Акция, приуроченная к Дню психического здоровья, прошла в Нижнем

Акция, приуроченная к Дню психического здоровья, прошла в Нижнем

В октябре в Нижнем Новгороде прошла акция «Не молчи – поделись», приуроченная ко Всемирному дню психического здоровья. Ее провело Нижегородское отделение общероссийской общественной организации инвалидов «Новые возможности», председателем которого с 2015 года является Владимир Толмачев. Усилиями членов этой организации, а также специалистов-медиков в городе формируется системная поддержка людей с психическими заболеваниями и их семей.

– Владимир, «Новые возможности» – это единственная в нашей стране общественная организация, которая объединяет людей с инвалидностью по психическому заболеванию, а также их родных?

– Сейчас она уже не единственная, но в 2001 году стала первой в России. Нижегородское отделение появилось в 2007-м и до 2015-го работало без образования юрлица.

На сегодняшний момент «Новые возможности» – единственная в России организация, которая действует совместно с психиатрами, психологами, государственными медицинскими учреждениями – психиатрическими больницами. Конечно, такое плотное сотрудничество выстроено пока не во всех регионах, а в стране существует 50 региональных отделений ОООИ. В нашей области за эти восемь лет удалось наладить эффективную совместную работу.

В Нижегородской области работают четыре психиатрические больницы: две городские – № 1 на улице Ульянова и № 2 на улице Июльских Дней – и две областные психоневрологические – № 1 на улице Кащенко и № 3 в поселке Комсомольский Богородского района. И со всеми у общественной организации заключены договоры о сотрудничестве.

Другие общественные организации работают со специалистами точечно, по запросу. Для нас же это обычная практика.

Почему это важно? Долгие годы психиатрия была закрытой, ни о каком взаимодействии с обществом речи не шло. Буквально последние 20 лет психиатрические больницы пытаются быть открытыми обществу, различным организациям, средствам массовой информации. Однако стигму, которая сформировалась в советское время, очень тяжело преодолевать.

Обратите внимание, многие общественные организации инвалидов сейчас на слуху, их деятельность заметна, она активно поддерживается, а при этом буквально восемь лет назад, когда в 2011-м я только начал вникать в работу регионального отделения «Новых возможностей», мне приходилось слышать, что тема психических заболеваний – закрытая, что с ней сложно работать, о ней неловко говорить. Размораживание ситуации происходит медленно, сейчас, на наших глазах.

Психическое здоровье населения – это проблема не только психиатрической службы, но и всего российского сообщества, психосоциальная реабилитация должна проводиться и за пределами больницы. Статистика неумолима.

Можно остановиться только на верхней части города, где расположены три района – Нижегородский, Советский и Приокский с общей численностью населения около 370 тысяч человек. Эту территорию обслуживает одна городская психиатрическая больница №1 на улице Ульянова, 41 (ГБУЗ НО КПБ № 1). Сегодня под наблюдением больницы находятся более шести тысяч пациентов – около 2% населения этой части города.

Большинство из них получают эффективную помощь в амбулаторных условиях и в отделениях дневного пребывания. Это соотношение вполне можно считать показательным и рассмотреть в масштабе всего Нижнего Новгорода. Другое дело – сегодня из-за несвоевременного обращения к специалистам – психиатрам, психотерапевтам – наблюдается тенденция «запущенного состояния». Клиенты попадают на прием к доктору с тяжелыми психическими расстройствами, что ведет к долгосрочной госпитализации, нарушению социальных связей, инвалидности.

Общемировой показатель по такому серьезному психическому заболеванию, как шизофрения, – около 1% населения. Но помимо шизофрении есть много других психических заболеваний. Сегодня психиатры бьют тревогу из-за роста числа пограничных заболеваний в подростковом возрасте. Неврозы, психозы, депрессия все чаще диагностируются в возрасте 14, 15 лет.

И на этом фоне в Приволжском федеральном округе – больше, чем где-либо в стране, – ощущается нехватка врачей-психиатров, психотерапевтов, психологов, социальных работников. Ситуация очень тревожная.

– В чем вы видите основную задачу организации? Что стало главным достижением в ее работе на данный момент?

– Наша целевая аудитория – это в основном инвалиды II группы по психическим заболеваниям, те, кто в своей жизни столкнулся с психиатрической больницей.

Причем произошло это в разном возрасте: кто-то – в 15 лет, кто-то – в 50. В психиатрической больнице эти люди получили медицинскую помощь, которая ограничена по времени – курс может длиться три месяца, полгода. А что дальше? А дальше человек возвращается в семью и находится там до следующего срыва. Так формируется замкнутый круг: семья – больница – семья – больница. Но дело в том, что человек, столкнувшийся с болезнью, нуждается в долгосрочной реабилитации. И вот мы этот круг разорвали – мы вывели необходимую реабилитационную помощь, поддержку, сопровождение за пределы больницы. Это стало возможным благодаря открытию в 2017 году на базе общественной организации – Центра социально-психологической поддержки. Так мы выстроили другой путь: семья – больница – центр – семья.

Кроме того, мы сделали возможными Дни открытых дверей в профильных больницах, всячески поддерживаем открытое и свободное обсуждение проблем психического здоровья людей.

– Как работает Центр социально-психологической поддержки?

– Его создание стало возможным два года назад, когда нашелся человек, который предоставил нам в безвозмездное пользование помещение в центре города, на пересечении Обозной улицы и Обозного переулка. И все это время идет активная работа, подкрепленная поддержкой министерства внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области и Фонда президентских грантов.

Благодаря полученным средствам у организации появилось три штатных и семь привлеченных сотрудников, которые ведут занятия в семи клубах по разным направлениям. «Я шагаю» – это клуб творческого развития, на занятиях в клубе «Столяр» ребята изготавливают деревянные мольберты, в клубе «Надежда» необходимую помощь могут получить родственники наших подопечных.

На тренинг уверенного поведения в клуб «Лидер» стабильно приходит до 13 человек, эти занятия – наша гордость. В клубе «Дело» идет работа по изготовлению кухонного гарнитура, название клуба «Я люблю готовить» говорит само за себя.

Больших успехов добился наш театральный коллектив «Спиритус». В его репертуаре – постановка «Фауста» Гете, «Юбилея» Чехова, «На дне» Горького. «Спиритус» – участник уже четырех фестивалей творчества для нашей целевой аудитории «Нить Ариадны», который раз в два года проходит в Москве.

Сейчас Центр объединяет около 25 человек с различными диагнозами и около 30 членов их семей. В постоянном взаимодействии с ними находятся наши преподаватели, волонтеры и, конечно, врачи-психиатры и психологи.

– В октябре ваша общественная организация провела в Нижнем Новгороде акцию «Не молчи – поделись», приуроченную ко Всемирному дню психического здоровья.

– Акция направлена на разрушение стигматизации психических заболеваний, на то, чтобы люди не боялись говорить об этой проблеме, чтобы семьи, в которых есть больной человек, становились открытыми. В октябре мы провели Дни открытых дверей в партнерских психиатрических учреждениях системы здравоохранения. В них прошли тематические лекции, выставки творческих работ, концерты. В течение двух первых недель месяца нижегородцы могли увидеть рекламные ролики акции на 13 светодиодных экранах по всему городу.

– Владимир, если несчастье не затронуло вашу семью, с темой психических заболеваний вы бы и не столкнулись…

– Да, поневоле пришлось погрузиться в тему, далекую от меня. По специальности я мастер по ремонту и обслуживанию радиоэлектронной техники и уже более 30 лет занимаюсь ремонтом телевизоров, При этом я уже давно говорю, что от врачей меня отличает только отсутствие белого халата. Конечно, я никогда не думал, что в 35 лет мне придется столкнуться с темой психиатрии, когда моей дочери Наташе в возрасте 15 лет поставили шифр F20, за которым скрывается страшный диагноз.

И вот твой ребенок проходит первое лечение, потом у него наступает ремиссия, он благополучно оканчивает школу, поступает в институт, затем ремиссия заканчивается в силу разных причин, и твой уже повзрослевший ребенок борется с болезнью, оканчивает институт, а после института получает инвалидность без трудоустройства.

Когда твоему ребенку ставят диагноз, ты не знаешь, что делать. Это шок. Путь от шока до принятия ситуации и участия в ней требует очень много времени и усилий. 90% семей, столкнувшихся с подобной проблемой, принять ее не могут. Именно поэтому помощь членам семей – большая и важная часть работы нашей организации и нашего Центра.

Болезнь дочери длится уже 17 лет, и половину этого срока наша семья была полностью закрыта. То есть никто не знал, что дома больной человек. Но стало очевидно, что это тупик. Сейчас мы открыты, вся наша семья, родственники, друзья и знакомые – все вовлечены в ту общественную деятельность, которой мы занимаемся. И вот эта открытость очень помогает.

– Почему она важна?

– У подопечных нашей организации проблемы начались не с самого рождения. У кого-то за плечами одно или два высших образования, армия, первая работа, первые успехи. Человек жил, и вдруг его накрыло с головой. Сработал один из факторов – наследственный, социальный или медицинский. Или все сразу. Пришла болезнь, и семья, совершенно к этому не готовая, закрывается, оставаясь один на один с бедой.

Обращение к врачам-психиатрам часто звучит так: «Подберите моему ребенку такое лекарство, которое ему бы подошло, и нам от вас больше ничего не надо». К сожалению, такого лекарства не существует. Это комплексная работа, с семьей в том числе. Здесь одна медицина не может помощь. Нужна социализация, реабилитация вне больницы.

– А тот опыт, который был у человека до болезни, может помочь? Или же, наоборот, это тяжкий груз, потому что вернуться к нему уже невозможно?

– И так и так. Когда у тебя есть опыт, «жизнь до», осознание, что ты уже не вернешься к прежнему, – это сильнейшая травма. И вот здесь крайне важно не остаться одному. Нужны профессионалы-психиатры, нужны наставники, добровольцы, близкие неравнодушные люди, которые будут поддерживать связь с реальной жизнью. Если в этой ситуации человек найдет в себе силы обрести новую жизнь, начать ее строить в новых условиях, прежний опыт сможет стать опорой.

Беседовала Мария МЕДВИДЬ.

Фото Анны ПУШМЕНКОВОЙ.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 31 октября 2019

Заголовок в газете: Владимир Толмачев: «Важно преодолеть стигматизацию психических заболеваний»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру