Нижегородские ДУКи объяснили завышенные суммы в платежках

Но лучше все-таки проверять платежки за ЖКУ

Руководители крупнейших ДУКов на специальной пресс-конференции на прошлой неделе еще раз объяснили, почему тысячам жителей центральных районов города в июле этого года прислали завышенные платежки, а точнее, излишне начисленные суммы за ЖКУ.

Но лучше все-таки проверять платежки за ЖКУ

Более семи тысяч жалоб!

Причем у кого-то цифры превышали обычную месячную плату на десятки рублей, а у кого-то в два и более раз. Люди были возмущены, скандал вышел в широкую публичную плоскость. На встрече мэра города Владимира Панова с жителями Нижегородского района одна из пришедших пожаловалась на звонки с напоминанием о долге – якобы от коллекторов – ее очень пожилой маме.

Как заверили представители ДУКов, причиной массового возмущения стал технический сбой, который был оперативно исправлен, и к коллекторам они не обращались, а дозвонами с просьбой оплатить задолженность занимается роботизированная система.

Но очевидно также, что в полной мере «правильность и достоверность» цифр в платежках управляющие компании не контролируют.

Игорь Захаров, руководитель направления по работе с дебиторской задолженностью Ассоциации нижегородских ДУКов, уточнил, что о том, что случился сбой в домоуправляющих компаниях, узнали около восьми часов утра 29 июля, когда телефоны начали разрываться от звонков возмущенных жителей.

«Сразу же, как только пошел обратный сигнал, мы начали исправлять ошибки, – заверил он. – Информация была передана технической службе, и ошибку нашли, ее удалось устранить примерно к 14:20 того же дня. И потом расчетно-кассовая служба распечатала уже правильные квитанции».

«Тем не менее сбой прошел болезненно, – признались в ДУКах. – В первые три дня к нам поступило свыше тысячи звонков, а с 29 июля по 31 августа – более 7,5 тысячи обращений! Процентов 90 – это вопросы, связанные с переходом на отдельные квитанции по домовому обслуживанию и ЖКУ».

«Искажение сведений произошло при передаче данных из одного комплекса в другой, – пояснил Игорь Захаров. – Мы переходили с одного формата квитанции на другой, на отдельные квитанции по услугам управляющей компании и услугам ресурсоснабжающих компаний, с другими лицевыми счетами и прочим. Вот при разделении услуг “содержание и ремонт жилья, техническое обслуживание” произошло наложение данных».

И все равно жители были должны

«Но надо понимать, что это было единожды и в дальнейшем не повторится, потому что в кратчайшие сроки были приняты все необходимые меры, – заверил он. – Тем, кто сразу обратился в центры обслуживания, был сделан перерасчет, и всем по итогам августа пересчитали суммы, и жители уже получили квитанции с откорректированными цифрами. Можно было просто подождать исправленной квитанции или заплатить за июль, и в следующем месяце эта сумма зачтется».

А можно было еще на стадии формирования квитанции в электронном виде (до отправки всего массива на печать) «поймать ошибки» так называемого технического сбоя и исправить их, но этого не было сделано.

«Мы контролируем этот процесс, но невозможно проверить десятки тысяч квитанций», – сказал корреспонденту «МК в НН» один из дуковских начальников.

Спохватились только после разгневанных звонков жителей. Еще на ситуацию наложилось второе, плановое повышение стоимости ЖКУ с 1 июля. Естественно, большинство жителей не сразу разобрались, что к чему. Платить жители не спешили.

Вскоре нижегородцам стали звонить на мобильные телефоны. Возможно, кто-то заплатил по счетам, но позже. А если учесть, что летом большинство на дачах, то людям устроили хороший сюрприз.

«Обзвон был только по тем жителям, у кого не был оплачен платеж за июнь, – утверждали представители Ассоциации нижегородских ДУКов. – И только через несколько дней после контрольной даты платежей – 10-го числа месяца. По этическим соображениям не можем назвать конкретные адреса, но у некоторых жителей, обращавшихся в СМИ и выступавших на встрече с мэром, точно не были оплачены июньские квитанции. К сожалению, должники пытаются воспользоваться ситуацией и списать свои реальные проблемы на наш сбой».

При этом, по словам Захарова, никакой путаницы между реальными долгами и ошибочно начисленными суммами не было.

«Сотрудники отдела по работе с задолженностями видят состояние лицевого счета онлайн, могут посмотреть все платежи, начисления и четко объяснить, какая задолженность, за какой период и т. д.», – говорит он.

Это не коллекторы, это роботы

«По факту, думаю, каждый из нас не один раз в жизни оплачивал коммунальные услуги после 10-го числа. Какая разница: заплачу я на день раньше или позже, да? Когда нашел время, тогда и сделал. Но для системы все четко: есть данные до 10-го числа и после, – добавил Александр Гундоров, исполнительный директор домоуправляющей компании Нижегородского района. – 11-го числа не заплатившие автоматически переходят в категорию должников».

Гундоров заверил также, что звонки о наличии задолженности по оплате за ЖКУ жители на свои телефоны получают не от коллекторов, а от самих ДУКов. Домоуправляющие компании Нижнего Новгорода не обращаются к услугам коллекторов – закон не позволяет, и называть деятельность управляющих компаний по возврату долгов коллекторской некорректно.

«В соответствии с постановлением правительства РФ № 290 от 03.04.2013 управляющая компания обязана организовать работу по взысканию задолженности по оплате жилых помещений, – пояснил Александр Гундоров. – Но согласно действующему законодательству управляющая компания не может уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц».

В ходе пресс-конференции жилищники особенно акцентировали вопрос о правомерности своих действий (на встрече мэра с жителями вставал вопрос о проверке ДУКов по данному факту правоохранительными органами. – Ред.).

По словам Александра Гундорова, для работы с долгами за ЖКУ управляющие компании Канавинского, Московского, Нижегородского, Советского и Приокского районов Нижнего Новгорода сформировали свое специализированное направление по работе с задолженностью и ведут ее самостоятельно.

По большей части работа с неплательщиками автоматизирована и состоит из нескольких этапов. Сначала жителей уведомляют о долгах по почте, затем до них пытается дозвониться автоинформатор, а следом – специалисты контакт-центра.

Если должники выходят на связь, то стороны договариваются о том, как именно будет погашена задолженность: единовременно или в рассрочку. Однако если житель не торопится гасить задолженность, но при этом имеет постоянный источник дохода, ДУКи обращаются в судебные органы. Дальше решение передается судебным приставам.

А тексты, которые звучат на обзвонах, роботизированы и совершенно не несут негативного окраса, заверяют в ДУКах. Они даже заменили строгий мужской голос с напоминалкой на женский. Запись продемонстрировали на пресс-конференции.

«Хотя и в первом варианте не было ни намеков, ни угроз, а во втором приятный женский голос говорит максимально мягко», – говорит Гундоров.

Коммунальщики уверяют: у них были все основания звонить и напоминать жильцам о задолженностях.

Но в дальнейшем, несмотря на все заверения руководителей ДУКов, вряд ли можно дать гарантию, что аналогичный сбой с платежками не повторится. Особенно при очередном повышении тарифов, изменении формы платежей, программного обеспечения, оборудования и проч. Потому что разовые технические сбои фиксируются не только по жилуслугам, но и по расчетам газовиков, энергетиков, центров СБК и т. д.

И мало кто извиняется (здесь ДУКи хотя бы повинились). А люди платят увеличенные суммы – от греха подальше (расчетные платежные организации, разумеется, не отказываются брать спорные платежи) и только потом идут разбираться в профильную компанию.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 25 сентября 2019

Заголовок в газете: Такого больше не повторится!?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру