников. Нужно следить за тем, чтобы не сложилась такая ситуация: государство вкладывает свою часть, а ваш партнер, частная компания, по каким-то соображениям – объективного, субъективного характера – свою часть не выполняет. Нужно продумать гарантии исполнения обязательств всеми сторонами».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №15 от 7 апреля 2021

Заголовок в газете: Регионы вступили в гонку за длинные деньги