Топить печь дровами нижегородцам обходится все дороже

Для жителей негазифицированных северных районов это вопрос выживания

Как тут не вспомнить Некрасова и его знаменитые: «...откуда дровишки? – Из лесу, вестимо; отец, слышишь рубит, а я отвожу». Нынче селянам впору действительно самим брать топор, лошаденку где бы еще найти, и выдвигаться в лес, за твердым топливом.

Для жителей негазифицированных северных районов это вопрос выживания
Фото: pixabay

Вот тебе и «попенная» плата!

Потому что цена тепла – выживания в морозы в деревянном доме – для небогатых северных районов, которые без газа, но которым тоже надо топиться почти восемь месяцев в году, – стала уже неприподъемной. Да еще баня, помыться ведь и зимой хочется.

Говорят, в прошлую холодную зиму в Шахунском районе за машину дров просили 24 тысячи рублей. Нынешняя – 2019 года – была теплее, но что будет на 2020-й? Спрос на дрова растет. Но за доставку надо отдать полторы, а то и две пенсии.

Жители Вязовского сельсовета Тонкинского района даже в нашу газету написали. «Мы не нищие труженики, нас делают нищими. Но 18 тысяч –цена дров. Где взять такие средства? Увеличены цены по постановлению правительства Нижегородской области… Но предел-то должен быть? Хотя бы не выше прожиточного минимума за норму на сезон. Это же не высококачественная древесина, а на дрова! Мы, жители четырех поселений, с несовершеннолетними детьми, пенсионеры с минимальными с пенсиями, работающие на низкооплачиваемой работе…Просим посодействовать».

Когда мы стали разбираться, что же произошло, в чем причина роста цен на дрова, потому что раньше такой остроты, кажется, не было, выяснилось, как это обычно бывает, что изменения начались прежде всего на федеральном уровне. И потом, как обычно, «пирамида поехала».

Как сказал нам глава сельской администрации Вязовского сельсовета Николай Киселев, проблема действительно очень реальная, потому что за последние три года в несколько раз увеличилась попенная плата – за древесину на корню. Население берет дрова у предпринимателей, которые занимаются лесом, и они как раз ростом цен и за лес и за аренду объясняют. Сейчас уже больше тысячи рублей за куб просят. (Можно ориентироваться на то, что лесовоз вмещает примерно 15 кубометров. – Ред.) Поэтому 18 тысяч рублей – это только-только.

Почему в соседях дешевле – кто ответит?

«Обсуждали проблему и на земском собрании, – говорит Николай Киселев, – как бы побудить предпринимателей снизить цену, и прокурор в этом вопросе разбирался, но пока ничего не сдвинулось. Им, предпринимателям, кто лесом занимается, тоже надо за все платить, а все растет».

По словам главы сельсовета, обращались жители и к депутату Госдумы Артему Кавинову, когда он в Тонкино приезжал. Потому что как так получается? В соседней Кировской области (буквально рядом с Тонкинским районом. – Ред.) цены на дрова почти не выросли, а у нас? «Объясняют это тем, что нижегородский регион отнесен к промышленным, а Кировская область осталась сельскохозяйственной, – говорят с федерального уровня. – Поэтому там не так быстро ставки на разные виды древесины растут. Они к тому же регулярно индексируются с соответствующим коэффициентом. И в Нижегородской области он больше, чем у соседей».

Депутат Госдумы тоже пока не помог – не в его компетенции, говорит. Чей же это вопрос? – и это не понимают уже избиратели.

Лесное хозяйство хотят сделать безубыточным

Законодательство в лесной сфере очень сложное, регулярно корректируется. В основе лежит Лесной кодекс РФ. На его основе рассчитывается плата за единицу объема лесных ресурсов и базовые ставки в регионах (деловая и дровяная древесина) с соответствующими коэффициентами. Учитывается категория леса, в чьей собственности он находится. Конкретная плата за дровяную древесину для собственных нужд граждан регулируется законом Нижегородской области от 1 ноября 2007 года № 143-З «О порядке и нормативах заготовки древесины, порядке заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, порядке заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений гражданами для собственных нужд на территории Нижегородской области», в зависимости от породы дерева (самые дешевые – осина, ольха, тополь, дорогие – дуб, клен и проч.), и также регулярно индексируется. Кроме того, на федеральном уровне введена классификация регионов по принадлежности лесного участка к границам определенного субъекта РФ. Ставки по одному объекту могут значительно отличаться в разных регионах. В «промышленных» субъектах они действительно выше.

Еще в 2017 году постановлением от 11 ноября № 1363 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов (попенная плата) и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» правительство РФ резко увеличило ставки платы за заготовку древесины: в 2018 году на 44% по сравнению с уровнем 2017 года, и три года до 2020-го (включительно) они будут расти примерно в таком же темпе.

Ставки по этому платежу выступают главным ориентиром при определении платы за пользование ресурсами на арендованных у государства участках лесных угодий.

Все эти новшества объясняются тем, что «лесное хозяйство нужно сделать безубыточным для федерального бюджета».

В ООО «Лесное» в Тонкинском районе, которое занимается лесозаготовками и имеет лесные участки в аренде, повышение расценок нам объяснили на раз-два, даже без документов и бухгалтерских отчетов.

«Каждый год сейчас поднимают плату: и лес на корню, и за аренду лесных участков, и за топливо, – перечисляет директор Вячеслав Завьялов. – У нас в округе только одна заправка осталась, и там по 46 рублей за литр приходится брать и дизель, и бензин. Выбора-то нет. На электричество знаете сколько уходит? Зарплату работникам заставляют повышать. Не имеем права платить ниже установленной минимальной. Нам самим впору закрываться, срок аренды – 10 лет – уже заканчивается, и непонятно, сможем мы продлевать договор или нет. Могут и на аукцион выставить. Поэтому не надо спрашивать про ставки на дрова и ссылаться на постановления. Знаете, сколько всяких распоряжений принято и на федеральном уровне, и на региональном? И многие противоречат друг другу. Поэтому надо их сначала изучить, что там происходит, а потом уж нам пенять, дорого или не дорого».

Однако на региональном уровне согласно распоряжению правительства Нижегородской области установлены какие-то очень небольшие ставки «за дрова» и за последнее время было принято несколько изменений, которые расширяют списки льготных категорий, уточняют порядок получения древесины, в том числе для собственных нужд граждан.

Но в реальности дрова почему-то растут в цене.

Вывозить и пилить – за отдельную плату

Все очень популярно объяснили нам в Шарангской межрайонной прокуратуре: «Есть цены на дрова, которые устанавливает государство, а есть коммерческие расценки. Можно обращаться к предпринимателям, а можно в Тонкинское районное лесничество. Для того чтобы сравнительно дешево, по госцене, получить древесину на корню для собственных нужд, нужно подать документы на выделение в межведомственной комиссию. Нормативы, ставки и порядок устанавливает правительство Нижегородской области. В Тонкинском районном лесничестве, по нашим данным, есть еще свободные для использования объемы. Поэтому надо обращаться».

Действительно, условный «лесовоз дров» в гослесничестве можно купить значительно, в разы, дешевле, чем у бизнеса. В прошлые годы, говорят, «древесину на корню» брали даже за две тысячи. Но это только цена на корню. Рубить, пилить вывозить – за свой счет, надо кого-то нанимать. А это будет уже другая цена, которая приближает стоимость дров из лесничества к коммерческим. И еще надо хлопотать, обращаться в инстанции, бумаги подавать, договариваться с кем-то, чтобы тебе к дому пиленый лес привезли.

«У лесничества своей техники нет, – рассказал Алексей Баранцев, руководитель Тонкинского районного лесничества. – Поэтому обращаются в основном к нам граждане, у которых есть возможность машину, трактор пригнать. До выделенной делянки надо еще доехать, вывезти оттуда древесину. С этим тоже трудности. Свободные делянки есть, но они, бывает, расположены далеко от дорог. Пенсионерам, конечно, надо нанимать кого-то. В этом году уже порядка 30 человек к нам обращались, примерно около 300 кубометров продали. Ставки, конечно, растут, но все равно это дешевле, чем у предпринимателей».

По словам Баранцева, если брать норматив выделения древесины на дрова, для отопления, то на одну заявку положено 25 кубометров, осина обойдется в 6000 рублей, а береза – до 10 000.

Но жителям, конечно, удобнее, чтобы дрова были «подъемными», с учетом их доходов, и чтобы можно было купить без проблем и волокиты.

Наверное, правительство области в силах обеспечить свое негазифицированное население доступным твердым топливом? Чтобы наши севера не пустели еще стремительнее, чем сейчас.

Кстати, население Тонкинского района стало больше брать древесины на корню согласно отчетам администрации района. Если в 2017 году отпущено древесины для собственных нужд граждан по договору купли-продажи 1033 куб. м, а в 2018 году заключено 69 договоров на 1608 куб. м.

В постановление правительства Нижегородской области от 28 декабря 2007 г. № 525 «Об установлении ставок платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан», регулярно вносятся изменения. В конце 2018 года вступило в силу очередное постановление правительства, № 821, по которому еще ряд льготных категорий граждан, которым при выделении древесины, при расчете платы по договору купли-продажи лесных насаждений не применяется повышающий коэффициент.

Согласно последнему по времени постановлению правительства Нижегородской области, от 4 июля 2019 г., № 420 («О внесении изменений в Порядок установления объема древесины на очередной год для заготовки гражданами для собственных нужд…») «граждане вправе реализовывать права на заготовку древесины для собственных нужд путем приобретения древесины, заготовленной на лесных участках, переданных в аренду (постоянное бессрочное пользование), при наличии у лесопользователей обязательств по предоставлению древесины для собственных нужд граждан».

По договору купли-продажи стоимость дровяной древесины на таких участках определяется по стоимости мелкой деловой древесины в соответствии с постановлением правительства Нижегородской области от 28 декабря 2007 г. № 525 «Об установлении ставок платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан».

Возможно, на этот документ ссылаются тонкинцы?

И наконец, недавно, появился областной закон, в соответствии с которым определено, как и где гражданам можно собирать валежник.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 18 сентября 2019

Заголовок в газете: Дрова дороги, а зима близко

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру