Государство должно обладать национальной и культурной традицией

Идеи протопопа Аввакума не утратили своей значимости и сегодня

Идеи протопопа Аввакума не утратили своей значимости и сегодня
Фото: Максим Дмитриев

Вопрос о значении фигуры протопопа Аввакума, наверное, правильно было бы разделить на две части. Нужно посмотреть, как его идеи и деяния сказывались на жизни русского общества, государства и церкви в XVII веке, и попытаться оценить значение этой исторической личности для нас сегодняшних. Потому что все-таки слишком большая историческая дистанция отделяет нас от протопопа Аввакума, уже совершенно другой мир вокруг нас. И те оценки, которые были применимы к мятежному протопопу в конце XIX – начале XX века, сегодня нас, возможно, уже не совсем устроят.

Недооценивать значение этой исторической личности ни в коем случае не стоит. В протопопе Аввакуме как в фокусе сошлись важнейшие лучи, важнейшие направления русской религиозной, духовной, культурной, общественной, политической жизни XVII столетия. Именно поэтому так велико его влияние. Оно не ограничилось временем его жизни и памятью следующего поколения – оно ощущается до сих пор.

Появление Аввакума – это закономерное следствие событий начала XVII столетия. В политическом и государственном плане из Смуты удалось выйти к концу второго десятилетия, но смута духовная, общественная отнюдь не была преодолена. Русское общество по-прежнему находилось в состоянии духовного смятения.

Бои под Москвой окончились, на трон посажен новый царь. Но как строить отношения между царем и его подданными, на каких принципах жить русским людям, которые несколько лет с ожесточением убивали друг друга и были разделены социальными, политическими, идеологическими барьерами? Как ломать эти барьеры и что построить на их месте, какое общество, какое государство, на каких ценностях?

Свой подход к решению этих вопросов предложили Аввакум и его соратники из «кружка ревнителей благочестия», куда входил тогда и Никон – будущий патриарх и непримиримый враг Аввакума, а также Иван Неронов, оставивший яркий след в истории Нижнего Новгорода, и еще целый ряд духовных деятелей.

Они предложили три простых и очевидных принципа, на основании которых, как им казалось, можно построить справедливое и правильно устроенное общество и государство.

Первый принцип заключается в следовании собственной национальной русской культурной, духовной, политической традиции. Речь идет о безусловном осознании своей духовно-культурной и религиозной самобытности, о понимании отличности России от окружающего мира на Западе и на Востоке, о восприятии ее не только как данности, но и как вектора движения, отказ от которого через какое-то время приведет к исчезновению России и русского народа.

Второй принцип условно можно назвать демократическим. Аввакум с единомышленниками выступали как представители гражданского общества того времени. Они были связаны со структурами низовой народной самоорганизации на уровне деревенского, приходского, монастырского самоуправления и жестко противопоставляли себя государственной, а в значительной степени и церковной бюрократии. Они отстаивали для людей возможность самим решать свои проблемы – без давления государевых воевод, а особенно их слуг и холопов, охочих запустить свои лапы в карман простого человека под видом исполнения властных полномочий.

Третий принцип – самый высокий и самый сложный для реализации – принцип высочайшей духовной ответственности человека за свою жизнь, за свои поступки, помыслы, желания, настроения. Отдавая приоритет низовой общественной самоорганизации, протопоп Аввакум требовал, чтобы она основывалась на самых строгих духовных христианских нормах.

Он и его соратники были фактически настроены на оцерковление всех сторон жизни человека. Идеалом оказывался своеобразный «монастырь в миру», где люди строго и абсолютно добровольно следуют нормам христианской морали.

И в дальнейшем в определенных местах на определенное время последователям протопопа Аввакума, которые получили название старообрядцев, удавалось создавать миры, которые жили так, словно люди взяли на себя монашеские обеты, хотя у них были семьи, дети, личное хозяйство. Это был тот идеал, к которому стремился Аввакум и которому не было суждено быть воплощенным в полной мере.

Государство с его централизованным аппаратом управления, конечно, оказалось невосприимчивым к таким идеям, и протопоп Аввакум в конце концов погиб в борьбе с нем и огосударствленной церковью.

Но традиция живой народной самоорганизации осталась жива, и до сих пор в нашей стране есть много тех, кто считает себя старообрядцами. Есть и старообрядческие общины, целые села, где люди придерживаются тех или иных вариантов дониконовской веры.

Все мы помним и удивительный феномен русских купцов-старообрядцев, которые были не только успешными предпринимателями, но и, как сегодня бы сказали, «социально ответственными бизнесменами». Они тратили огромные средства на благотворительность и оставили нам потрясающие коллекции произведений искусства, причем не только русского, но и европейского.

Все это восходит к тем идеям и принципам, которые некогда родились и оформились в душе мятежного протопопа Аввакума. И для нашего нынешнего общества было бы неплохо принять эту аввакумовскую «триаду».

Сейчас у нас вроде бы поддерживается идея самобытности и своеобразия России. Но это своеобразие – вовсе не историческое наследие, которое нужно хранить, сдувать с него пыль, ни на шаг от него не отступая. Нет, это принцип, на основании которого нужно двигаться вперед по своему пути. А для этого нужна свобода общественной самоорганизации и духовного самовыражения – для каждого человека и для общества в целом.

Безусловно, необходимо и следование самым строгим нравственным, духовным принципам для всех без исключения. Если высокая должность и широкая популярность рассматриваются как возможность вести себя безнравственно, то общество не сохранит своего духовного наследия и не получит возможности в новых условиях идти своим путем.

Это требование нравственности ко всем – и к сильным мира сего в особенности, требование, которое Аввакум предъявлял в лицо царю и царским боярам, – сегодня наиболее востребованная часть аввакумовского наследия, которое актуально для нашего общества не только как некий исторический феномен, но и как практическая духовно-нравственная и общественно-политическая потребность.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 16 декабря 2020

Заголовок в газете: Самобытность, свобода и нравственность

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру