Вопрос балахнинского гидроузла остается открытым

Если плотина – то защита и компенсация

Если плотина – то защита и компенсация
Фото Андрея Абрамова

Конфликт вокруг проекта Нижегородского низконапорного гидроузла (ННГу) вышел на новый виток. Теперь в жестком противостоянии не только жители, условно Балахны, и проектировщики, заказчики, но и заинтересованные федеральные структуры.

Тупиковый узел

Ситуация опять грозит пойти по «чебоксарскому сценарию», когда вопрос не решается годами – десятилетиями, тратится масса сил и средств, регионы держат в напряжении, а в результате наверху принимается половинчатое решение без серьезных обоснований. Сколько еще потратят на новые проекты и исследования? Между тем прибрежная инфраструктура остается необустроенной. А может быть, РусГидро попросит центр вернуться к его предложению?

Первый этап проекта ННГу прошел главгосэкспертизу, вторые ОВОС по самому сооружению – нет, результаты ожидаются этой весной.

Вся эта история наглядно демонстрирует, насколько безответственно в системе власти (всех уровней!) порой принимаются дорогие решения. Но правительство области направило много замечаний.

Как известно проект ННГу стоимостью более 43 млрд рублей продвигает Федеральное агентство морского и речного транспорта в интересах судоходства и восстановления речного пути на обмелевшем участке городецких шлюзов в 40 км.

Подъем воды метров на пять до 68-й отметки во время летней навигации (месяцев на шесть) «подпортит» жизнь людей в четырех районах, ухудшит экологическую ситуацию, инфраструктуру (за счет повышения уровня грунтовых вод) и заставит заново изучать санитарно-эпидемиологическую обстановку, последствия скажутся и на водоканалах с водозаборами. Информация вся эта уже давно известна.

Институт Русгидро: риски большие

Ранее Нижегородский водоканал с подачи правительства области заказал у ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева (институт гидротехники входит в структуру РусГидро) исследование по проекту гидроузла и поделился с ним имеющимися материалами проектировщиков. (Область, очевидно, хотела заручиться обоснованием для дальнейшего обсуждения, скажем, тех же компенсаций. – Ред.)

Выводы ВНИИГ попали в минтранс РФ, и вслед за этим заместитель министра транспорта РФ Юрий Цветков в конце 2019 года выступил в СМИ и заявил, что минтранс РФ и Нижегородская область серьезно расходятся в оценке текущей экологической обстановки в Балахнинском районе.

(Представители заказчика – администрация Волжского бассейна – поясняли, что проблема изначально в самом расположении Балахны – на низком плато, с близкими грунтовыми водами и поверхностными стоками, которые и сегодня «топят» город, поэтому надо заниматься водоотводами. – Ред.)

Как выразился Юрий Цветков, они считают исследование ВНИИГ выполненным наспех, без опоры на базу достаточных по времени и объему полевых исследований, а его выводы – голословными.

После этого последовало жесткое заявление ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева (читай, энергетиков, которые зачастую, когда нужно согласовывать попуски воды через ГЭС, в противоречиях с речниками. – Ред.)

Ученые возмутились из-за слов замминистра транспорта РФ Юрия Цветкова.

«Приведенная Юрием Цветковым оценка о поспешности и “голословности” выводов исследования по проекту ННГу, проведенного ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева по заказу АО “Нижегородский водоканал”, не соответствует действительности, – говорится в официальном сообщении. – Институт выполнил полноценный всесторонний анализ предлагаемого варианта обеспечения судоходства путем строительства ННГу и показал, что реализация этого проекта в том виде, в котором это предлагается сегодня, сопряжено с социальными, экологическими и главное – техногенными рисками. Так как в проекте гидроузла не было рассмотрено альтернативных вариантов решения проблемы судоходства, ВНИИГ рассмотрел, научно обосновал и предложил альтернативные варианты, лишенные указанных рисков.

Эти варианты прошли предварительную предпроектную проработку, определена стоимость их реализации и сроки. Материалы были переданы заказчику в лице АО “Нижегородский водоканал”. Предложенные ВНИИГ альтернативные варианты обеспечат существенное сокращение стоимости и сроков реализации проекта, направленного на решение проблемы судоходства и, что наиболее важно, позволят не ухудшить экологическую обстановку на самой прилегающей территории. При этом с точки зрения судоходства суммарная пропускная способность будет выше относительно предполагаемого в проекте ННГу. Однако сторонники возведения низконапорного гидроузла фактически оставили эти альтернативные варианты без внимания».

В сообщении представители института упрекают заказчиков, а также транспортников и проектировщиков. «По факту, научно-проектные материалы ВНИИГ были переданы не независимым экспертам, а непосредственным участникам проекта ННГу, которые, не отвечая на замечания института, стали поверхностно критиковать саму работу, что говорит о том, что ответов на замечания и выявленные риски у разработчиков проекта нет», – говорится в заявлении.

Но выводы Института гидротехники, в общем, не новы: защитные мероприятия, предусмотренные проектом строительства ННГу, недостаточны, существующая проблема может усугубить подтопления населенных пунктов Балахнинского и Городецкого районов, а также Нижнего Новгорода (Сормовский район). Для судоходства ВНИИГ рекомендует рассмотреть вариант строительства третьей нитки Городецкого шлюза в сочетании с дноуглубительными работами.

Предварительная оценка подготовки системы водоотведения только в Балахне обойдется в 15 млрд рублей. Но, как ранее заявлял «МК» представитель заказчика – администрации Волжского бассейна (проектировщик ООО «Техтрансстрой»), на дополнительные защитные мероприятия в проекте заложено около 3 млрд, и это в основном на экологию.

Еще года два назад, когда страсти вокруг плотины только начинали закипать, один умудренный опытом нижегородец, из числа бывших речников, после очередного совещания на ярмарке уверенно сказал: «Поверьте, ничего не будет, проект не пройдет, все это (плотину. – Ред.) задумывали еще в нашей водной академии, но и тогда не все были согласны».

Альтернатива есть

А в Балахне говорят: мы будем стоять до конца.

Глава местного самоуправления Балахнинского района Алексей Левкович, подводя итоги прошлого года, сказал, что «мы будем стоять до конца».

«Эпопея с гидроузлом продолжается, и мы добиваемся того, чтобы даже если плотина и будет, то мы будем добиваться, чтобы все наши пожелания и мероприятия были выполнены, – сказал глава в интервью балахнинским СМИ. – Чтобы и город обезопасить, и жителей защитить от подтопления. Будем настаивать на том, чтобы правительство рассмотрело и альтернативный вариант по судоходству, это углубление дна реки и строительство нитки шлюза».

Правда, реального, проработанного проекта третьей нитки Городецких шлюзов пока нет. А срок госэкспертизы ННГу – 2-й этап – подходит в апреле–марте 2020 года, и федеральному центру нужно будет принимать решение, что делать дальше, как наладить судоходство, не утопить жителей и самим не утонуть в волнах народного негодования. Но на прохождение документации опять нужно время.

Часть выводов института

«Влияние строительства Нижегородского низконапорного гидроузла на работу Ново-Сормовской водопроводной станции АО “Нижегородский водоканал”, Нижегородского низконапорного гидроузла. Этап 2»:

Создание ННГу, включая строительство правобережной глухой незатапливаемой безнапорной дамбы со служебной автодорогой по гребню от пришлюзовой площадки до Нижнего Новгорода, обусловит затопление и подтопление территорий Сормовского района за счет гидравлической связи р. Волги с системой проток и старичных образований, расположенных в пойменном массиве.

При реализации проекта ННГу и повышении уровня воды до отметки 68,00 м БС, который будет поддерживаться для обеспечения навигационных условий с 18 апреля по 19 ноября, подтопление территорий Сормовского района, которые расположены в пойменном массиве, будет наблюдаться весь вегетативный период, нанося ущерб земледельческой деятельности населения и его жилым постройкам. Кроме того, значимым обстоятельством является тот факт, что около 2 тыс. участков не имеет центральной системы водоснабжения и пользуется индивидуальными скважинами и колонками».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 12 февраля 2020

Заголовок в газете: Балахна будет стоять до конца

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру