Нижегородские трудовые резервы на исходе

Пенсионеры и мигранты – на кого больший расчет?

В конце 2019 года в ТПП Нижегородской области прошло очередное мероприятие «по искоренению серых зарплат» («Влияние серых зарплат на экономику региона и пенсионные права граждан»), организованное налоговой службой с участием областного минфина, трудинспекции, Пенсионного фонда, профсоюзов, уполномоченного по защите прав предпринимателей и приглашенных бизнесменов.

«Крупняка» среди последних не было, и круглый стол, мягко говоря, вышел не таким широким, как, может быть, на это рассчитывали. А кроме того, были высказаны иные аргументы и объяснения по поводу того, что «все должны соблюдать закон и платить «белые зарплаты», хотя сей тезис не оспаривался.

Даешь подоходный региону!

Задачи руководящих структур понятны, но они несколько отличаются от проблем, с которыми люди сталкиваются «на земле», об этом говорили и представители профсоюзов и реального бизнеса. И статистика, которая за третий квартал 2019 года резко прибавила нижегородцам реальных доходов (свыше 2%), вызывает искреннее недоумение – с учетом повышения тарифов ЖКУ с июля 2019 года, цен на молочку, лекарства и проч.

Представители регионального минфина еще раз рассказали о важности уплаты НДФЛ в полном объеме. «Это один из главных источников наполнения бюджета. Недаром центр отдал его регионам – 100% идет в нашу казну, чтобы деньги оставались на территории, где вы живете, работаете, размножаетесь, растите детей», – заявила замглавы финансового ведомства Наталья Лобанова. По итогам девяти месяцев 2019 года НДФЛ, по данным налоговиков, демонстрируют высокую динамику – 112,8%, или 50,8 млрд рублей, это 40% бюджета, один из самых высоких темпов роста не только по ПФО, но и в целом по РФ.

В 2016 году средняя зарплата в области была на уровне 28 тысяч рублей, в 2019-м она должна выйти на 35 тысяч.

Большой вклад в уплату подоходного налога вносят бюджетники – указные отрасли, в которых по поручению президента происходит регулярное повышение окладов.

«То что, в области еще существуют серые и черные зарплаты, нас не радует, – продолжила Лобанова, – правительство области многое делает, чтобы не было теневых выплат. Сформирована и работает комиссия под руководством замгубернатора Игоря Носова, на которую вызываются не отдельные представители бизнеса, а буквально вся отрасль. Иногда бывает достаточно только начать, и сарафанное радио уже срабатывает, все уже реагируют, увеличивая реальные зарплаты своим сотрудникам. Мы провели работу с транспортниками, частными медклиниками, строительными, ремонтными организациями. На очереди – частные охранные предприятия».

По данным налоговой инспекции, в 2019 году на комиссию были приглашены руководители семи организаций, в сфере пассажирских перевозок, шести частных медклиник, семи организаций строительства, инженерных сооружений и автомобильных дорог. В итоге перевозчики (маршрутные такси) повысили заработную плату на 106%, медицинские организации – на 58%, а организации, осуществляющие деятельность в сфере строительства, – на 29%».

Сказки про улучшение

Но разговор из заявленной духоподъемной плоскости – «надо правильно оценивать себя и работать по закону» – быстро перешел в категорию: а почему в Нижегородской области так много бедных и почему те, кто получает небогатую зарплату, должны отдавать в казну такой же процент, как и богатые, которым жемчуг мелок? Сколько можно говорить о прогрессивной шкале подоходного налога? Когда же наконец бедных освободят от НДФЛ?

– В эти сказки, которые нам по телевизору рассказывают – про улучшение жизни, – уже мало кто верит, – шепотом делись представители предпринимательства.

Такая большая разница (между категориями) в официальных доходах, какая есть в регионе – порядка десятка раз (по прошлому году), – это очень опасная тенденция.

«Средняя зарплата не говорит ни о чем, – уверен глава облсовпрофа Анатолий Соколов. – Трое на предприятии получают по 90 тысяч, а все остальные минималку – какой из этого вывод? Надо переходить к медианной оценке, что и заложено в стратегию Нижегородской области – 2035. Но это должен делать статистический орган. А кто какую зарплату у нас получает (по данным на конец 2018 года)? По приведенным данным, свыше 50 тысяч рублей получает порядка 15% работающего населения, а основная доля – 63% – довольствуется уровнем ниже среднего, порядка 30 тысяч рублей. Ниже прожиточного минимума у нас около 12%, серьезнейшая проблема (данные за прошлый год). Поэтому кого коснется прогрессивная шкала – вопрос риторический. Медианная в регионе – 23,1 тысячи рублей, модальная – 17 тысяч, средняя – 34,9 тысячи (по 2019 году). А сколько при этом нужно платить за квартиру, налоги, за лекарства… Затратная часть растет гораздо быстрее, – уверены в профсоюзах. – В прошлом году нижегородцы скатились на четвертое место по зарплате в ПФО, впереди Самара, Татарстан, Пермский край. А где состоят на учете самые высокозарплатные компании? Газпром, Транснефть и далее – это Москва, Петербург и др. У нас в области 34 тысячи средняя зарплата, а там 70 тысяч. Оттого перспективная молодежь продолжает уезжать».

– И правильно делает, – прозвучал голос в зале.

Пожилые работают

Но были названы и причины сложившейся ситуации. Глава облсовпрофа Анатолий Соколов призвал посмотреть на картину укрупненно.

«Выход экономики из тени – да, это важно. Но проблема гораздо шире: согласно аналитике МВФ, уровень жизни населения России в последние годы упал в долларовом выражении на 20% за счет роста налогов, дополнительных сборов и снижения пенсий, – поясняет руководитель. – Основной рост экономического потребления обеспечивают домохозяйства, то есть рост экономики – это рост доходов населения. Обязательно нужно увеличивать конкурентоспособность предприятий. Поэтому предприниматели, промышленники пытаются, вынуждены компенсировать увеличение финансовой нагрузки за счет зарплат, она же как инструмент регулирования, чтобы поддержать свою конкурентоспособность на рынке.

Кроме того, демографическая ситуация в области не вдохновляет, она вымирающая, экономически активное население убывает. Из 3,2 млн населения активно работающих у нас 1,75 млн человек: от 15 до 70 лет – студенты, пенсионеры. 1,059 млн пенсионеров, причем за последний год количество тех, кто получил статус предпенсионера, резко выросло».

«Каждый третий пенсионер у нас работает, потому что денег не хватает. Нам говорили, что пенсия вырастет вот настолько! А на самом деле? Но слова даны политикам, чтобы скрывать свои мысли, – дипломатично отмечает глава облсовпрофа. – Из активного населения 280 тысяч человек трудятся на промпредприятиях (16%), они обеспечивают 50% налогов, в бюджетной сфере работает 17%, это подоходный налог. В реальном секторе экономике и в бюджетной сфере занято 580 тысяч. В малом и среднем бизнесе тоже порядка 584 тысяч, и они дают 20% налогов в бюджет. Вот и считайте. По России неформальная занятость достигает 20%, у нас по области порядка 15% (до 300 тысяч)».

Справка

По данным Нижегородстата, пенсионеров по старости в регионе почти 87%. К началу 2019 года было 230,7 тысячи работающих пенсионеров – 21,9% общей численности, средняя пенсия составляет 13 927,8 рубля, увеличившись относительно 2018 года на 0,5%. Для сравнения: прожиточный минимум пенсионера на четвертый квартал 2018 года был 7666 рублей.

Нижегородцев замещают

– Население стареет очень сильно. При этом ежегодная убыль – 11–12 тысяч человек. На кого тогда мы рассчитываем, если не на пенсионеров, – на мигрантов? – задается ключевым вопросом руководитель облсовпрофа.

И действительно, по последним данным, положительный миграционный приток в регион за 9 месяцев 2019 года составил около 5000 человек – из стран СНГ на стройки и ремонты, очевидно. На «кладбище» ведь тоже можно зарабатывать. Область действительно привлекает большие федеральные средства, но насколько эффективно они работают на бюджет нижегородцев?

Кто у нас строил (стадион, метро) и сейчас строит другие объекты? Во многом рабочие и специалисты из других регионов. А где платят налоги привлеченные в качестве трудовой рабочей силы, бригады строительные, ремонтные, монтажные? В основном по месту нахождения конторы, которая их нанимала. Сотрудник прописан в другом регионе, следовательно, и состоит на налоговом учете там же. Уплата НДФЛ производится по месту регистрации организации или работника. И деньги уплывают туда.

Неформальная занятость – не от «жира»

Не секрет, что на ключевые предприятия (в рамках инвестпроектов) везут турецких, вьетнамских, китайских рабочих. Очень много привлекается трудовой силы из соседних регионов и, конечно, стран СНГ. Своих катастрофически не хватает.

– Вот, говорят, 300 млрд рублей израсходовали на подготовку к ЧМ-2018 (по стране), и мы вместе с прокуратурой смотрели, где эти люди получали начисленную зарплату, какие структуры, ведомства – а это московский, петербургский и другие регионы. Это серьезнейшая проблема, – считают в профсоюзах.

Что касается тендеров и конкурсов для предпринимателей, где якобы можно заработать, то, как выразился один из представителей ТПП, «это просто театр» в большинстве случаев: приезжает заказчик и говорит, что надо заключить договор с тем-то и тем-то.

«Или по поводу работающих пенсионеров: нас давно лишили индексации. Обидно, – пожаловалась одна из присутствующих, экономист, работает на ИП “в белую”. – И вот появляется возможность стать самозанятым. (Нижегородская область попала в 19 очередных регионов, где в 2020 году введут режим самозанятых. – Ред.) Теперь я буду думать, не перейти ли мне в эту категорию?» (Вместо НДФЛ такие лица будут уплачивать налог на профдоход по ставкам: 4% – по доходам от обычных «физиков», 6% – по доходам от ИП и юрлиц. Страховые взносы уплачивать не надо, налоговый режим доступен тем, чьи доходы не превышают 2,4 млн рублей в год.)

«Что нас ожидает? Отмена ЕНВД, увеличение кадастровой стоимости земли, имущества планируется в области. Но у нас ведь все наоборот произойдет: увеличат кадастровую стоимость тем, у кого земля оформлена, вместо того чтобы выявлять тех, у кого это все еще не зарегистрировано. Мы понимаем, что надо поднимать экономику, делать ее конкурентоспособной, создавать условия для предприятий. Но если мы не будем менять законодательство с точки зрения налогов, не будем наводить порядок в тарифах монополий, то вопрос: да, сделаем белые зарплаты в отчислениях ФОТ, но кто доживет до этого светлого будущего и прибылей предприятий? Вопрос федерального уровня, и об этом должны беспокоиться и администрация города, и правительство области. Учитывая, что средства в бюджет надо откуда-то собирать, это еще та “терапия” будет. С народом-то что делать? – беспокоится глава профсоюзов. – Сейчас наверху такая установка: существующее государство устарело, и необходимо менять структуру, переходить к информационно-базовому государству, создается порядка 20 суперсервисов. Говорят, что будет серьезное сокращение служащих по разным отраслям. Соцработников частью заменять на социальные контракты. Но где будут создавать новые рабочие места? Вот в чем вопрос».

Официально

В России планируется создать единую для всех ведомств цифровую систему государственного управления, заявил председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Для этого разрабатываются суперсервисы – комплексы различных услуг, в том числе и государственных. До конца 2021 года в стране предполагается создать 25 таких суперсервисов.

Елена КОЛОСОВА.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру