Обучение детей поколений "Зэт" и "Альфа" обсудили на Нижегородской ярмарке

Как должен меняться педагог?

Как должен меняться педагог?

В конце сентября дня на дискуссионной площадке Нижегородской ярмарки «Учитель и ученик: инвестиции в будущее» педагоги обсуждали не только свои сугубо профессиональные вопросы, проблемы школы, но и стремительные изменения в самом детском населении. Новые дети, как говорят специалисты, обладают фантастическими способностями.

Как работать с такими детьми учителям? Нужно ли родителям, у которых есть дети поколения Z и появились дети поколения «альфа», менять личное отношение к их восприятию? Вот кусочек этой интересной дискуссии.

Заместитель директора по учебной работе Нижегородского губернского колледжа Ольга Овчинникова отметила, что поколения меняются условно каждые 20 лет и, как говорят ученые и психологи, уже сейчас появились совсем особые дети, которые еще не ходят в школу, но уже обладают яркими особенностями. Таких раньше называли дети индиго.

– Сегодня в России живут, учатся, работают люди шести поколений. Первое поколение «джи» – условно 1900–1923 гг. Это наши бабушки и дедушки, которых, к сожалению, осталось очень мало, – рассказала Ольга Овчинникова. – Следующее, так называемое «молчаливое» поколение – 1923–1943 гг. Далее – послевоенное поколение «беби-бумеров» – это 1943–1963 гг. Поколение X – 1963–1984 гг., поколение Y, «миллениум», – 1984–2000 гг. И наконец, поколение Z – с конца 1990-х («цифровое»). Но им на смену идет поколение «альфа» с фантастическими способностями.

Дети поколения Z имеют краткосрочную память, они гиперактивны, нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях.

– Поколение Z – «цифровое»: это дети мультимедийных технологий, – поясняет педагог. – Они еще за партой, учатся в техникумах, колледжах, вузах, но им очень легко даются компьютеры, смартфоны, айфоны. В них они хорошо разбираются, в них общаются, зачастую даже ложатся спать и просыпаются с ними. И это влияет на психологию, мировоззрение, деятельность. Чем отличаются такие дети? Они нетерпеливы и сосредоточены на кратковременных целях: сделал и забыл. Они учат, чтобы сегодня рассказать, а завтра забыть. Как учителя вы наверняка сталкиваетесь с тем, что у них не работает долгосрочная память. Это не есть хорошо, но мы ничего не можем с этим поделать, – констатирует Овчинникова. – Они ориентированы на потребление и индивидуалистичны. Все вокруг что-то должны, обязаны, условно говоря – принести на тарелочке (как в смартфоне, когда после набора в поиске сразу появляется информация. – Ред.). И надо как-то с этим примиряться.

Чем еще отличаются такие дети? Они быстро взрослеют. Для них нехарактерна стереотипность, зацикленность на какой-то одной теории.

– Они иначе учатся, знание перестало быть основой, их интересует больше деятельность, прикладное назначение знания. Поэтому надо давать информацию, где это знание может пригодиться, – советует наставник.

По-другому у них функционирует и память. Преобладает в основном кратковременная, так называемое клиповое мышление, когда одна картинка сменяется другой. И воспринимать материал они хотят таким же образом – кратко, красочно, быстро и то, что им интересно. Они гиперактивны, им нравится быстро действовать.

Кроме того, по мнению педагога, такие «цифровые» дети склонны к аутизации – они же взаимодействуют больше в интернете, поэтому есть трудности в живом общении, и таких детей становится все больше.

– Как же нужно строить учебный процесс, чтобы соответствовать таким детям, понимать, строить отношения? – задает тему учитель.

Прежде всего надо хорошо группировать учебный процесс, получать обратную связь, то есть постоянно адресовать к детям вопрос: все ли поняли, что не поняли конкретно. Сделать учебный процесс более ярким. Сухой текст им не интересен. Обязательно – презентация, иллюстрация, действие, действие в группах, обратная связь. Простое содержание также должно включать яркие, лаконичные термины, которые тоже нужно иллюстрировать. Дети должны учиться общаться, говорить, отстаивать свою точку зрения, коммуницировать у доски.

По словам педагога, руководить такими подростками нужно мудро, поскольку поколение Z не любит над собой давления. Требования учителей должны быть ясны, а информация – точной, краткой и запоминающейся. Внимание ребенка поколения Z держится 15–20 минут.

– Мы сегодня живем в рамках концепции экосистемного, пространственного подхода к образованию, – отмечает врио ректора Мининского университета Елена Илалтдинова. – Важно каждому руководителю образовательной организации, педагогу и родителю понимать, что только совместно, собрав кадровые и материальные силы, мы сможем решить те большие задачи, которые ставит перед нами страна, регион и город.

Елена Илалтдинова напомнила, что университет и три школы города открыли пять психолого-педагогических классов. Первые были созданы в школах № 18 и 169.

– Нам нужна педагогическая элита, те, кто выбрал профессию осознанно и готов работать в учительской профессии с опережением. Этот процесс начинается задолго до поступления в вуз. Необходима допрофессиональная подготовка. Педагогический класс позволяет сформировать представление о профессии, – поделилась директор школы № 18 Надежда Буренина.

Презентовали организаторы и площадку «Учитель будущего». Такие центры начнут работу всего в 11 регионах страны уже в ноябре этого года в рамках нацпроекта «Учитель будущего».

– Главный его принцип – образование в течение всей жизни. Будет внедрена система профессионального роста педагога, – рассказала директор института непрерывного образования Светлана Соткина.

Глеб СТАРОВ.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 10 октября 2019

Заголовок в газете: Дети поколения Z и альфа

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру