Настрой на самозащиту

Экономическая стагнация привела к перемене психологического настроя общества

Почему в России вырос средний чек трат на еду в новогодние праздники? Причина проста. Дело в том, что за год, прошедший с предыдущих праздников, выросли цены практически на все продукты. Это значит, что для поддержания привычного размера и разнообразия праздничного стола людям пришлось тратить больше.

Перейти на более скудный праздничный стол решаются немногие, поэтому произошло повышение трат на организацию застолья. При этом объем приобретаемых продуктов ощутимо не вырос, увеличились лишь затраты на их приобретение. И произошло это за счет других покупок, других товаров, от которых было легче отказаться.

Что касается падения среднего чека на подавляющее число других товаров и услуг, которые используются в качестве новогодних покупок и праздничных подарков, а также покупок, которые откладываются на период новогодних скидок, например хороший телевизор, то и здесь все совершенно объяснимо.

Экономика на протяжении последних лет находится в состоянии стагнации, реальные доходы населения не растут (и перспектив роста никто не ощущает). Поэтому общество перешло в стадию зимней спячки, в стадию сохранения наличных ресурсов.

Когда в обществе доминируют позитивные ожидания относительно экономического будущего, когда превалирует дух оптимизма, тогда и траты, в том числе необязательные, связанные с бытом, проведением свободного времени, возрастают. Люди идут на них легко, поскольку оптимистические ожидания от будущего поддерживают уверенность в том, что эти траты не нанесут никакого ущерба обеспечению текущей жизнедеятельности.

Как только в обществе начинают преобладать менее оптимистичные или даже пессимистичные ожидания, то включается механизм защиты наличного бытия, наличного уровня жизни. И сейчас российское общество находится в стадии самозащиты, в стадии обороны того, что имеет каждая семья. В этих условиях жестко контролируются все траты на необязательные потребности.

Есть такой термин – избыточные траты. К избыточным тратам относится и финансирование будущего. Если люди не видят будущего, они его не финансируют. Именно это мы сейчас и наблюдаем.

Плюс к тому и сам эмоциональный настрой на такие траты резко снижается. Чтобы купить необязательную вещь, нужен позитивный эмоциональный толчок. Если этого толчка нет, то необязательная вещь не приобретается в отличие от вещей, необходимых для жизнедеятельности.

Сегодня такого позитивного эмоционального толчка нет, напротив, ситуация подталкивает людей к ужиманию затрат, к тому, чтобы законсервировать круг социальной и досуговой деятельности, воспринимаемый человеком как необходимый минимум, который должен быть обеспечен ресурсами. Сейчас эта сфера, которую человек готов и способен поддерживать и финансировать, сжимается, что наиболее ярко проявляется во время праздничных дней.

Исходя из этого и надо понимать те процессы, которые произошли в розничной торговле в первые дни 2020 года. Экономическая стагнация привела к перемене психологического настроя общества, что, в свою очередь, сказалось и на потребительском поведении.

Александр ПРУДНИК,

социолог

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру