Новый памятник появится в Сарове

В Сарове занялись «увековечением»

В Сарове занялись «увековечением»
ЗАТО САРОВ

В следующем, 2021 году 21 мая – магия цифр – будет отмечаться 100-летие со дня рождения выдающегося ученого и мыслителя Андрея Сахарова, ключевого физика-теоретика в спецгруппе, отправленной в Арзамас-16 для создания первой советской водородной бомбы. И это им удалось.

Руководство РФЯЦ–ВНИИЭФ (и лично директор Валентин Костюков) инициировало создание и установку памятника ученому, «его заслуги, дела… он будет вечно в нашей памяти и в памяти тех людей, которые придут после нас».

Как сказал академик, почетный руководитель института Радий Илькаев, «с появлением Сахарова появились новые люди, новые идеи. Мы всегда будем помнить об Андрее Дмитриевиче как о самом успешном ученом, который работал в то время».

Монумент, макет которого спроектирован специалистами из Санкт-Петербурга, планируется разместить между городской художественной галереей и проездом Вити Коробкова. Установлен он будет за счет внебюджетных источников ВНИИЭФ, Росатома.

Но в сети в отношении установки памятника Сахарову идут очень разные дискуссии.

За памятник УЧЕНОМУ!

«Желающие обсуждать Сахарова как человека: его политические взгляды, отношение к людям и прочее – могут потом приходить туда после работы (во многом данную его наработками) и спорить, спорить. Факт остается фактом – такие, как Сахаров, каких бы политических предпочтений они ни были (как и все мы), дали именно России, именно в нужное время такое оружие, которое уравняло ее права на мировой арене. И за это им будут благодарны любые президенты этой страны, независимо от выбранного ими дальнейшего пути. И даже будучи ярым “оппозиционером”, он не продавал техсекреты вооружений и прочего другим странам, живя “в комфорте” обычного советского человека. Но когда необходимо защитить страну от реальной угрозы – нужны хорошие солдаты и хорошее оружие, которое и было создано такими, как Сахаров, тчк!»

И противоположное:

«...В стране вовсю бурлила так называемая Перестройка. Сахаров сразу же окунулся в водоворот общественной жизни, участвовал в работе Съезда народных депутатов. Мнение Сахарова имело большое влияние – можно сказать, что он стал одним из символом этой самой Перестройки, закончившейся разрушением Советского Союза и распадом огромной экономики. Многие люди погибли в войнах, другие обнищали или лишились крова. В этом есть и некоторая “заслуга” Андрея Сахарова. Так, великий гуманист хладнокровно разжигал гражданскую войну на Кавказе, заявляя о необходимости передачи Нагорного Карабаха Армении. Сахаров разжигал межнациональную рознь, транслируя домыслы о зверствах одной национальности в отношении другой.

“Громил” Сахаров и институты государства. В частности, щупленький академик подло клеветал в адрес Советской армии, сообщая, что собственные войска, попадавшие в окружение в Афганистане, якобы расстреливали с вертолетов по приказу командования, чтобы они не попали в плен. Эту чудовищную ложь Сахаров брал напрямую из западных антисоветских “средств массовой дезинформации”, выдавая за непреложную истину. Сегодня граждан, несущих подобную ахинею, называют пятой колонной, тогда же почему-то именовали “совестью нации”.

В качестве будущего СССР Сахаров видел его распад на полторы сотни независимых государств. Из одной только России, по его замыслу, их должно было “вылупиться” порядка сотни. К счастью, мечты гуманиста сбылись не полностью.

Так или иначе, вышло, что политическая верхушка СССР, предавшая страну, использовала Сахарова как пособника в деле разрушения СССР и его идеологии.

И перпендикулярное:

«Поставьте лучше там Берию!»

А 8 августа была годовщина трагедии на полигоне под Северодвинском, когда в ходе испытаний погибли пятеро саровчан. На городском кладбище появился памятник, рядом, на храме Иова Многострадального, водрузили 700-килограммовый колокол, он специально отлит в память о погибших испытателях.

«События в Северодвинске накладывают отпечаток на 2019 год и на всю мою оставшуюся жизнь, – говорил тогда по горячим следам директор РФЯЦ–ВНИИЭФ Валентин Костюков. – Наши товарищи-испытатели погибли при выполнении достаточно сложных работ. Испытания являются важнейшим этапом в создании новых видов вооружения. Фактически это постоянная работа в условиях риска. Риск – одна из составляющих работы испытателя. В год ВНИИЭФ проводит около 2000 испытаний на внутренних и внешних полигонах, 1500 относятся к категориям опасных и особо опасных, в них участвуют примерно 1250 человек».

В ближайшее время, в год 75-летия атомной промышленности, будет открыт солидный мемориальный комплекс (рядом с музеем ядерного оружия РФЯЦ–ВНИИЭФ), посвященный всем испытателям отечественного ядерного оружия. Идея увековечения памяти была предложена гендиректором госкорпорации «Росатом» А. Лихачевым, сообщила пресс-служба РФЯЦ–ВНИИЭФ. Руководство РФЯЦ–ВНИИЭФ и администрация города Сарова поддержали инициативу.

Общая площадь мемориально-музейного пространства составит около 3600 кв. м. Комплекс будет представлять собой благоустроенную территорию с памятником, мощеными дорожками, озеленением, искусственным освещением и малыми архитектурными формами.

«Разработка ядерного оружия связана с высоким, порой смертельным риском, и на передовой находятся испытатели, – говорится в сообщении РФЯЦ–ВНИИЭФ. – Испытатели сыграли одну из основных ролей в советском атомном проекте. Они первыми приезжали на полигоны и последними уезжали. Ввиду высокой ответственности за результаты испытаний в атомной отрасли (да и в других оборонных отраслях) сложилась система, когда главные конструкторы лично участвовали в ядерных испытаниях и руководили ими. Так, Ю.Б. Харитон был участником и руководителем более 50 ядерных испытаний, а в период 1961–1962 гг. он полгода провел на Семипалатинском полигоне. Замечательный ученый и первый министр атомной отрасли России В.Н. Михайлов провел в общей сложности на ядерных полигонах 10 лет своей жизни. И.В. Курчатов был руководителем более десятка ядерных испытаний на начальном, самом ответственном этапе разработки первых образцов ядерного и термоядерного оружия. Михайлов всегда с большим уважением относился к представителям этой профессии: “Плохие люди и специалисты здесь не задерживались – сама жизнь выталкивала их из этих коллективов”».

Архитектурно-художественная идея памятника и планировочное решение были поручены скульпторам из Санкт-Петербурга. Один из авторов памятника испытателям отечественного ядерного оружия – главный скульптор комбината «Скульптура» Борис Сергеев рассказал об истории работы над монументом: «В свое время наше предприятие проектировало и устанавливало в Сарове памятник Юлию Борисовичу Харитону. Несколько лет спустя, когда зашел разговор о том, что надо создать мемориал испытателям ядерного оружия, руководство РФЯЦ–ВНИИЭФ снова обратилось к нам. Мы сделали много разных проектов и в конце концов остановились на таком: стела высотой 8 метров из оплавленного неполированного гранита – аллегория меча, воткнутого в землю. Венчает стелу образ разрывающей камень энергии, который символизирует расщепление материи и одновременно сияющий небесный свет».

На шести барельефах изображены фигуры представителей основных профессий – ученого, конструктора, сборщика, дозиметриста, военного, экспериментатора, без которых проведение испытаний невозможно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №33 от 12 августа 2020

Заголовок в газете: Солдаты атомного проекта

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру