Кристина Проснякова: «Моя жизнь кардинально изменилась»

Волонтерство как образ жизни

Волонтерство как образ жизни
Фото Романа Бородина

Международный день добровольцев (5 декабря) был учрежден ООН в 1985 году, в России он официально отмечается с 2017 года. 8 декабря в Нижнем Новгороде прошла церемония вручения первой премии в области добровольчества «Городской волонтер 2019», приуроченная к этому празднику. Мероприятие стало подведением итогов деятельности городских волонтеров, в течение года помогавших в проведении различных событий – культурных, спортивных, социальных. Лучшие волонтеры Нижнего Новгорода были награждены в 13 номинациях. Награда в номинации «Волонтер без границ» была вручена юной Кристине Просняковой.

– Кристина, как давно волонтерство стало частью твоей жизни?

– Два с половиной года назад. Я жила в Иванове, окончила там школу и приехала в Нижний Новгород учиться на юридическом факультете в Высшей школе экономики. Это было в 2016 году. Когда я еще училась в школе в родном городе, ничего про волонтеров не слышала и не знала.

Когда я приехала учиться в Нижний Новгород, у меня здесь не было ни друзей, ни знакомых, ни родственников, город был для меня чужим. И вот мама скинула мне в соцсети «ВКонтакте» ссылку на сообщение о наборе волонтеров на Международный фестиваль электронной музыки и технологий Alfa Future People 2017 года – это был первый год, когда набирали на это мероприятие волонтеров. На тот момент у меня «ВКонтакте» было всего 30 друзей, закрытая страничка и всего два лучших друга – сестра и тетя. Мой близкий круг общения ограничивался семьей, я была достаточно замкнутой, мне было сложно попросить кого-то о чем-то, сложно заводить новые знакомства…

Мама, как и я, тоже не представляла тогда, кто они такие – волонтеры. Она просто предложила мне поучаствовать в проведении чего-то большого и масштабного, увидеть, как проходит международный фестиваль.

Я решилась подать заявку в последний момент, и меня пригласили в Центр городских волонтеров на собеседование. Было очень много желающих, а мест было очень мало. Мне этот ажиотаж был искренне непонятен – я недоумевала: почему все так рвутся стать волонтерами на этом мероприятии. И вот нас человек 30 в кабинете, и сотрудница центра говорит: «У каждого из вас есть ровно минута, чтобы рассказать о себе, объяснить, почему вы пришли сюда, что вами движет». А скажу вам, что выступать публично для меня на тот момент было большой проблемой, и именно меня вызвали первой. У меня заложило уши, покраснело лицо, началась паника, я не знала, что говорить, я не слышала сама себя, горло пересохло, но я что-то говорила. В тот момент я решила, что это мой шанс, что я попробую сказать о себе хоть немного – сейчас или никогда… Хватило меня секунда на 15, но речь была громкой и четкой (смеется). И меня взяли.

Наверное, от страха я оказалась очень убедительной (улыбается). Так я вошла в число новобранцев-волонтеров фестиваля Alfa Future People – 2017. А это был тот год, когда AFP начало заливать дождем. И вот нас привезли на площадку, объяснили задачу – мы должны были стоять на рамках и сканировать билеты у участников, но вот условий для нас не было практически никаких. Я уже сказала, что тогда впервые были набраны волонтеры на это мероприятие, и организаторы по большему счету не знали, что с нами делать, и мы не знали, как нам быть. Мы приехали неподготовленные, на грязное, мокрое поле, а я в белых кроссовках, в тонкой куртке и без зонтика... Когда наступил вечер, нам выдали палатки и сказали, что в них мы будем ночевать, достаточно просто их разложить… практически в луже, потому что сухого места на поле просто нет… Делать нечего, я как была – мокрая с головы до ног – забралась прямо в одежде в спальник и улеглась в палатке. Лежу, реву, звоню маме, говорю, что мне очень холодно, что все плохо… Потом услышала, что волонтеров могут отвезти на автобусе из Большого Козино в Нижний на ночевку, выбралась из палатки и уехала в город. Но дело в том, что это было лето, а летом, во время каникул, я квартиру в Нижнем не снимала, жила в Иванове. Вот я оказалась поздно вечером в Нижнем – мокрая, грязная, продрогшая, и идти мне некуда. В ближайшем хостеле мне сказали, что из-за AFP свободных мест нет и вряд ли я где-то их найду. Наступила полночь. Что мне делать? И я прыгаю на попутку до Иванова и еду домой. Наверное, нормальный человек в этот момент решил бы, что с него хватит и остался бы дома, но я поступила иначе. Я вошла в дом в три часа ночи, и у меня было 15 минут, чтобы переодеться: я надела сапоги, теплые зимние штаны, новую куртку, шапку, взяла плед, новый спальник. Одним словом, я экипировалась, словно в зимний поход, и уехала обратно, потому что рано утром всем волонтерам нужно было быть на площадке. И весь фестиваль от начала до конца там пробыла.

Скажу честно – я не понимала тогда, что же мной двигало, но вот сейчас я осознаю, что именно тот момент был определяющим для меня, когда во мне что-то поменялось и я поняла, что я – волонтер. Уж точно нормальный человек не стал бы так делать (смеется).

– Звучит так, словно волонтер – это диагноз!

– Видимо так (смеется). Не знаю почему, но случилось в моей жизни именно так. Конечно, потом все наладилось, нам создали все условия. Просто это был первый опыт для всех – и для нас, и для организаторов. Думаю, в ту ночь я поняла, что на мне лежит ответственность, что на меня рассчитывают. Я понимала, что после той ночи многие из нас могут не вернуться обратно, даже живя в Нижнем Новгороде.

– Скажи, до этого момента ты осознавала, что ты человек ответственный?

– Я не задумывалась об этот так серьезно. Просто достаточно экстремальная ситуация помогла что-то осознать, увидеть в себе.

– С тех пор ты была и тимлидером «последней мили» ЧМ-2018 по футболу, и волонтером штаба форума «Таврида», и волонтером билетной программы зимней Универсиады в Красноярске, и тимлидером на международных форумах добровольцев в Москве и в Сочи, и работала на множестве других мероприятий…

– Очень важно подчеркнуть: волонтеры не работают, они помогают. Важно использовать именно это слово, потому что оно передает суть их деятельности и через это слово формируется отношение к волонтерам. До сих пор большое число людей даже не представляет, что все, что делают волонтеры, это не за деньги, не за зарплату, что они приходят в свое свободное время куда-то и кому-то помогать. Да, у каждого из них свой взгляд на происходящее, но делают они всё, как говорится, «за спасибо».

Мотивы могут быть абсолютно разными, но это точно не деньги. Кто-то чувствует ответственность, потому что его помощь необходима – людям здесь и сейчас, городу, в котором они живут, всему миру, и для них это важно. Кому-то важно потешить самолюбие – да, и такое бывает довольно часто. Кому-то важно найти друзей, познакомиться с самыми разными, зачастую известными людьми, завести контакты и найти, например, работу. Есть волонтеры, которые помогают, чтобы получить дополнительные балы к ЕГЭ. Есть те, кто приходит, потому что волонтеры получают крутую раздатку – термокружки, футболки, толстовки, кепки…

Я считаю, что в этом нет ничего плохого или неправильного. Любая мотивация хороша, неизвестно, как повлияет на человека опыт волонтерства, как он раскроется, какие качества проявит, что он для себя в этом найдет. Те, кто не находит себя в нашем сообществе, сами отпадают, уходят.

Я и подумать не могла тогда, два с половиной года назад, что сейчас буду работать сотрудником Центра городских волонтеров – да, именно это слово я употребляю. Это моя первая официальная работа – я консультант отдела по работе с волонтерами.

– То есть получается, что ты за пару лет сделала карьеру в этой сфере? Прошла путь от волонтера-любителя до волонтера-профессионала.

– Да, так получилось (улыбается). Моя жизнь вообще кардинально изменилась, но это не произошло в один миг. В тут ночь я поняла, что, во-первых, я ответственный человек. Во-вторых, что я не одна в Нижнем Новгороде, что рядом со мной люди, которые меня приняли, поверили в меня, увидели мой потенциал. Я поняла, что Волонтерский центр стал для меня вторым домом. Я ощущала, что я нужна, что кто-то может мне помочь и кому-то могу помочь я.

– Ты стала нижегородкой?

– Да, город стал мне родным, и когда я уезжаю далеко на какое-то очередное волонтерское мероприятие, я понимаю, что начинаю скучать по Нижнему, по нашему центру. Город держит эмоциями, дружеской атмосферой. Здесь я нужна – для многих волонтеров я становлюсь наставником и примером, потому что провожу тренинги, мотивации, рассказываю о своем опыте…

– Ты победитель в номинации «Волонтер без границ» – какие границы ты уже преодолела?

– Я много езжу по стране как волонтер, так что я точно преодолела и свои личные границы, и границы города и региона. Мой первый волонтерский опыт в другом городе я получила в Архангельске и встретила там волонтеров с Камчатки. Меня это так поразило – где Архангельск, а где Камчатка! – и я поняла, что границ нет. Чем я хуже, ведь я могу так же!

У меня множество друзей в России и других странах, и я мечтаю о том, чтобы ездить по всему миру как волонтер. Но за рубежом иностранных волонтеров набирают на большие, долгосрочные проекты – это поездка на полгода, а то и больше. Питание, проживание оплачивается, единственное, что требуется от волонтера, – оплатить дорогу.

– Ты готова уехать на полгода или год?

– Это очень серьезный шаг для меня, на него нужно решиться. Сейчас я событийный волонтер, и таких большинство. Это проще, интереснее, веселее. Это тусовка. А есть самые разные сферы, где нужна именно социальная волонтерская помощь. И до этого нужно дорасти – это одна из моих целей. Это большой шаг в плане внутреннего развития.

Мария МЕДВИДЬ.

Фото: портрет – Андрей АБРАМОВ; иллюстрация – Роман БОРОДИН

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру