Малые речки – сироты мегаполиса

Как привести их в порядок?

Как привести их в порядок?

Грязная, вонючая, но теплая речка Борзовка в Нижнем Новгороде стала местом обитания уток, их тут этой осенью кормится несколько десятков. Селезни очень крупные.

«У нас весь дом ходит сюда их подкармливать. Хлебом в основном. Даже зимой, бывает, речка не замерзает», – говорит местная жительница. Рядом вон котельная, здесь трубы проходят, часть сточных вод, видимо, тоже в водоем сливают, вот и греются. Течения здесь почти нет».

Картина, конечно, сюрреалистическая: стойкий сероводородный запах, залежи мусора, желтая жидкость, и посреди всего этого великолепия живые, красивые водоплавающие птицы.

Всюду жизнь

Недавно у мостика по улице Комарова (Ленинский район) повесили табличку с названием – речка Борзовка. «Вот как, оказывается, а мы тут всю жизнь ходим и думаем, что это Ржавка», – удивляются ленинцы.

Ржавка – это еще одна забытая, почти вся запертая в трубах, речка, начинается в Шуваловском канале и протекает в основном по микрорайону «Красная Этна», потом впадает в Оку.

Можно говорить еще о десятке малых речек на территории города, превратившихся в водные помойки. В них сбрасывается бытовой хлам, канализационные и промышленные стоки, строительный мусор – смывается все, что есть на поверхности, по причине отсутствия ливневой канализации. По словам координатора движения «Поможем реке» Елены Колпаковой, экологи в официальных документах уже называют речки сточными канавами города и относят их к «условным рекам». Значительную долю питания их составляют не озера, болота и родники, как прежде, а городские стоки. Большое количество участков речек запрятано в трубы, которые постоянно забиваются мусором. Но все это попадает в Оку и Волгу, где расположены водозаборы.

Почти каждый год власти разных уровней говорят о необходимости кардинальной расчистки городских речек, но серьезно и комплексно малыми водоемами не занимались, наверное, уже лет десять.

Деньги есть

Между тем сейчас самое время это делать. В нацпроект «Экология» и госпрограмму «Оздоровление Волги» по Нижегородской области включено несколько десятков объектов, и деньги выделяются очень приличные. Однако очистка городских речек, а точнее стоков, отчего-то туда не вошла.

Можно предположить почему: поскольку речки остаются открытыми водосборниками, надо выявить все хозяйствующие субъекты, которые ими пользуются, поставить на учет, обязать их установить водоочистку и так далее.

Депутаты Думы Нижнего Новгорода – было время – даже хотели обратиться в Генпрокуратуру РФ на предмет сбросов стоков в реки Ржавку и Борзовку. Тогда профильные руководители говорили, что для решения проблемы несанкционированного сброса сточных вод в водоемы города необходимо обновление системы очистительных сооружений и системы аэрации на сумму в 3 млрд рублей. Хотя по части изучения состояния городских речек экологами – общественниками и учеными – собрано солидное количество материалов, сделаны исследования, часть опубликована. Например, по Борзовке, которая на всем своем протяжении (порядка пяти километров) нуждается в очистке от мусора и донных отложений, ликвидации несанкционированных свалок на берегах.

Дело только за малым – взяться и начать работать. Раньше, в общем, так и делали – выделяли деньги и чистили, не уточняя, где чья территория, кто собственник и проч.

Но сейчас полномочия и территории более четко разграничены, разделены, и от властей всех уровней (федеральной – Федерального агентства водных ресурсов, региональной и муниципальной) требуется действовать в рамках своей зоны ответственности. Поэтому всякий раз требуется обосновывать выделение средств на выполнение чужих функций.

А при ближайшем рассмотрении оказывается, что разные речки (сами водные объекты) относятся разным собственникам – к области или к федерации, а берега, прибрежная территория, например, к муниципалитету.

И чтобы разработать дорожную карту, надо встречаться всем вместе и придумывать общее решение.

Прокуратура укажет

По самым вопиющим «мусорным сигналам» реагирует прокуратура. Еще в июле надзорное ведомство потребовало от администрации Ленинского района Нижнего Новгорода принять меры по очистке берегов Борзовки и Ржавки. В частности, скопление отходов обнаружилось за домами № 10 по ул. Голубева, № 5 по ул. Подводников, № 16б по ул. Порт-Артурской. Главе администрации Ленинского района было направлено представление, но пока особых результатов не видно. Возможно, какую-нибудь одну «кучку» убрали, но множество мелких осталось нетронутыми. Мы направили еще один запрос по свежим мусорным фактам.

Но позиция Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры по этому вопросу так и не была озвучена, какие меры по побуждению водопользователей к водоохранным действиям предпринимались, непонятно.

Группа «по улучшению»

В начале ноября вопрос по очистке Борзовки в Нижнем Новгороде обсуждала рабочая группа «по улучшению состояния малых рек» с участием министра экологии и природных ресурсов Нижегородской области Дениса Егорова. Как сообщила пресс-служба облправительства, он откликнулся на просьбу депутата Думы Нижнего Новгорода Татьяны Скоробогатовой (избрана на осенних выборах), к которой, в свою очередь, обратились избиратели.

По словам министра, работы по расчистке русел рек от донных отложений и мусора по госпрограммам, в частности в рамках нацпроекта «Экология», возможны лишь после ликвидации существующих угроз. Речь идет о мусоре на берегах, который попадает в воду, и несанкционированных стоках. (Кроме того, есть большое количество канализационных выпусков от частного сектора.) Денис Егоров отметил, что в ряде случаев требуется перестройка коммуникаций, расположенных в воде и скапливающих возле себя мусор.

«Вопрос очистки Борзовки важный и затрагивает практически всех жителей Ленинского района. Река протекает через парки Станкозавода (где чаще всего образуются несанкционированные свалки. – Ред.) и «Дубки» и нуждается в комплексной очистке, поэтому необходима системная работа с городскими властями и правительством области. Борзовка может стать продолжением благоустроенных территорий», – отметила Скоробогатова.

Сейчас рабочая группа, в которую вошли представители министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области и администрации Нижнего Новгорода, прорабатывает вопрос по всем малым рекам города на предмет привлечения средств по региональным и федеральным программам.

Хотя, к примеру, в этом году на расчистку Гнилички в Нижнем Новгороде в областном бюджете вроде бы закладывались определенные средства (по министерству экологии и природных ресурсов), но в ноябрьских поправках к областному бюджету на 2019 год уже предлагается сократить ассигнования на разработку проектно-сметной документации по расчистке русла р. Гниличка «в связи с отсутствием возможности реализации объекта».

В кластере почистят

Между тем по Нижегородской области к 2021 году планируется расчистить от ила и наносов песка малые реки Тешу, Вичкинзу и Сатис в рамках развития паломническо-туристического кластера Арзамас–Дивеево–Саров. На расчистку участка реки Теши в Арзамасском районе протяженностью 11 км будет выделено 70,4 млн рублей. На Вичкинзу в Дивеевском районе – 55 млн рублей на 8 км.

Но, чтобы задействовать областные деньги, пришлось принять закон, который наделяет региональное правительство правом расходовать средства бюджета на очистку водных объектов сверх федеральных субвенций. А полномочия по содержанию водных объектов, между прочим, переданы региону.

В областное министерство экологии и природных ресурсов поступают многочисленные обращения граждан и органов местного самоуправления о необходимости расчистки водных объектов или дноуглублении в целях предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. К таким рекам относятся Хальзовка, Левинка, Параша, Борзовка, Гниличка, Старка (Кова) в Нижнем Новгороде; Теша и Сережа в Арзамасском районе; Пары в Краснооктябрьском районе; Белбаж в Семеновском районе; Везлома в Городецком районе и городском округе город Бор; Вьюница в городском округе город Дзержинск; Юганец в Володарском районе. По результатам обследований на ряд объектов составлены акты, сообщили в правительстве области.

А что делать с загрязнением той же Оки? В притоке, около набережной ярмарки, где стоят дебаркадеры, настоящие мусорные завалы из бытовых остатков. И периодически случается розлив нефтепродуктов. В результате последнего ноябрьского происшествия, когда частично ушел под воду дебаркадер «кафе-гостиница», на Оке образовалось приличное масляное пятно площадью 300 кв. м. Но неизвестно даже, будет ли собственник – физическое лицо оштрафован за ущерб водному объекту или по другой статье. В Приволжской транспортной прокуратуре нам сообщили, что материалы расследования направят в природоохранную прокуратуру.

Недавно минэкологии принимало экзамен у кандидатов в общественные экологические инспекторы. Добровольцы получат удостоверения и смогут фиксировать признаки правонарушений в сфере охраны окружающей среды, документы они будут направлять в органы муниципального контроля, где оценят, достаточно ли этих материалов для возбуждения дела. Если документов достаточно, то по факту нарушения возбудят дело об административном правонарушении, которое направят в региональное министерство экологии.

Вот только есть большие сомнения, что этот механизм заработает. Если даже сейчас, когда нужные предписания от нужных ведомств направляются куда нужно, результата все равно нет.

Реальное дело лучше

И еще одно событие проходило на днях в Нижнем Новгороде – XV Европейский молодежный парламент по теме «Речной бассейн – основа регионального развития». В столицу Приволжья прибыли молодые парламентарии из 16 стран: Армении, Австрии, Албании, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Греции, Италии, Мальты, Молдовы, России, Словакии, Словении, Франции, Швейцарии и Хорватии. Организатором мероприятия является экологическая организация Solidarity Water Europe в сотрудничестве с движением «Поможем реке». Было сказано много правильных слов и сделано духоподъемных докладов о том, что и как надо беречь, презентовано много хороших проектов, молодежь посетила наши передовые водохозяйственные объекты и предприятия.

Конечно, такие форумы нужны, но на экскурсию на речки Борзовку и Ржавку его участников не сводили.

Но есть, конечно, и позитив – наконец в областном центре начинается движение в ликвидации накопленных свалок, законсервирован бандитский отвал в «Роднике», утвержден проект по очистке и рекультивации Шуваловской свалки.

А вот то, что касается менее глобальных объектов, но требующих более тонкого, комплексного подхода, – решается очень трудно.

Елена КОЛОСОВА.

Пресс-служба правительства области и пресс-служба администрация города не ответили на запросы «МК» и вопросы жителей.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру