Ситуацию с выплатами врачам взяли на контроль

Не будет централизованной системы – не будет и эффективной медицинской помощи

Не будет централизованной системы – не будет и эффективной медицинской помощи
Фото pixabay.com

Поводом для многочисленных обсуждений, в том числе и на федеральном уровне, послужили события в Нижегородской области 13 мая на Сормовской подстанции скорой медицинской помощи. Связаны они были с тем обстоятельством, что согласно целому ряду постановлений медики, работающие с больными COVID-19, должны получать к своей зарплате существенные надбавки, достигающие 80 тысяч рублей в месяц и не облагаемые никакими налогами.

По факту же за апрель на свои зарплатные карточки работники нижегородских подстанций скорой помощи получили суммы в несколько раз меньшие. Подобная ситуация сложилась и в других регионах. Одному из врачей было начислено 300 рублей за выезд к больному коронавирусом.

О произошедшем сейчас много пишут, желая оправдать либо недоработки чиновников, либо недовольство медиков. Но задача, на мой взгляд, состоит в том, чтобы понять, что произошло, и как сделать, чтобы такого в подобных ситуациях не происходило.

Прежде всего надо отметить, что в апрельских постановлениях правительства РФ № 415 и 484 говорилось о деньгах, которые должны выплачиваться соответственно с марта и с апреля. Федеральный бюджет выделил всем регионам необходимые средства, и в Нижегородскую область на данный момент поступило 136,5 млн рублей. Причиной же возникших проблем и недоразумений явилась заданная в данных постановлениях формула выплат: «по фактически отработанному времени».

Минздравы регионов, главврачи и бухгалтерии медучреждений поняли эту фразу буквально: надо рассчитать точное время работы каждого сотрудника с больными, зараженными коронавирусом.

Расходование бюджетных средств находится под особым контролем, поэтому каждый министр, главврач и главбух старались распределить дополнительные выплаты так, чтобы к ним не было претензий со стороны контролирующих органов, и – стали высчитывать часы и минуты, проведенные врачами около больных, высчитывая, кто из них был коронавирусным, а кто не был.

Но сотрудники «Скорой медицинской помощи» возят разных больных и далеко не всегда знают, кто из них заражен, поскольку доставляют их только на дополнительное обследование. Поэтому возникла масса проблем, осложняющих подсчеты.

Медработники, которые рассчитывали на существенные добавки к своим, прямо скажем, не очень большим окладам, оказались в очень унизительном положении, будучи вынуждены доказывать, что работали с коронавирусным больным, и выяснять, какое время рядом с ним находились. Для системы бюджетных выплат это достаточно стандартная ситуация, когда бухгалтеры и руководители, боясь нарушить законодательство, стараются выплатить как можно меньше, чтобы к ним не было вопросов.

Не исключаю, что мог сыграть свою роль и психологический момент, когда чиновники от медицины посчитали, что для врачей и санитарок это слишком жирно – получить такие деньги, которые превышают их зарплату. И выплатили «по справедливости».

Естественно, когда история дошла до президента, он возмутился, поскольку это поставило под сомнение его обещания медикам, и дал жесткую оценку, заявив, что «не надо заниматься крохоборством», а надо четко заплатить людям за работу. Фактическое время – это необходимое количество смен или необходимое для зачисления месячной зарплаты нормативное время. Президент потребовал, чтобы во всех регионах до 15 мая все медики получили причитающееся.

Призыв президента был услышан. В Нижегородской области медикам выплатили и за апрель, и даже – вперед – за май, чтобы снять остроту ситуации.

Надо сказать, что, к сожалению, исполнение хороших и правильных решений нашим чиновничеством и нашей бюрократией очень часто проводится бездумно, без просчета последствий. И в данном случае мы видим яркий пример такого подхода.

Сейчас медики получат то, что им положено, поскольку снята боязнь чиновников сделать не так, переплатить. Но когда речь идет о борьбе с эпидемией, лучше переплатить медикам, чем недоплатить, они должны понимать, что их труд будет оценен на должном уровне.

Еще хотелось бы сказать, что есть целый ряд работников, задействованных в обслуживании больных коронавирусом, но они не попадают под действие федеральных постановлений. Это подсобные работники, водители больниц, сантехники и так далее – они обслуживают больницы, где лежат инфицированные коронавирусом. Чтобы эти люди не были забыты, практически во всех субъектах федерации на региональном уровне принимаются решения о выплатах и этим категориям. Это будут заметно меньшие деньги, но они будут, и это правильный подход.

Конфликтная ситуация, послужившая темой этого разговора, стала возможной потому, что в свое время медицину разделили «по региональным квартирам» – каждый регион содержит свою медицину. Централизованного управления структурой медицинской помощью у нас не стало по большинству направлений. Единая система рассыпалась.

Но пандемия заставила понять: не будет централизованной системы – не будет и эффективной медицинской помощи. Можно иметь первоклассные клиники, можно иметь первоклассные технологии, но если все это растащено по отдельным регионам, система не даст должного результата.

Поэтому я думаю, что в ближайшее время будет поставлен вопрос о возвращении к принципам единой федеральной системы здравоохранения. И очень важно, чтобы речь шла не об оказании медицинских услуг, а об обеспечении здоровья населения. Это разные вещи.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 20 мая 2020

Заголовок в газете: Формула недоразумений

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру