Движение к линии горизонта

Очередной шаг по созданию нижегородской агломерации

Очередной шаг по созданию нижегородской агломерации
Фото Андрея Абрамова

Министр транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Павел Саватеев презентовал в Законодательном собрании концепцию развития пассажирского транспорта в нижегородской агломерации.

Для меня как эксперта ключевым является понятие «агломерация», обозначающее некую компактную группировку поселений, соединенных разнообразными и интенсивными взаимосвязями. Три ключевые взаимосвязи: производственная, транспортная и культурная.

Говоря о транспортном развитии в рамках агломерации, надо сказать, что это важнейшая предпосылка создания некоего гармоничного пространства, где все элементы находятся в состоянии эффективного взаимодействия друг с другом. Это и людские ресурсы, и производственные предприятия, и многое другое.

У нас моноцентричная агломерация, где город-миллионник окружают территории городского округа города Дзержинск, Богородского и Кстовского районов. Поставлена задача через взаимодополняемость поселений создать условия для развития самых разнообразных сфер деятельности.

Напомню, что юридическая основа нижегородской агломерации была создана еще 21 декабря 2017 года, когда на областной уровень были переданы градостроительные полномочия Нижнего Новгорода, Дзержинска, Кстовского и Богородского районов.

Вторым шагом будет решение вопроса с транспортом. Как исполнительная, так и законодательная власть нацелена на решение ключевых проблем на территории нижегородской агломерации в сфере транспортного обслуживания.

В частности, председатель комитета Законодательного собрания по транспорту и дорожному строительству Владимир Солдатенков четко указывает на необходимость разработать последовательность действий, направленных на решение ключевых проблем, среди которых несбалансированный спрос на разные виды городского транспорта, высокий уровень износа подвижного состава, недостаточно высокое качество обслуживания населения.

Должен сказать, что это задачи на весьма отдаленную перспективу, они не могут быть решены в одночасье, тем более что это своего рода линия горизонта – чем ближе к ней подходишь, тем дальше она отступает. Поэтому судить о достижении или недостижении высокого качества можно будет только через проведение соцопросов. Тем не менее планка должна быть задана самая высокая.

Что касается проблем, то я бы указал на отсутствие детально проработанного стратегического плана формирования нижегородской агломерации, мы видим лишь отдельные кусочки – передачу градостроительных полномочий, концепцию развития транспорта и т. д.

Если бы наши уважаемые региональные власти продемонстрировали нам четкое понимание того, как будет выглядеть нижегородская агломерация через определенный промежуток времени – лет пять или шесть, – можно было бы понимать, в правильном ли направлении ведется работа по решению транспортных проблем.

Еще один момент. Очень важно решить вопрос с распределением полномочий между субъектами управления агломерацией в лице местных и региональных органов власти. Понятно, что муниципальный транспорт сегодня находится не в лучшем положении, и здесь нужна помощь от регионалов, которые хотят развивать, в частности, электрический транспорт.

В разных муниципалитетах транспорт находится в разном состоянии. В Дзержинске, например, недавно прекращено трамвайное движение, и упор нужно делать на развитие троллейбусного парка. Передвигаясь по городу, чувствуешь, что подвижной состав очень старый. Это не просто высокий уровень износа, а почти максимальный. Отовсюду из тела троллейбуса торчат детали, многие единицы подвижного состава уже много лет назад должны были быть капитально отремонтированы.

С этой точки зрения создание единой системы в рамках нижегородской агломерации позволило бы привлечь определенные финансовые ресурсы в муниципалитеты, которые страдают от недостатка ресурсной базы и не могут обновлять подвижной состав.

Кроме движения сверху можно бы подключить и такой важный инструмент, как межмуниципальные проекты, которые муниципалитеты реализовывали бы в сотрудничестве друг с другом. Это касается и транспортной проблемы. Муниципалам все-таки лучше видно, чего им не хватает. Хотя многие проблемы легче решать сверху.

Также надо подчеркнуть, что есть ряд положительных моментов, связанных с обустройством автомобильных дорог регионального и муниципального значения. Сейчас у нас начаты различные программы, в том числе в рамках национального проекта «Качественные и безопасные дороги». Создание агломерации придаст дополнительный положительный импульс этой работе.

Возможно, вслед за проблемами общественного транспорта будут решаться и проблемы с парковками и автостоянками, поскольку кроме общественного транспорта по нашим улицам ездит и личный. И создание инфраструктуры, полезной для автомобилистов и щадящей для пешеходов, это одна из задач, которые можно было бы решать в рамках продвижения данной концепции.

Отдельно надо сказать о категориях граждан, которые должны получить льготы на проезд в общественном транспорте. Они сегодня находятся в непростом материальном положении, и если удастся снизить их расходы на транспорт, то это дело благородное. К тому же, решив эту задачу, определенные не только экономические, но и политические очки региональная и наиболее успешная муниципальная власть, безусловно, получит.

Александр ЕГОРОВ, политолог

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру