А когда музыка заканчивалась снаружи, она никуда с тем не девалась, но оставалась еще какое-то время звучать внутри. Такое музыкальное послевкусие, которое, я уверена, уносили с собой в поездах люди, случайно попавшие на концерт Нижегородского камерного хора.
Этот концерт открыл марафон культурных событий на Автозаводе в рамках стартовавшей в начале года программы «Культурный район». Суть ее в том, чтобы за ближайшие четыре года каждый из восьми районов Нижнего на полгода побывал событийным центром города.
Культура в Нижнем имеет центростремительное движение – все основные события происходят в центре, в кремле и чуть-чуть вокруг. Остальным районам достается меньше внимания, меньше ресурсов, в том числе информационных и профессиональных.
В результате проведенной в декабре прошлого года жеребьевки с января по август 2019 года «культурным районом» и центром притяжения различных культурных событий было Сормово, а с середины августа стал Автозавод. Концерт камерного хора в метро – первое мероприятие марафона культурных событий.
«Если говорить о том, что нас сподвигло на эту акцию, то это, конечно, концерты в Московском метрополитене, – рассказала Елена Прыткова, администратор и пресс-секретарь камерного хора “Нижний Новгород”. – Там давно уже проходят не только флешмобы, но и серьезные мероприятия: на станциях расставляются стулья и звучит музыка с участием хоров, оркестров, было дело, даже представлялись целые оперы, – нам есть куда стремиться».
Впрочем, традиции концертов в Нижегородском метрополитене уже почти пять лет, возможно, не так масштабно, как в Москве, но в нашей подземке тоже периодически звучит музыка. Первопроходцами в 2014 году был Нижегородский молодежный хор Максима Иванова, потом Капелла мальчиков имени Сивухина, хор музыкального училища, а совсем недавно на станции «Московская» выступал вокальный ансамбль «Любава». Так что «Хоровой экспресс» можно считать не началом, а продолжением истории.
А вот программа концерта, составленная из произведений современной академической музыки, лично для меня стала некоторой неожиданностью. «Честно говоря, когда мы подавали заявку на грант, программа выглядела несколько иначе, – призналась Елена Прыткова. – Мы предлагали в основном популярную музыку, обработки романсов, эстрадные песни, немного классики. Но во время обсуждения Анна Гор, один из руководителей программы, посоветовала нам выбрать для исполнения что-то более необычное, что-то такое, чем наш хор мог заинтересовать слушателей, а именно современную академическую музыку. В итоге мы исполняем музыку конца XX – начала XXI веков, произведения современных композиторов – Десятникова, Шнитке, Сивухина, Ольги Шайдуллиной и некоторых других».
С вопросом, не слишком ли это смело – предлагать людям, возвращающимся домой после первой смены на автозаводе, послушать не самую простую для понимания современную академическую музыку, – я пошла уже к самой Анне Гор. «Ну не “Сормовскую же лирическую” там петь, – улыбнулась она в ответ на мои опасения. – Понимаете, 15 минут музыки в режиме полной необязательности – это совсем не страшно, никто же не заставляет стоять и слушать, правда? Стоят и слушают только те, кого это зацепило».
А в результате зацепило очень многих. Я своими глазами видела, как уставшие люди пропускали несколько поездов (которые в нашем метро ходят совсем не так часто, как в той же Москве), чтобы услышать, что еще споют эти красивые и талантливые люди, странным образом оказавшиеся в метро в такое неожиданное время. Некоторые подходили после выступления к участникам хора поговорить, а были и те, кто проехал по всем трем станциям: «Автозаводская», «Комсомольская» и «Парк культуры».
На каждой станции хор исполнял новые произведения, программа была составлена таким образом, что вещи не повторялись. И пусть тот же Альфред Шнитке не самый простой для понимания композитор, но, услышав его произведения в исполнении прекрасных голосов камерного хора под серыми сводами метро, я вдруг поняла и приняла, что именно эта музыка была там более всего уместна и никакая попса, даже от классики, не совпала бы со временем окончания первой смены на автозаводе лучше, чем музыка наших современников. Все остальное было бы фальшивой нотой, если вы понимаете, о чем я.