Директор нижегородской школы №187 рассказал о труде педагога

4 октября в России отмечается День учителя

Хороших учителей помнят всю жизнь, ведь зачастую их талант определяет весь дальнейший путь человека. Думаю, каждый из нас найдет в памяти имена тех, кому хочется сказать спасибо за их труд. Тем более накануне Дня учителя.Хороших учителей помнят всю жизнь, ведь зачастую их талант определяет весь дальнейший путь человека. Думаю, каждый из нас найдет в памяти имена тех, кому хочется сказать спасибо за их труд. Тем более накануне Дня учителя.

4 октября в России отмечается День учителя

Сегодняшний наш разговор с Валерием Анатольевичем Малининым, директором нижегородской школы № 187, не столько об учительском труде, сколько о школе, об учениках, о патриотизме.

Валерий Анатольевич стал директором школы в 2002 году. Ему тогда было 27 лет.

– На тот год я был самым молодым директором школы в Нижнем Новгороде, – вспоминает он. – В 2009 году произошла реорганизация, и нам еще присоединили школу № 23. На сегодняшний день наша школа самая большая в Нижнем Новгороде: два корпуса, 1817 учеников.

– Переполненности нет?

– Есть, но небольшая. Мы увеличиваем количество классов в параллели – до 7–8. Поэтому в классах не больше 30–32 человек. И ждем с нетерпением, когда построят школу в «Цветах», потому что на следующий год мы восемь первых классов принять не сможем.

– Как вы и педагогический состав справляетесь с таким количеством?

– Все просто отработано, не первый год уже. За это время создана определенная система. Помните, в фильме «Москва слезам не верит»: «Тяжело ли вам организовывать такое количество сотрудников?» – «Тяжело организовать троих, а дальше количество не имеет значения». Когда есть система, это уже легче. Но переполненность, конечно, чувствуется.

– С педагогами проблемы существуют?

– У нас нет. Все ставки заняты. Когда мы принимаем на работу, стараемся выбирать учителей опытных, хотя к нам приходят и молодые специалисты. Причем основная часть молодых учителей – наши бывшие выпускники.

– Думаю, то, что выпускники школы становятся учителями, свидетельствует не только о хорошем уровне образования, но и об атмосфере в учебном заведении.

– Это однозначно. Об уровне образования свидетельствует, например, стопроцентное поступление наших выпускников в образовательные учреждения. 95% из них – в вузы, 5% – в техникумы. Около 60% поступили на бюджет. Понятно, что все на бюджет поступить не могут хотя бы потому, что существуют специальности, где только внебюджетные места. Конкуренция очень большая. Понятно, что если мы берем направления, связанные с физикой и математикой, там конкурс меньше. Но у нас дети везде поступают, даже в Москву, Санкт-Петербург. Это, как правило, победители олимпиад.

– У вас школа с углубленным изучением математики, то есть как раз здесь готовятся будущие кадры для промышленности.

– В основном у нас и поступают на технические специальности и информационные технологии. Мы очень большое внимание уделяем профориентации. С седьмого класса формируются классы углубленного изучения математики. Шестиклассники все знают, что они будут писать отборочное тестирование. Учитывается и мнение родителей, классного руководителя, учителя математики. Есть дети, которые на три-четыре учатся, но видно, что у них нестандартное мышление. Он может написать 2 х 2 = 5, но он мыслит в каком-то другом измерении. Ему элементарный счет не интересен. Такие дети есть, мы стараемся эти особенности учитывать. В этом году мы открыли три математических седьмых класса и два общеобразовательных.

Понятно, что такого количества математиков быть не может. Отборочное тестирование прошло 48 человек. А третий класс – это те дети, которые были на грани: можно зачислить, а можно нет. Но если у ребенка есть желание… я как педагог не поставлю на нем крест. Мы даем детям возможность пробовать свои силы в матклассе.

– Школьники сильно изменились за последние годы?

– Дети стали более продвинутые, чем учителя старой гвардии. Все в электронных средствах общения. Если раньше мы на переменах дежурили, чтобы дети не бегали, сейчас они и не бегают. Сидят в своих смартфонах. Пусть уж лучше бегали бы. Мы настоятельно рекомендуем родителям объяснять детям, что во время уроков телефон должен быть отключен. В школе это только средство связи: «Мама, я пришел». Иначе ребенок становится зависимым от гаджетов. И проблема социализации возникает. У ребенка виртуальные знакомые, он живет в виртуальном мире. Это не на пользу развитию...

Мы с Валерием Анатольевичем идем по школе. Ухоженные классы, коридоры и холлы, благоустроенная территория. Видно, что о школе заботятся.

На стенах фотографии со школьных мероприятий.

– У нас проводится три бала ежегодно, – рассказывает Валерий Анатольевич, показывая на фотографии, – Пушкинский, Сретенский и бал Победы.

В актовом зале школьники как раз учатся танцевать полонез.

В фойе – выставка, посвященная 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Директор с увлечением рассказывает о каждом экспонате.

Конечно, мы не можем не посетить существующий при школе ресурсный центр духовно-нравственного воспитания и гражданского образования. В 2016 году ресурсный центр выиграл грант президента РФ за проект «Гордимся славою предков». В 2017 году центр получил грант губернатора Нижегородской области за работу «Русь православная, святая Русь», а в 2019 году – за проект «Знамена наших побед».

С любовью собраны экспонаты ресурсного центра. Гордость директора – Георгиевский зал. зал славы русского воинства. Здесь проводятся уроки истории. Особенность зала в том, что герои экспозиции связаны с Нижним Новгородом. Александр Невский, Петр Первый, Федор Ушаков… От войны 1812 года переходим к Великой Отечественной.

Здесь много предметов, подаренных ветеранами, родителями учеников. Письма, газеты военных лет, каска, пробитая пулями. Ее привезли в дар поисковики. Экспонаты можно трогать, фуражки и бескозырки – мерить.

Наверное, это очень хороший способ воспитания патриотизма – сделать историю близкой, осязаемой, вывести ее со страниц учебника в реальный мир.

В нынешнем году Валерий Анатольевич за свои заслуги в деле воспитания и образования получил сразу две значимые награды. 2 сентября на торжественной линейке губернатор Нижегородской области Глеб Никитин вручил директору от имени президента России Владимира Путина медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

А 23 сентября, когда в ресурсном центре школы проходила городская конференция «Деятельность ресурсных центров духовно-нравственного воспитания и гражданского образования: итоги, задачи, перспективы», за большой личный вклад в дело духовно-нравственного воспитания, гражданско-патриотического и православно-ориентированного образования Валерий Анатольевич получил из рук митрополита Георгия учрежденную в Нижегородской епархии медаль святого благоверного князя Георгия Всеволодовича II степени.

Справка

Валерий Анатольевич Малинин – директор школы № 187, кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования РФ, дважды лауреат приоритетного национального проекта «Образование», отмечен благодарностью президента РФ, дважды лауреат премии Нижнего Новгорода в области образования, магистр философии, учитель математики высшей квалификационной категории.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №41 от 2 октября 2019

Заголовок в газете: Валерий Малинин: «Как педагог я не поставлю на ребенке крест»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру