Направления развития народных промыслов обсудили на форуме в Нижнем Новгороде

Народные художественные промыслы – наше наследие, наша гордость – переживают далеко не самые легкие времена. Многие мастера застряли далеко в прошлом. Потребители же хотят видеть в их изделиях не просто сувенир, а полезное самобытное приобретение. Какое? Об этом говорили на форуме «НХП – трансформация», которые открыл VII международный фестиваль ремесел и дизайна «Секреты мастеров».

Направления развития народных промыслов обсудили на форуме в Нижнем Новгороде
Фото: Андрей Абрамов

В здании бывшей фабрики «Маяк», где правительство региона в последнее время проводит самые значимые мероприятия, собрались производители изделий народных художественных промыслов, представители туристических агентств, организаторы мероприятий и многие другие заинтересованные в развитии этого вида декоративно-прикладного искусства люди. Собрались, чтобы понять перспективы и возможности дальнейшего бытования промыслов.

Открывая форум, заместитель губернатора Нижегородской области Александр Югов рассказал, что правительство региона старается не только помогать предприятиям НХП материально в части компенсации затрат, поддержки молодых мастеров и т. д., но и содействовать в продвижении современных моделей организации бизнеса.

Как пример он привел конкурс «Дизайн и ремесло», организованный в нынешнем году Фондом развития народных художественных промыслов Нижегородской области при поддержке Минпромторга России, регионального департамента развития туризма и НХП, а также Союза дизайнеров России.

На первом этапе конкурса участники со всей страны представили на суд профессионального жюри более 200 концептов современных сувениров, художественных аксессуаров и предметов быта. 49 из них были включены в шорт-лист. В финал вышли 15 лучших проектов.

В мае дизайнеры выезжали на нижегородские фабрики, чтобы запустить процесс изготовления прототипов. Партнерами конкурса стали пять предприятий НХП региона: ЗАО «Хохломская роспись» (хохломская роспись), г. Семенов; ООО «Промысел» (хохломская роспись), д. Семино, Ковернинский район; ООО «Фабрика “Городецкая роспись”» (городецкая роспись), г. Городец; ЗАО «Гипюр» (вышивка «Нижегородский гипюр»), г. Чкаловск; Семейная мастерская Щипановых (чернолощеная керамика), г. Балахна.

Теперь изделия нижегородских НХП, созданные в коллаборации с российскими дизайнерами в рамках конкурса «Дизайн и ремесло», будут представлены на пекинской неделе дизайна в Китае.

«Ежегодно пекинскую неделю дизайна посещают более пяти миллионов человек, – пояснил Александр Югов. – Стенд Moscow Design Pavilion будет расположен на одной из самых престижных площадок мероприятия – Design China Beijing, где будут представлены последние тренды мирового дизайна и лучшие образцы локальных брендов. Это отличный шанс заявить о наших народных художественных промыслах».

С сожалением участники форума отмечали, что на предприятиях НХП негативно сказывается снижение покупательной способности населения, наплыв дешевых китайских подделок, уменьшение числа иностранных туристов, на которых приходилась значительная доля продаж.

Руководитель департамента предпринимательства и туризма Нижнего Новгорода Андрей Моисеенко рассказал, что администрация города намерена стимулировать предпринимательское сообщество активнее реализовывать проекты в сфере творческой экономики.

«Речь идет о новом активно развивающимся формате взаимодействия с потребителем – инклюзивных пространствах, объединяющих торговые и выставочные площади, а также мастерские, в которых непосредственно производится продукт: ремесленные изделия, предметы декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов. Подобно тому как современный горожанин стремится к безбарьерной среде, современный потребитель стремится в органически связанные пространства бытования городской культуры», – пояснил он.

По мнению Андрея Моисеенко, мастера не всегда понимают, как им выйти на рынок, зачастую не владеют навыками в сфере маркетинга. Предприниматели, в свою очередь, нуждаются в уникальных продуктах, но не всегда информированы о предложении ремесленников и испытывают методологические затруднения во взаимодействии со сферой НХП, не видят схем включения народного искусства в свой прикладной бизнес-процесс. Этот организационный и понятийный разрыв необходимо преодолеть.

Об этом говорили и другие участники форума. В частности, представительница туристической фирмы рассказала, что туристы хотят приобрести либо недорогой компактный сувенир, который удобно трансформировать, либо какую-то полезную вещь стоимостью от 1,5 до 3 тысяч рублей. «Но совсем не то, что у многих десятилетиями пылится на полках, переходя по наследству от родителей, – добавила она. – Востребовано все то, что может быть использовано в быту, надето в качестве украшения, привезено в качестве ручной клади, если речь идет о перевозке подарков».

В качестве успешного примера, как может развиваться предприятие народных художественных промыслов, приводился опыт работы фабрики «Хохломская роспись». Здесь помимо традиционных изделий выпускается широкая линейка новинок. Это и дизайнерские украшения, платки, аксессуары, сумочки, которые украсят наряд любой стильной женщины, стильные интерьерные новинки и современная, удобная детская мебель. Каждый месяц на фабрике появляется что-то новое.

Не секрет, что именно хохломская продукция у многих иностранцев ассоциируется с символом России и редкий торжественный прием обходится без вручения памятных нижегородских сувениров.

Кстати, на форуме основатель всероссийского конкурса «Туристический сувенир» и национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards Геннадий Шаталов получил в подарок хохломской глобус с надписью «Нам нужен мир! …и желательно весь!».

Причем эксперты отмечали, что российские народные промыслы вызывают значительный интерес во всем мире, так как многие страны просто не смогли сохранить свое творчество. Нижегородская область обладает одним из самых мощных творческих потенциалов в стране. Почти половина всех российских мест бытования народных художественных промыслов находится в нашем регионе.

Для популяризации народных промыслов в качестве эксперимента эксперты предложили разрисовывать фасады многоэтажек и даже украшать поверхность дорожных чемоданов, чтобы роспись и узоры окружали нас на улицах или запестрели в международных аэропортах.

Валентина Дашкова, главный художественный эксперт АО «Хохломская роспись», заслуженный художник России:

– Нет настоящего без прошлого. То, что мы делаем сейчас, это современная роспись, но любая импровизация в хохломе привязана к определенным традициям. У нас зарегистрировано более 1700 патентов на авторские изделия. Огромное количество образцов продукции представлено на нашем сайте. Выпускаются современная мебель и предметы интерьера, аксессуары. Изделия фабрики принимают участие в выставках и фестивалях, продаются в торговых центрах.

Геннадий Шаталов, основатель всероссийского конкурса «Туристический сувенир» и национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards:

– Мне нравится та линейка украшений, которую запустила «Хохломская роспись». Покупатели зачастую не разбираются в нюансах росписи, называя узнаваемый рисунок общим понятием «хохлома». Это определенный бренд страны. С одной стороны, в Семенове повторяют тот самый народный промысел, но там и популяризируют рисунок в современных идеях. Этим нужно гордиться и больше рассказывать, а другим производителям – учиться, потому что у них подобного нет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №38 от 11 сентября 2019

Заголовок в газете: Чего хотят люди от мастеров

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру