Нижегородская область готовится к "цифровизации"

Международный Digital Summit прошел на Нижегородской ярмарке

В регионе будут поэтапно внедрятся новые технологии во всех сферах жизнедеятельности

Международный Digital Summit прошел на Нижегородской ярмарке

Международный Digital Summit, который прошел на минувшей неделе на Нижегородской ярмарке вкупе с Конгрессом народов России «Будущим России» (совместили все осенние форумы), стал почти специализированным мероприятием. Некоторые круглые столы даже совсем закрыли для посторонних.

В частности, вход на обсуждение «концепции создания IT-квартала в историческом центре Нижнего Новгорода» (в районе ул. Ильинской) сделали только по приглашениям. Не только СМИ, но и другие, не заявленные в данной стратсессии участники саммита не могли попасть в зал, в спикерах по этой теме числилась команда iCklaster.

Ключевая тема саммита – рассмотрение вопросов перехода от процессов нишевой автоматизации к формированию открытых платформенных решений, позволяющих строить сквозные цифровые процессы в социальной сфере и экономике.

«Цифры» в повседневной жизни народонаселения, и нижегородцев в частности, становится все больше, в то же время растет и число высокотехнологичных мошенничеств, и потребность в защите персональных данных, чего пока твердо гарантировать никто не может.

Да и самые востребованные области (сервисы) пока тяжело поддаются цифровизации – это система ЖКХ (не оплата, а услуги) и здравоохранение.

Тут нужны большие вложения и специальная работа. А без реальных достижений и продвижения в этих областях (в контексте безопасности и легкости в использовании) все прочие разговоры о достижениях в общем не воспринимаются.

Думается, быстрее всего «закодируют» нас как избирателей, и очень скоро мы будем голосовать не выходя из дома (эта тема тоже обсуждалась на форуме). Вопрос только о степени доверия к такой технологии, но наши политические предпочтения «мозговые компьютерные центры» будут знать абсолютно точно.

Губернатор Глеб Никитин на пленарной дискуссии на тему «Национальный проект “Цифровая экономика” как фактор переоценки региональных стратегий» снова рассказывал о переоснащении компьютерной техникой медицинских учреждений, модернизации центры обработки данных, создании региональной медицинской информационной системы, подключении к интернету всех медицинских учреждений региона – все это называется «создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)».

Глава региона, очевидно, понимает, что кроме внедрения «невидимых технологий» население просит реальных вещей – чего-нибудь построить, отремонтировать (дороги школы, больницы, метро).

Но наши российские телекомы и мобильные операторы уже научились собирать информацию о своих клиентах, массивы данных (в соответствии с законом о персональных данных, разумеется), структурировать их и с удовольствием предлагают свои услуги, большие данные и технологии для использования муниципальным и региональным органам, не безвозмездно, конечно.

Представители ПАО «МегаФон» (один из учредителей АНО «Цифровая экономика») на пленарном заседании рассказали об использовании Big Data (больших данных) для принятия управленческих решений.

В частности, о самом успешном кейсе – формировании туристического потока, как это применяется уже в Москве и Краснодарском крае. На основе данных клиентов и, шире, абонентов (потому что операторы имеют возможность обмениваться некоторыми данными) телекомы формируют огромные объемы информации (пол, возраст, демография, стиль жизни, уровень доходов, схемы перемещения – города, страны, маршруты, куда ходят, чем интересуются, что смотрят, места проживания и так далее). Имея начальные данные, можно видеть, как и когда  абонент  перемещается от одной базовой станции к другой. (Речь идет об активных пользователях мобильными телефонами,  смартфонами, айфонами, интернетом.)

«Агрегируя данные, в частности, можно вырабатывать эффективную маркетинговую компанию по продвижению региона на туристической карте, рассказали представители компании. – На основе анализа можно формировать профиль туриста и паспорта локации объектов, вырабатывать рекомендации, как повысить туристическую привлекательность и выстроить эффективный маркетинг». И телекомы рассчитывают применить свои знания в рамках подготовки к 800-летию Нижнего Новгорода.

Правда, использование этой информации может дать настоящую картину только онлайн, а спрогнозировать ситуацию даже на три–пять лет вперед очень затруднительно. Предпочтения путешественников изменчивы, вчера им нравились купола, а сегодня интересен постмодернизм, промышленные экскурсии, завтра – экодеревни.

Одной статистики и даже «психотипов» недостаточно, чтобы прогнозировать новые объекты притяжения. Можно также очень достоверно исследовать и транспортные потоки с целью строительства новых транспортных развязок.

Хотя, к примеру, всем известно и без глубочайших исследований, что транспортный поток из Сормова в центр Нижнего Новгорода (и обратно) огромен, и строительство метро дало бы существенную прибавку для этого вида транспорта. Но в ближайшее время подземки туда не планируется.

Впрочем, есть примеры, когда такие рекомендации срабатывают и удается пересадить людей с личных автомобилей на общественный транспорт, что в Нижнем Новгороде, кажется, уже сложно – город, центр прочно оккупировали личные машины.

Но если говорить о применении «больших данных» для изучения туристских возможностей Нижегородской области и разработке маркетинговой стратегии, то такое исследование правительство области уже заказало. Правда, начальная цена оказалась такой, что победитель конкурса сбил ее в три раза.

Заказ включает исследование социально-демографических, психологических (психотипы, интересы) поведенческих и потребительских характеристик, перемещений и моделей медиапотребления турпотока.

Анализ, сказано в техзадании, должен проходить с использованием больших данных от не менее чем одного технологического IT-холдинга международного уровня и не менее одного федерального оператора сотовой связи, охватывающего от 50 миллионов абонентов, с учетом сегментов граждан, посетивших Нижегородскую область в течение 2018-го и первой половины 2019 года.

Данные, которые соберут о приезжающих в регион, будут включать:  пол, возраст, семейное положение, наличие образования, семью и дети, авто по маркам, бизнес, бытовую технику, группы телесмотрения, дом и дачу, домашних животных, досуг и развлечение, здоровье, игры, кино, компьютерную технику и программы, красоту и уход за собой, кулинарию, мебель и интерьер, мобильные устройства, недвижимость, новостные интересы, образование, обустройство и ремонт, одежду, обувь и аксессуары, отношение к курению, подарки, сувениры, поиск работы,

профессиональную область, путешествия, скидки, призы, купоны,

спорт и активный отдых, страхование, туризм, финансы, электронику и фото, индивидуальный доход, уровень дохода семьи, занятость, мобильную связь и доступ в интернет, оператора связи, психотипы.

Вот уж поистине «большой брат» все видит и все знает…

Иван ОКОПОВ.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №41 от 3 октября 2019

Заголовок в газете: Психотип туриста на основе «больших данных»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру