ЗСНО подвел итоги мониторинга применения закона «Об отходах производства и потребления»

Как снизить платеж и при этом разделять ТКО

На минувшей неделе народонаселение России чуть было не взбудоражили очередной новостью о повышении «мусорных тарифов».

Как снизить платеж и при этом разделять ТКО
pixabay.com

В федеральных СМИ появилась информация о том, что Минприроды РФ предложило рекультивировать полигоны с истекающим сроком службы за счет надбавок к тарифу на вывоз мусора, повышение могло бы составить 32 рубля с человека.

Правда, глава Минприроды РФ Александр Козлов оперативно опроверг такие намерения. «Был сильно удивлен, что один из наших сотрудников прокомментировал о том, что население должно платить за полигоны. Мы не поддерживаем эту позицию», – заявил Козлов, чей комментарий был опубликован в telegram-канале Минприроды. – На площадке Российского экологического оператора мы обсуждаем меры поддержки, подготовлены нормативные акты по ответственности производителя, [меры] должны предусматривать финансирование и создание мощностей для переработки и утилизации тех отходов, которые производит человек».

Но финансовая сторона мусорной реформы, похоже, не устраивает почти все стороны процесса.

Комитет по экологии и природопользованию Заксобрания провел мониторинг правоприменения закона Нижегородской области «Об отходах производства и потребления». В рабочую группу были включены представители Законодательного собрания, правительства области, общественных организаций. Смотрели, что происходит на практике, анализировали законодательство, его эффективность, выявляли проблемы.

Территория региона разделена на девять зон деятельности региональных операторов, всего семь юридических лиц (сейчас, кстати, утверждается новая редакция терсхемы обращения с отходами).

Единые тарифы для регоператоров установлены на первое полугодие 2021 года и для нижегородцев не изменились (диапазон – от 522 до 636 рублей за 1 кубический метр с учетом НДС). Рост платы граждан вывоз ТКО с 1 июля 2021 года не превысит 4%, уверяют власти.

Но по результатам мониторинга отмечено, что тарифы на услуги региональных операторов в Нижегородской области выше, чем в большинстве субъектов Российской Федерации. «Это обусловлено развитием современной инфраструктуры по обращению с ТКО, – говорится в мониторинге. – В области построено пять современных комплексов обработки и размещения ТКО, что потребовало значительных инвестиций. До 2023 года запланировано строительство еще трех новых комплексов общей мощностью 247 тыс. тонн отходов в год: в Арзамасском муниципальном районе (160 тыс. тонн отходов в год), Уренском муниципальном районе (50 тыс. тонн отходов в год), г.о. Навашинский (на 45 тыс. тонн). По Арзамасскому и Уренскому районам в правительство области поступили инициативные концессионные заявки. Минэкологии области работает по получению господдержки с Российским экологическим оператором».

Объекты будут оснащаться сортировкой, технологиями компостирования отходов наряду с раздельным накоплением ТКО от населения.

Эксперты отметили, что в регионе установлены предельные уровни цен на коммунальную услугу по обращению с ТКО. Так, в 2021 году при расчете размера платы за эту услугу, вносимой гражданами, по зоне № 7: с 1 января по 30 июня 2021 года: 586,42 рубля за кубический метр; с 1 июля по 31 декабря 2021 года – 609,88 рубля за кубический метр.

И тут же отмечается, что регоператоры уже заявили о снижении объема собираемости платы за ТКО, увеличении кассовых разрывов и возникновении задолженностей транспортных компаний. При этом по состоянию на ноябрь 2020 года показатели собираемости платы в регионе одни из самых высоких по России: 92,9% по многоквартирным домам, 81% в частном секторе, 95,7% с юридических лиц.

Но на обустройство площадок и на контейнеры средств, выделенных муниципалитетам из областного бюджета, не хватает. В 2020 году выделили в четыре раза меньше, чем в 2019 году, – всего 92 млн. рублей. А потребность большая. Надо обустроить 11 тыс. контейнерных площадок и приобрести 25,5 тыс. контейнеров (1 млрд рублей на площадки и порядка 400 млн рублей на контейнеры).

В бюджете на 2021 год средства на обустройство 87 контейнерных площадок в размере 10 000 тыс. рублей заложены только по Нижнему Новгороду.

Как ранее писал «МК в НН» жители МКД и частных домов недовольны из-за двойной оплаты мусорных тарифов(когда, к примеру, уезжают на полгода на дачу и вынуждены платить и там, и там), – сейчас в законодательстве нет возможности перерасчета платы за обращение с ТКО при постоянном или временном отсутствии потребителя в жилом помещении, говорится в результатах мониторинга. Кроме того, отметим, что в МКД плата идет «по квадратным метрам», а не по количеству проживающих мусоропроизводителей.

А регоператоры говорят о невозможности получения сведений о количестве собственников и проживающих в жилых помещениях лиц из-за невозможности распространения персональных данных по ФЗ.

Кроме того, не получается изжить несанкционированные свалки, в том числе и на землях лесного фонда, «ввиду отсутствия единого механизма действия». Сами муниципалитеты в свои бюджеты не закладывают средства на обустройство контейнерных площадок. И в Заксобрание действительно поступают многочисленные обращения о свалках в лесах. Однако кто должен финансировать такие «уборки» лесов от захламления, в правовом поле не определено. Очистка загрязнения и иного негативного воздействия перестала относиться к санитарно-оздоровительным мероприятиям, и возложить эти полномочия на органы МСУ также не представляется возможным.

Еще одной важной темой является вопрос организации системы обращения с отходами I и II классов опасности.

Планируется создание федеральной системы обращения с опасными отходами, с единым федеральным оператором. (Якорные – семь комплексов, четыре из которых – на базе бывших объектов по уничтожению химического оружия в Саратовской, Кировской, Курганской областях и Удмуртской Республике.) Создание такого комплекса на территории Нижегородской области не планируется. (По отходам I–II классов опасности госзаказчиком работ определена государственная корпорация «Росатом», заказчиком определено ФГУП «РосРАО».)

В рамках мониторинга вскрылась еще одна проблема – сбор от населения автомобильных шин и их утилизация (складирование населением отработанных автомобильных шин на бытовых контейнерных площадках). Оказалось, регоператорам невыгодно транспортировать шины на Нижегородский завод по переработке РТИ, необходимо лицензировать такую деятельности (отходы IV класса опасности), и есть финансовые трудности предприятий по переработке РТИ – нет господдержки.

Еще один проблемный вопрос – регулирование сферы обращения с медицинскими отходами. Нет системы учета перемещения медицинских отходов и отчетности при обращении с ними. Медотходы составляют 1–2% общего объема отходов в России, и нужно лицензировать деятельность компаний по обезвреживанию и размещению.

Что касается обращения со строительными отходами, данный вопрос должен прорабатываться также Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Губернатор дал поручение главам муниципалитетов при заключении контрактов по сносу ветхого жилья, ликвидации несанкционированных свалок предусматривать обязанность подрядчика выполнять работы только при наличии лицензии на сбор-транспортировку отходов данного класса опасности.

Частным лицам необходимо заключать соответствующий договор с региональным оператором. Но как это контролировать? – прорабатывает ГЖИ совместно с ДУКами. Сейчас контроль за соблюдением требований обращения с отходами строительства и сноса довольно слабый, а без штрафования нарушителей прийти к цивилизационному сбору не удастся.

Еще одна очень живая тема – переход на раздельное накопление отходов. Без раздельного накопления показатели отбора вторичных материальных ресурсов не превышают 5%, и это, очевидно, дискредитирует всю идею.

Интересным примером является реализация пилотного проекта по установке в многоквартирных домах кухонных измельчителей пищевых отходов. Применение такого оборудования позволяет на самой ранее стадии образования отходов исключить смешение органических отходов с вторсырьем.

Строительные компании (девелоперы жилья) получают конкурентное преимущество, имиджевые бонусы, снижение издержек при обслуживании жильцов или владельцев нежилых помещений. Кстати, затраты застройщика на проект (от 8 до 25 тыс. рублей на квартиру) не рассматриваются им как существенные и препятствующие реализации.

Нижегородская область, заключив соглашение с ФАС России, стала пилотным регионом, где установлен дифференцированный тариф на коммунальную услугу по обращению с ТКО при раздельном накоплении. Жители сегодня также очень интересуются внедрением раздельного накопления ТКО и возможностью снизить платеж.

Регоператорам установлены также единые тарифы на услугу по обращению с сортированными ТКО в среднем на 23% ниже тарифов на смешанные ТКО.

Сегодня пока применяется двухконтейнерная, при которой бумага, картон, различные виды пластика, металл, стекло, текстиль размещаются в специальном сетчатом контейнере желтого цвета. Все остальное – в контейнере зеленого цвета. при раздельном накоплении нужно применять учет по объему вывезенных контейнеров (то есть по факту).

Решение о переходе на раздел ТКО планируют принять собственники 664 многоквартирных домов (уже принято по 246 МКД). Присоединиться к разделу решили еще 396 индивидуальных жилых домов.

Что сдерживает процесс? Это проблема учета отходов при раздельном накоплении. (Отвечают за «класс опасности» непосредственно сами жители, то есть они не должны складывать батарейки и термометры куда не надо. – Ред.). И в то же время по закону невозможно возложить обязанность определять класс отходов на физлица.

Второй вопрос – низкая экономическая эффективность или ее полное отсутствие. Так, несмотря на то что в среднем по области тариф на раздельное ТКО снизился на 23%, отдельным домовладениям при итоговом расчете придется заплатить больше, чем при отсутствии раздельного накопления ТКО, потому что объем накапливаемых ТКО определяется исходя из количества и объема установленных контейнеров. Сейчас федорганы разрабатывают специальные подходы, которые позволят максимально точно определять объем накапливаемых ТКО.

В мониторинге предлагается рассмотреть дифференцированный тариф – не так, как это сделано сейчас: тариф на «зеленый» контейнер и отдельный тариф на «желтый» контейнер, – а установить сниженный тариф в случае, если идет разделение, и повышенный – без разделения! Кроме того, ряд МКД – под ТСЖ, ЖСК – сами должны покупать контейнеры, субсидирование не предусматривается. До решения этих вопросов введение на территории нашей области раздельного накопления ТКО в полном объеме не представляется возможным.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 3 марта 2021

Заголовок в газете: Мусор может дорожать?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру