Дмитрий Скворцов - о ситуации в нижегородском здравоохранении

Закрытие детской хирургии в больнице № 40 Автозаводского района Нижнего Новгорода – это, как сейчас говорят, уникальный кейс. Не возьмусь судить, можно ли было обойтись без этого решения. На взгляд со стороны, здесь имела место административная недоработка и при наличии определенной политической воли это отделение можно было бы сохранить.

Но в целом магистральная тенденция в российской медицине – это укрупнение медицинских учреждений, что имеет под собой объективную основу. Медицинское оборудование усложняется, становится дороже, и его нельзя поставить в каждую районную больницу. К тому же для работы с этим оборудованием нужна специальная подготовка. Не говоря уже о том, что некоторые виды оборудования предназначены для таких манипуляций, которые в небольшом населенном пункте будут проводиться слишком редко.

Поэтому для выведения медицины на современные стандарты приходится создавать крупные медицинские лечебные учреждения, где все будет работать в оптимальных условиях и с оптимальной загрузкой. Но в этом случае пациентам придется затратить какое-то время, чтобы добраться до такого медицинского центра.

Обратная сторона этого процесса – закрытие мелких медицинских учреждений в рамках процесса оптимизации. Понятно, что это заметно ухудшает возможности для получения медицинской помощи многими жителями Нижегородской области. Это становится особенно ощутимо, если люди заболевают. Добираться в расположенные в Нижнем Новгороде медицинские центры становится еще более непросто.

В качестве выходов из данной ситуации предлагается действующая сейчас программа по созданию фельдшерских пунктов, а также развитие службы экстренной медицинской помощи за пределами крупных городов (мы в последнее время нередко слышим, что такого-то пациента доставили на вертолете в областной центр). Эта система действовала в советское время, сейчас ее восстанавливают.

Еще одним совершенно логичным шагом в этом направлении стало создание «поездов здоровья», которые рассчитаны не столько на тех, кто уже заболел и нуждается в неотложной медицинской помощи, сколько на профилактику и своевременную диагностику состояния здоровья сельского населения.

Житель сельской глубинки нечасто решается на то, чтобы без острой необходимости выехать в областной центр: сдать анализ крови, пройти обследование, обратиться к специалисту. Предоставить эти услуги работающий в его населенном пункте фельдшер не может. А выбраться в областной диагностический центр или больницу имени Семашко получается далеко не у всех – даже просто из-за обремененности текущими заботами.

Воспользоваться возможностями, которые дают «поезда здоровья», приезжающие буквально «на дом», могут практически все. Благодаря этому в значительной степени минимизируются издержки, возникающие в ходе объективно необходимого процесса оптимизации медицины.

Есть люди, которые считают, что нельзя закрывать вообще никакие медицинские учреждения. Но приведу такой пример.

У меня восемнадцать лет назад в Костромской области родилась внучка. Мою дочь повезли из деревни в районный центр Кадый, в родильное отделение районной больницы. Позднее оказалось, что ее дочь была последним ребенком, который там родился.

Больница есть, но родильное отделение закрыто – демографическая ситуация была такова, что рождалось два-три, иногда один ребенок в год. Целое отделение специалистов оставалось без практики.

И оказалось, что гораздо проще на «скорой помощи» везти роженицу в областной центр за 150 километров, чем поддерживать родильное отделение. А ведь это достаточно населенный район. Есть места, где численность жителей снизилась куда сильнее.

Вопрос состоит не только в том, что нужно содержать здание больницы, платить зарплату врачам. Представьте: молодой врач, окончивший медуниверситет, прошедший практику в ординатуре, приезжает работать в районную больницу – а там, возможно, в этом году ни одного пациента не будет по его профилю. Какого качества будет этот специалист, какую он окажет помощь, когда она, наконец, понадобится?

Можно добавить, что сегодня достаточно быстро совершенствуется медицинское оборудование, и логичнее закупать более современное и дорогое в межрайонные центры, чем размазывать расходы по этой статье ровным слоем по всем лечебным учреждениям и покупать медоборудование «позавчерашнего дня».

Поэтому да, в глубинке стало сложнее получить медицинскую помощь, и поэтому «поезда здоровья» в такой ситуации – несомненное благо. Хотя, возможно, они закрывают не все проблемы, и следует подумать, что еще можно сделать для жителей отдаленных районов нашей области.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 31 октября 2019

Заголовок в газете: Получить медпомощь в глубинке стало сложнее

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру