В нижегородском Арсенале прошел фестиваль «Вазари. Тексты художников» "6+"

Праздник текстов и контекстов» – так с любовью называют организаторы «Вазари-феста» свое детище. «Понятно, что это не праздник с фейерверками и шашлыками, хотя здесь много и веселого, и откровенно развлекательного, но это, разумеется, не массовая история, – говорит автор идеи и руководитель проекта Анна Гор. – Надо понимать, что наш фестиваль – это достаточно элитарное событие, но не в том смысле, что снобистское, а в том, что людей, которые по-настоящему интересуются изучением чего-либо, будь то искусство или металлообработка, по определению не может быть много».

В нижегородском Арсенале прошел фестиваль «Вазари. Тексты художников» "6+"
Фото: Алексей Шевцов

Но, несмотря на это, организаторы события с гордостью констатируют, что в этом году посещаемость «Вазари-феста» пусть ненамного, но увеличилась по сравнению с прошлогодним фестивалем. «Если бы было резко больше публики, мы бы сами этому не поверили, а вот когда в городе появляется еще сто человек, которым это интересно, это же очень важно», – поясняет Анна Марковна.

Единственный фестиваль текстов об искусстве «Вазари» этой осенью проводится в Нижнем Новгороде в шестой раз и снова способствует сближению искусства и зрителя, делает все возможное, чтобы дать ключ к пониманию художественного языка посредством ознакомления и обсуждения спектра разнообразных профессиональных текстов об искусстве – от академических исследований до художественной публицистики.

Фестиваль носит имя итальянского живописца и архитектора Джорджо Вазари из Ареццо, который на излете Возрождения написал первое в человеческой истории масштабное исследование о творчестве художников, став, таким образом, основоположником современного искусствознания. Труд Вазари «Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов» – суть тексты, описывающие биографии, произведения и стремления художников.

Каждый год фестивалю текстов об искусстве присваивается новая тема, которая сквозной нитью проходит через все события трехдневного мероприятия, и в 2019 году тема эта – «Тексты художников». Но фестиваль не зацикливается на ней одной, вернее, она просто трактуется максимально широко: «Мы за широкие контексты, – улыбается Анна Марковна. – Ведь текст художника может быть понят очень по-разному. У нас, например, была программа, посвященная авторскому тексту как нотной записи».

Анна Гор имеет в виду прошедшую в первый день фестиваля презентацию издания шестого тома собрания сочинений А.Г. Шнитке «Сочинения для хора…» (издательства «Композитор — Санкт-Петербург»), и состоявшийся в этот же вечер концерт камерного хора «Нижний Новгород», который так и назывался – «Шестой том». Хоровая музыка — важная часть творчества одного из самых знаменитых авангардистов СССР и постсоветского пространства Альфреда Шнитке. Этот концерт стал для слушателей прекрасной возможностью почувствовать, что текст – это не только слова, а художник – это творец в любом виде искусства, в том числе и в музыке.

Владимир Мартынов

Убедиться в этом можно было и во второй день фестиваля, во время концерта Владимира Мартынова – композитора, чьи идеи и книги известны не менее его музыкальных работ. Перед концертом Владимир Иванович рассказал о своих собственных отношениях с текстом, в частности о том, как строился диалог с его коллегой латышским композитором Георгием Пелецисом, свои части из фортепианной «Переписки» с которым он потом сыграл. Говорил Мартынов и о возвращении к основам и прообразам, к простоте, об очищении от всего лишнего. И все это было потом достаточно легко «прочесть» в его музыке, а для облегчения прочтения шел еще и визуальный ряд – живое выступление видеохудожника Александра Петтая.

В рамках фестиваля зрителям была представлена еще одна переписка – «9 писем. Читка фрагментов переписки между критиком и композитором». Многих великих людей мы представляем по портретам уже состоявшимися, почти пожилыми людьми. А ведь они были когда-то молодыми, озорными, со своими смешными или не очень шутками, идеями, обсуждениями всего на свете, и часто этих молодых людей можно «прочитать» только в их юношеских текстах, в частности письмах. Так, 161 год назад нижегородский композитор Милий Балакирев переписывался с главным русским критиком Владимиром Стасовым. Балакирев становится свидетелем визита в Нижний царя Александра II. Стасов работает в питерской библиотеке. Балакиреву — 21, Стасову — 34. Шутки, обсуждение музыки, жизни, политики — все так же, как и сейчас, и по-другому. Читка была поставлена и прокомментирована искусствоведом Анатолием Голубовским и разыграна актерами Центра театрального мастерства.

Поскольку Вазари – это в первую очередь фестиваль текстов и один из его лозунгов «Хочешь понимать искусство – читай о нем», то весь первый этаж левого крыла здания Арсенала был отведен под книжную ярмарку, на которой было представлено около сорока российских интеллектуальных и детских издательств, журналов, специализирующихся на искусстве и смежных дисциплинах. И несмотря на холодную промозглую погоду снаружи, на книжной ярмарке «Вазари-феста» было всегда жарко – представители издательств с удовольствием и очень подробно рассказывали о своих изданиях, покупатели, прижимая к груди уже не по одной книге, с равнодушием отчаяния переходили от одного стола, заваленного сокровищами человеческой мысли, к другому и покупали, покупали – себе, детям, друзьям в подарок. Я сама купила порядка десятка книг за два дня, три из которых сразу же подарила, а еще две договорилась дать почитать в обмен на пару других, на которые уже не хватило денег.

Весьма символично, что в первый день «Вазари-феста» в рамках объявления лонг-листа литературной премии НОС («Новая отечественная словесность») состоялось награждение победителя проекта НОС «Тексты художников» петербургского художника и исследователя искусства Андрея Хлобыстина, который увез домой приз, созвучный актуальной тематике фестиваля. Фестиваль текстов «Вазари» – это инструмент структурирования художественной жизни, а премия в области культуры – это тоже инструмент структурирования, – считает Анна Гор. А когда два инструмента пересекаются, они усиливают друг друга, выходят в публичное пространство, помогают вывести искусство из башни слоновой кости.

Подобные события вообще сильно повышают интеллектуальную репутацию города. И уже у многих москвичей и петербуржцев Нижний Новгород ассоциируется в том числе и с единственным в России фестивалем текстов об искусстве. «А сейчас мы обдумываем, как бы так сделать, чтобы наш фестиваль принял международное измерение, чтобы к нам приезжали и очень крутые зарубежные специалисты, – заключает Анна Марковна. – И тогда новейшие тенденции мировой гуманитарной науки будут “как все флаги в гости к нам”».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 25 сентября 2019

Заголовок в газете: Мы за широкие контексты

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру