В регионе действуют 125 охотничьих хозяйств

В Нижегородской области растет численность охотничьих видов животных

В Нижегородской области растет численность охотничьих видов животных
Фото Андрея Абрамова

В начале весны отмечается Всемирный день дикой природы. Это неслучайно, ведь именно весной многие виды животных выращивают потомство, поэтому в это время дикой природе особенно необходима охрана от человеческой безответственности. Охота перестала быть жизненно важным видом деятельности для подавляющего большинства граждан нашей страны, промысловиков остается все меньше и меньше, в основном люди занимаются любительской и спортивной охотой. Однако именно на охотниках лежит важнейшая задача регулирования численности некоторых видов, особенно хищников, а также животных, представляющих реальную и потенциальную опасность.

В Нижегородской области по состоянию на 31 декабря 2019 года площадь охотничьих угодий составляла 7115,4 тысячи гектаров, площадь общедоступных угодий – 22,23%. В регионе действуют 125 охотничьих хозяйств, большая часть которых расположена в южных районах. За их деятельностью, а также за соблюдением законодательства и правил охоты следит Комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области. Возглавляет ведомство Николай Бондаренко.

– Николай Иванович, прошедшая зима удивила погодой, ранняя весна тоже преподносит сюрпризы. Скажите, как перенесли дикие животные малоснежную и неморозную зиму в Нижегородской области?

– В целом прошедшая зима была благоприятной для большинства видов охотничьих ресурсов – именно на них обращено наше внимание. Зимой основные неблагоприятные факторы для животных – это низкая температура и глубокоснежье. В этом году оба этих фактора отсутствовали, однако у каждого вида есть свои особенности, каждый нуждается в определенных условиях и все переносят зиму по-разному. Например, в 2011 году, когда ряд районов области накрыл ледяной дождь, многие куропатки и тетерева, ночующие под снегом, не смогли выбраться из-под образовавшейся плотной корки и погибли. Тогда их численность резко упала. Проблема этой зимы – обилие льда в лесу. Он очень травматичен для крупных копытных животных – передвигаться по лесу просто невозможно. А для кабана хорошо – земля не промерзшая, корм в доступе. В такие зимы кабаны к кормушкам практически не выходят.

Все это и многое другое мы наблюдаем на территории охотничьих хозяйств – их в регионе 125. Именно они осуществляют необходимые биотехнические мероприятия для поддержания численности зверя, создают воспроизводственные участки, устанавливают кормушки, ведут учет численности, для того чтобы популяции не были нарушены. Наша задача – организовывать и контролировать эту работу.

И если пользователь охотхозяйства относится к своей работе ответственно, зверь сохраняется, никуда не уходит, популяция растет. Могу сказать, что за 10 лет у нас в области ситуация значительно улучшилась. И это благодаря грамотно организованной работе хозяйств, обеспечению животных кормом, а также регулированию численности – без этого нельзя. Если специалисты не будут следить за численностью, у нас заболевание бешенством в области увеличится в разы, будут скачки различных инфекций и вирусов, от которых будут страдать и домашние животные, и сами люди.

Вот, например, медведи. Прошлый год показал, что численность зверя в области увеличилась, а добывается минимальное количество. В результате животные выходили к деревням, пугали людей.

– А этой зимой были замечены медведи-шатуны? Были ли случаи нападения на людей?

– У медведей прошедшая зимовка также прошла спокойно. Медведи-шатуны отмечены не были: обычно медведь не встает из берлоги даже в сильную оттепель, если не случилось что-то катастрофическое, например затопило берлогу. Поскольку снежный покров был незначительным, массового затопления берлог не произошло. Хотя в целом в такую зиму, как было в этом году, медведь спит уже не так крепко.

В конце февраля впервые за несколько лет был отмечен случай нападения медведя на человека, но данный факт можно отнести к разряду трагических случайностей. Мужчины охотились на зайцев с гончими, собаки стали лаять на одном месте, один из охотников подошел посмотреть, на что они лают. Оказалось, что гончие наткнулись на берлогу и облаивали медведя. Подошедший охотник был атакован зверем, который потом убежал. Мужчина был госпитализирован с множественными укусами, в настоящее время его жизни ничего не угрожает, он выписан из больницы.

– С 1 марта в регионе введены ограничения на охоту. Как осуществляется работа по профилактике нарушений законодательства, борьбе с браконьерством?

– С целью борьбы с незаконной охотой в комитете действуют антибраконьерские группы, в которых участвуют государственные охотинспекторы, сотрудники полиции, Росгвардии и работники охотничьих хозяйств.

Вообще межведомственное взаимодействие делает работу по борьбе с браконьерством наиболее эффективной. Деятельность нашего комитета определена частью 1-й статьи 8.37 КоАП – нарушение правил охоты. А вот в деле борьбы с нарушением правил, регламентирующих, например, рыболовство, отраженное в части 2-й этой же статьи, у нас полномочий нет. Но если мы работаем совместно с Рыбохраной, мы можем им помогать, а они – помогать нам. Так, вместе с Рыбохраной, полицией, линейной полицией, ветеринарами, ГИМС, МЧС мы сейчас заключаем соглашение и объединяемся в так называемую «схему взаимодействия». Каждый год наш комитет выявляет в регионе две-три тысячи правонарушений. При этом открытым остается вопрос безопасности сотрудников. На сегодня они не имеют табельного оружия, хотя в лесу приходится сталкиваться с вооруженными и зачастую агрессивно настроенными людьми.

Отмечу также, что нами проводится постоянная работа по информированию населения, владельцев охотничьих билетов о сроках и условиях проведения охоты, о существующих нормах, об элементарных правилах безопасности.

– На гербе Нижегородской области изображен олень… А какой представитель дикой природы может считаться символом региона сейчас? Тоже олень?

– Сейчас в области есть только завезенные виды оленей – северные, пятнистые, благородные (маралы). Они обитают в вольерах в полувольных условиях. В дикой природе олени водились у нас когда-то очень давно, тысячелетия назад.

А вот лось – это действительно гордость Нижегородской области. Символом нашего региона, конечно, можно назвать лося. По плотности его населения мы занимаем третье место в Приволжском федеральном округе.

Ежегодно мы вылавливаем и эвакуируем лосей из Нижнего Новгорода – некоторые даже переплывают Волгу с борской стороны. Это, скажу я вам, целая проблема. Лось – животное крупное, сильное: его еще нужно поймать, а потом погрузить, перевезти и выпустить.

Рост численности лосей приводит и к увеличению числа ДТП с их участием. В 2019 году 80 особей погибло на дорогах, а также пять косуль, 11 кабанов и одна норка. О чем это говорит? О том, что зверя много, о том, что водителям нужно быть предельно внимательными – 99% аварий происходят в зоне действия дорожных знаков, которые водители игнорируют и скорость не снижают. Кроме того, это говорит о необходимости установки вдоль дорог ограждений, которые направляли бы животных к переходам, а также об оборудовании самих этих переходов. Популяции животных растут, и мы будем добиваться этих мер защиты.

Всего же на территории Нижегородской области обитают 372 вида млекопитающих и птиц, из них 92 вида отнесены к охотничьим ресурсам. Последние данные подсчета численности еще не готовы, так что приведу цифры прошлого года. По состоянию на 1 апреля 2019 года, в Нижегородской области обитает 15 744 лося, 1151 медведь, 963 косули, 292 рыси, 1581 барсук, 38 901 глухарь, 169 541 тетерев, 47 218 зайцев. Что касается кабана, то в целях предотвращения распространения африканской чумы свиней его численность в области находится на особом контроле и искусственно снижается.

Юг региона активно заполняется косулей, которую вывели из Красной книги Нижегородской области в 2012 году. До начала XXI века этого грациозного животного у нас не было.

Европейская косуля пришла к нам в результате естественного расселения, сибирскую выпустили в некоторых соседних регионах, так что у нас есть два вида косуль. Очевидно, что им у нас понравилось. Сейчас мы думаем, как бы косулю переселить и на север области, за Волгу.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №12 от 18 марта 2020

Заголовок в газете: Николай Бондаренко: «Символом региона можно назвать лося»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру