Обладатель черного пояса по карате отсудил у работодателя полмиллиона

Обладатель черного пояса по карате отсудил у работодателя полмиллиона
Фото pixabay.com

Достаточно нетривиальная, но поучительная история произошла в нижегородском околоспортивном сообществе: из-за неоформленных, как положено, трудовых отношений инструктору по каратэ пришлось отсуживать зарплату у своего работодателя, а тот заявил в полицию о «вымогательстве денег».

Предложили тренировать – согласился

В августе текущего года Нижегородский районный суд областного центра рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К-ва к общественной организации «Академия традиционного каратэ-до». Поскольку ответчик на заседание не явился, решение пришлось выносить заочно.

Суд обязал НРОО установить факт трудовых отношений между К-вым и нижегородской региональной общественной организации «Академия традиционного каратэ-до» за период его работы в должности инструктора по совместительству. Внести соответствующие записи в трудовую книжку. А также взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по заработной плате в размере 499 043 рублей, проценты за задержку выплат в размере 98 486 рублей, компенсацию морального вреда 5000 рублей и расходы по оплате юристов 5000 рублей.

Все началось с того, что истец К-в стал заниматься каратэ в секции «Академии традиционного каратэ-до». Он сам – обладатель черного пояса по каратэ и просто тренировался, отрабатывая мастерство.

Однако, наблюдая мастера, через некоторое время к нему обратился руководитель академии Т. с предложением поработать у них, а именно тренировать детей в филиале в поселке Дальнее Константиново. Была названа и сумма вознаграждения – 30 000 рублей в месяц. Подумав, К-в на предложение согласился.

Как сказано в материалах суда, поскольку «стороны договаривались не на разовое оказание истцом услуг, а на регулярные, то есть постоянные, занятия с детьми-спортсменами, то между истцом и ответчиком изначально была договоренность именно о трудовых отношениях в должности инструктора, а не о гражданско-правовых».

К-в написал заявление о приеме на работу, которое отдал Т., но запись в трудовую книжку не вносилась (хотя работодатель обязан это делать. – Ред.).

Затем «свежепринятый сотрудник» приступил с разрешения руководства к выполнению трудовых обязанностей в качестве инструктора каратэ в Дальнем Константиново. Тренировки были по три раза в неделю.

А поскольку приходилось ездить в поселок на своей машине, по словам К., руководство постоянно выдавало денежные средства наличными на оплату ГСМ для его автомобиля.

За эти деньги он нигде не расписывался, признал истец в суде.

Вместо денег – заявление в полицию

Буквально через месяц Т., сославшись на финансовые трудности, связанные с содержанием филиала и клуба в Нижнем Новгороде, не выплатил истцу заработную плату.

Согласно материалам суда, и в дальнейшем под разными предлогами заработок стали задерживать – кормить обещаниями, что в ближайшее время все отдадут.

Так бывает в жизни, что принять радикальное решение сразу не получается. По информации, озвученной в ходе разбирательства, истец, заинтересованный в построении своей карьеры в этой сфере и считая Т. человеком порядочным, а также имея другие источники дохода, продолжал исполнять свои трудовые обязанности (более полутора лет).

Воспитанники его секции достигли хороших результатов: участвовали в различных соревнованиях, часто занимали призовые места, о чем рассказывала и местная дальнеконстантиновская газета «Родная земля», все гордились.

Из «доверительных» в «напряженные»

Но терпение заканчивалось, как рассказал на суде истец, отношения с Т. из «доверительных переросли в напряженные», дошло до привлечения полиции.

«Пытаясь окончательно избежать выплаты заработной платы, Т. подал на меня заявление в полицию о якобы вымогательстве денег с академии, – заявил К-в. – По материалам проверки правоохранительные органы вынесли постановление об отказе в возбуждении уголовного дела».

Для суда главным было установить факт трудовых отношений и определить, какова законная сумма, которую нужно взыскать с работодателя.

Поскольку письменных доказательств о договоренности с работодателя о величине обещанной заработной платы у истца не имелось, юристы посчитали возможным взять за основу статистические данные. Согласно ответу Росстата средний размер заработной платы тренера спортивной секции в Нижегородской области в эти годы составлял 25 926 и 27 739 рублей в месяц. В общей сумме, задолженность ответчика по зарплате за 19 месяцев составила 510 735 рублей.

В суде истец попросил зафиксировать факт его трудовых отношений за время работы в Дальнем Константинове. А также взыскать денежную компенсацию. Правда, пришлось сделать корректировку о том, что трудовые отношения нужно считать как «совместительство» согласно статье 282 ТК РФ.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, хотя извещался надлежащим образом. Не пришли на заседание и третьи лица – Государственная инспекция труда в Нижегородской области и ГУ УПФ в Нижегородском районе Нижнего Новгорода.

Суд разрешил правовой конфликт в отсутствие ответчика и в порядке заочного производства.

Как взыскать заработанное без договора?

Отметим, что в нашей стране право на труд записано в Конституции РФ – «труд свободен». Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Вместе с тем согласно части 3 статьи 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя (или его уполномоченного) в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Эта норма представляет собой дополнительную гарантию для работников, приступивших к работе с разрешения, но без заключения трудового договора в письменной форме.

При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе (часть 2 статьи 67 Трудового кодекса РФ, разъяснения пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г.).

На заметку читателю: к характерным признакам трудовых отношений относятся: достижение сторонами соглашения о личном выполнении работником определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах, под контролем и управлением работодателя; подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности); обеспечение работодателем условий труда; выполнением работником трудовой функции за плату.

О наличии трудовых отношений может свидетельствовать и стабильный характер этих отношений, подчиненность и зависимость труда, выполнение работником работы только по определенной специальности, квалификации или должности, наличие дополнительных гарантий работнику, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения.

К признакам существования трудового правоотношения также относится, в частности, оплата работодателем расходов, связанных с поездками работника в целях выполнения работы.

То есть само по себе отсутствие оформленного надлежащим образом, то есть в письменной форме, трудового договора не исключает возможности признания сложившихся между сторонами отношений трудовыми, а трудового договора – заключенным.

Датой заключения трудового договора в таком случае будет являться дата фактического допущения сотрудника к работе.

Доказательства нашлись

Истцу надлежало доказать, что он был допущен к работе лицом, имеющим право действовать в этих целях, в интересах работодателя и что возникшие между ним и ответчиком отношения отвечали признакам трудовых.

В подтверждение факта допуска к исполнению служебных обязанностей истец представил следующие доказательства: договоры с родителям спортсменов, материал проверки КУСП (вероятно, аббревиатура МВД и расшифровывается как Книга учета сообщений о преступлениях. – Ред.), где имеется заявление Т., из которого следует, что он предложил истцу возглавить филиал в Дальнеконстантиновском районе в должности инструктора.

Суд пришел к выводу, что истцом доказан факт трудовых отношений с НРОО «Академия традиционного каратэ-до». В связи с этим требования истца об установлении факта трудовых отношений по совместительству признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению (иного не представлено).

Также суд решил, что подлежат удовлетворению и исковые требования о возложении на ответчика обязанности по внесению записей в трудовую книжку и выдаче документов, связанных с трудовой деятельностью, говорится в решении райсуда. Работодатель обязан внести записи в трудовую книжку К-ва о приеме на работу в НРОО и об увольнении по основаниям пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ и выдать копии приказов о приеме на работу и об увольнении.

Суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований с учетом отработанного истцом периода в октябре 2018 года, однако с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность по заработной плате в меньшем размере – только 499 043 рубля (доказательств, подтверждающих исполнение этой обязанности, ответчик не представил).

Согласно статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной 150-й действующей в это время ключевой ставки Центробанка от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Расчет, представленный истцом, судом признал верным.

Принимая во внимание, что ответчиком задолженность по заработной плате не была выплачена в полном объеме, суд полагает, что имеются основания для взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации за нарушение установленных сроков выплаты заработной платы – 98 486 рублей.

Кроме того, учитывая, что нарушение трудовых прав истца со стороны ответчика нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, суд определил компенсацию морального вреда в пользу истца – 5000 рублей. Проигравшим суд придется оплатить и юридические услуги в размере 5000 рублей и госпошлину в местный бюджет в размере 9475 рублей.

Елена КОЛОСОВА.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 10 октября 2019

Заголовок в газете: Зарплату назвали «вымогательством»?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру