Алексей Усанов: «Мы должны сохранить хохлому!»

06.11.2019 в 16:07, просмотров: 503
Алексей Усанов: «Мы должны сохранить хохлому!»
Фото Евгения Алексеева

Народные промыслы – наша гордость, недооцененное богатство, которое может быть утеряно. В странах Европы к своим промыслам относятся бережно, помогают им на государственном уровне, защищают от подделок. У нас же народные промыслу страдают не только из-за высокой сложности производства, но и из-за большого количества низкокачественной, контрафактной продукции.

Жостовские подносы, федоскинские шкатулки, гжель и хохлома как самые известные и узнаваемые бренды становятся жертвами фальсификаторов в первую очередь. Ложки, чашки, вазы и другие изделия «под хохлому» точат и расписывают дома или в гаражах, не соблюдая традиционных технологий, да и качество сырья – дерева, красок, лака – далеко не люкс, ведь берут самое дешевое.

О контрафакте, а также о том, как помогают с ним бороться правоохранительные органы и власть, наш разговор с генеральным директором ОА «Хохломская роспись» Алексеем Усановым.

– Алексей Игоревич, хохлома, наверное, самый известный из российских брендов народных художественных промыслов. Изделия «под хохлому» можно увидеть в магазинах по всей России. Но значительная часть их – подделки. Существуют ли данные, сколько на рынке реализуется контрафактной хохломы?

– На сегодняшний день продукция легкой промышленности (в том числе и НХП) входит в число наиболее пострадавших от реализации контрафакта. По оценкам Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доля поддельной продукции, продаваемой под видом хохломы, достигает 40%.

– Что вообще считать настоящей хохломой: то, что изготовлено по традиционной технологии в Семеновском или Ковернинском районах Нижегородской области? Так ведь и здесь наверняка есть умельцы, которые давно уже отошли от традиций и делают чашки-ложки лишь бы побыстрее и подешевле.

– На основании постановления правительства Нижегородской области от 19 апреля 2002 г. № 69 «О местах традиционного бытования народных художественных промыслов» в действительности настоящую хохлому производят в Семеновском и Ковернинском районах.

Но хохлома хохломе рознь, так как кроме художественно-стилевых особенностей, которые мастера сохраняют уже несколько столетий, есть и технологический процесс. Его нечистые на руку предприниматели не соблюдают и им пренебрегают.

Наше предприятие вынуждено конкурировать с некачественной, но дешевой контрафактной продукцией, которая под маркой «Хохломской росписи» производится недобросовестными конкурентами с нарушением технологических норм. Они, например, применяют лаки и краски, недопустимые при производстве предметов для быта, посуды. Такие изделия могут быть опасны для здоровья.

Технологический процесс при производстве оригинальных изделий с хохломской росписью длится 56 дней, с многократным высокотемпературным обжигом в электропечах. Контрафактная и поддельная продукция изготавливается за несколько дней, что делает ее и недолговечной, и некачественной, и небезопасной.

– Разговоры о том, что народные промыслы теряют и доход, и имидж из-за наплыва низкокачественных подделок, ведутся давно. Но принимаются ли меры, чтобы это пресечь? Кто вообще производит контрафакт?

– Основной ущерб наносят нелегальные производители и теневой бизнес на уровне оптового звена, в основном расположенный на территории Нижегородской области.

«Хохломская роспись» провела более двадцати экспертиз, направила пять заявлений в Арбитражный суд Нижегородской области с иском о прекращении незаконной деятельности. Как показала практика, индивидуальные предприниматели (ИП) в ходе процесса прекращают свою деятельность и разбирательство переходит в подсудность мирового судейства. Это практически сводит на нет возможность административного наказания. Через несколько месяцев ИП вновь работает на своем торговом месте.

Сейчас мы ведем большую работу, чтобы побудить власти и правоохранительные органы пресечь их деятельность.

Мы обращались с заявлениями в прокуратуру Нижегородской области, Роспотребнадзор, налоговую инспекцию.

– Есть ли результаты?

– Пока мы их не видим. Многие органы просто прислали отписки.

Врезка

В распоряжении редакции находятся копии ответов из территориального отдела Роспотребнадзора в г.о. Семеновский, Варнавинском, Воскресенском, Краснобаковском районах; межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы и других проверяющих органов.

Трудно назвать эти документы иначе чем отписками. Например, ИФНС по Нижегородской области сообщает, что информация, изложенная в заявлении, принята к сведению. «В случае наличия документов, подтверждающих осуществление деятельности по изготовлению изделий НХП без государственной регистрации, данным налогоплательщикам будет предложено продекларировать свои доходы с уплатой суммы налогов в бюджет и зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей в установленном законодательством порядке», – говорится в ответе налоговой инспекции области.

Территориальный отдел Роспотребнадзора счел, что это вопрос не их компетенции. «Вопросы качества и безопасности не рассматриваются в отношении продукции неизвестного происхождения, произведенной по неустановленной технологии», – это просто шедевр, а не ответ! То есть если происхождение продукции неизвестно, то ее безопасность уже проверяющих не волнует?

Департамент развития туризма и народных художественных промыслов Нижегородской области, рассмотрев обращение директора фабрики на имя губернатора Нижегородской области Глеба Никитина, признал, что «данный вопрос (о недобросовестной конкуренции и нелегальном производстве изделий народных художественных промыслов. – Ред.) «является одним из наиболее актуальных в сфере НХП». И назвал основной проблемой несовершенство федерального законодательства в сфере пресечения контрафактной и фальсифицированной продукции. Далее сообщается, что предложения Нижегородской области направлены в Минпромторг РФ. И на этом все.

– На основании заявлений АО «Хохломская роспись» проводились проверки, – продолжает Алексей Усанов. – Было установлено, что контрафактный товар поступает в продажу без этикетки производителя, упаковки, сопроводительных накладных. Если задерживают машины, перевозящие такие изделия, продавцы просто говорят, что это личная собственность. Нелегальные производства располагаются в сараях, гаражах. Это частная собственность, туда нельзя войти без ордера для осмотра и обыска. Правоохранители говорят, что у них нет материала для возбуждения уголовных дел.

Мы на основании контрольной закупки в интернет-магазине направили заявление в Роспотребнадзор, просили провести проверку. В соответствии с законом ведомство за 10 дней известило проверяемое лицо о визите своих представителей. Естественно, на момент проверки никакого производства там уже не было.

– А как реагируют органы региональной власти на ваши обращения? Наверняка же им вы тоже писали.

– Разумеется. В конце октября прошло заседание комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Нижегородской области под председательством вице-губернатора Е. Б. Люлина.

– И каковы ее решения, рекомендации?

– Решили, что необходимо лучше информировать потребителей о том, чем отличается оригинальная хохлома от контрафактной. А для этого поручили минпромторгу области в рамках телепрограммы «Знак качества» сделать передачу про «Хохломскую роспись» и другие предприятия НХП.

– Это все меры? «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих»? Не хотите отравиться, отведав каши контрафактной ложкой, – научитесь отличать подделку от оригинала?

– До второго квартала 2020 года департаменту развития туризма и народных художественных промыслов Нижегородской области предложено совместно с производителями НХП, контрольно-надзорными органами и органами местного самоуправления (муниципальными районами, городскими округами) разработать и согласовать план мероприятий. В него должны войти разработка нормативных правовых документов по защите производителей изделий народных художественных промыслов, рейды, контрольные закупки для пресечения изготовления и реализации контрафактной и фальсифицированной продукции.

Органам местного самоуправления рекомендовано «активизировать деятельность созданных на территориях муниципалитетов межведомственных рабочих групп по защите производителей продукции НХП» совместно с правоохранительными органами.

Думается, такие решения принимались уже не один раз. Но контрафакт как производили, так и производят. Нужны решительные меры. И желание чиновников оградить наследие, доставшееся нам от предков, от полного уничтожения. Ведь контрафакт подрывает всю экономику народных промыслов. Ручной труд, изготовление по старинным технологиям – это затратно, долго, но это дух нашего народа, мы должны сохранить хохлому!

– Как отличить настоящую хохлому от контрафакта?

– В первую очередь необходимо обращать внимание на качество продукции. У изделия, изготовленного с нарушением технологических норм, «золотой» цвет имеет мутный оттенок, все изделие отдает желтизной, такое изделие, скорее всего, выполнено при помощи быстросохнущих лаков, без закалки.

На изделии могут иметься дефекты дерева, рытвины, непрокрасы, сколы, непрошлифовки, мусор под лаком.

Отсутствует маркировка производителя с указанием адреса производства, наименования продукта. Да и сам рисунок не отличается высокохудожественным исполнением.

Вопросы задавала Татьяна МИХАЙЛОВА.

P.S. Редакция «Московского комсомольца в Нижнем Новгороде» продолжает следить за этой темой, чтоб помочь добросовестным производителям изделий народных художественных промыслов сберечь наше общее наследие. Мы направили запросы в прокуратуру Нижегородской области, территориальное управление Роспотребнадзора и другие контролирующие органы. Об их ответах обязательно проинформируем уважаемых читателей.

Справка

«Хохломская роспись» запатентовала более чем 800 видов изделий. Однако даже авторские права не дают особых гарантий в суде. Процесс, когда сеть гипермаркетов обязали выплатить фабрике компенсацию в 400 000 рублей за торговлю контрафактной хохломой, в судебной практике был единственным. Улучшить ситуацию могла бы обязательная маркировка товара. Для этого необходимо обязать розничного продавца выставлять только лицензированную продукцию. Тогда недобросовестный производитель сам будет вынужден доказывать, что его изделие не нарушает авторские права и может находиться на полках магазина. На изделиях фабрики – штрихкод с указанием производителя (зарегистрированная торговая марка). У жостовских подносов на тыльной поверхности должен быть штамп. На павловопосадские платки прикрепляются два ярлыка, на одном из которых – название рисунка, фамилия и имя художника.