Проблему нижегородского гидроузла обсудили на совещания с премьер-министром России

Приволжские регионы обсуждали проблему в закрытом режиме

Злободневный для многих нижегородцев вопрос строительства нижегородского гидроузла обсуждался 30 августа в Астраханской области на совещании, которое проводил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Оно было посвящено развитию водохозяйственного комплекса и шире – оздоровлению Волги. Участвовали главы всех приволжских регионов.

Приволжские регионы обсуждали проблему в закрытом режиме
Фото: Евгений Алексеев

Однако подробности дискуссии по гидроузлам в стенограмме на официальном портале правительства РФ отсутствуют, а речь шла о гидротехнике и на канале имени Москвы, и на Рыбинском, Городецком, Саратовском, Чебоксарском, Самарском гидроузлах.

Как отметил сам глава российского кабмина, «тут есть известные проблемы и даже споры о том, что строить и как строить».

Так что можно делать определенные выводы и допустить, что окончательное решение по нижегородскому узлу еще не принято.

Но и с «очисткой» воды в Волги тоже не все гладко. По словам чиновников, при рассмотрении конкретных проектов выяснилось, что нужно больше внимания уделять строительству коллекторов для сбора сточных вод с подключением их к уже существующим очистным сооружениям, о чем говорил и нижегородский губернатор. Правда, хватит ли действующих мощностей, в каждом случае требуются конкретные расчеты, актуальные, грамотные проекты, на что указывал Дмитрий Медведев.

Напомним, что до 2024 года регионы должны втрое сократить объем загрязненных сточных вод, которые сбрасываются в Волгу и ее притоки, с 3,17 до 1,05 куб. км, прежде всего за счет строительства и модернизации коммунальных очистных сооружений. На эти цели предусмотрено более 140 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета – около 85 млрд.

Хотя, например, в случае с Бурнаковской низиной, которая, вероятно, почти вся является источником нефтяных загрязнений, очень трудно технически найти вариант оздоровления такой большой территории. Локальные очистные могут снять только часть проблемы.

Обсуждали ли этот ключевой для Нижнего вопрос – тоже неизвестно.

При этом, по словам Медведева, нужно «сделать более жесткой систему контроля и штрафы за несанкционированный сброс сточных вод – как от предприятий, так и от отдельных граждан». И он же поставил на вид регионам, которые переносят реализацию части проектов и использование федсубсидий на следующий год (Нижегородская область попросила о переносе 250 млн рублей на 2020-й. – Ред.). «Вообще это неправильно, надо деньги выбирать, иначе у нас никакая работа не пойдет», – заявил он.

Но, кроме того, отрадно, что федеральный центр понимает причину маловодья на Волге и собирается ее решать: создавать защитные леса (Татарстан уже готов начать уже в 2020 году), чистить берега, каналы, углублять фарватер, провести реабилитацию притоков и водохранилищ, поднять со дна реки и утилизировать бесхозные затонувшие суда.

В то же время Москвой поставлена вполне конкретная задача. «Нужно постараться сделать Волгу судоходной везде, где это возможно, обеспечить гарантированную глубину судового хода не менее 4 м. Большое значение для экономики имеет и развитие пассажирского речного транспорта, запуск туристических круизов», – заявил Медведев.

Как пояснил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, по проекту «Оздоровление Волги» в 2019 году из федерального бюджета области выделено 3,279 млрд рублей. «Мы начали 23 мероприятия (они переходящие по срокам) общей сметной стоимостью 6 млрд рублей, это затронет девять районов и шесть городов, они будут осуществлены в установленные сроки, в этом нет никаких сомнений», – обещал он.

Однако, по словам Никитина, есть бюрократические причины, которые задерживают согласования проектов. Например, при рассмотрении дополнительных соглашений требуется повторно переподписывать документы в ключевых министерствах – в Министерстве строительства и Объединенной дирекции по строительству, затем в Минэкономразвития.

Кроме того, для представления в министерства сметной документации очень трудно найти объекты-аналоги, посетовал Никитин, хотелось бы, чтобы этого не требовали со стороны регионов. И ‒ по поводу строительства коллекторов. «Мы планируем построить коллектор из городского округа Навашинский до биологических очистных сооружений в рабочем поселке Досчатое городского округа Выкса, – рассказал нижегородский губернатор, – он стоит где-то 150 миллионов рублей. Если же мы будем строить или реконструировать собственные очистные сооружения в Навашинском, это будет стоить 500 миллионов рублей. Причем очистные сооружения в Досчатом позволяют переработать этот объем. Зачем строить очистные сооружения? Тем более водосток в Волгу будет вместо двух – один. Еще два примера. 42 миллиона ‒ стоимость очистных сооружений в селе Ясенцы Павловского района, а коллектор проложить ‒ всего 7 миллионов, в шесть раз дешевле. Но сейчас пока правила не позволяют этого делать».

Кроме того, по данным губернатора, три объекта из тех, которые сейчас находятся на рассмотрении в минэкономразвития, из-за того, что там есть коллекторы, планируют не согласовать и отклонить.

«По поводу проектной документации в целом у нас складывается ситуация, что мы по множеству направлений финансируем не те объекты, которые, может быть, было нужнее всего финансировать, а те, на которые есть проектная документация», – поясняет Никитин.

«А как выделять деньги? На те, которые важные, но без проектной документации? – поинтересовался Медведев. – Самый яркий пример – это проект по накопленному ущербу».

Никитин же отметил: «По одному из наших объектов 550 млн только проектная документация стоит. Или возьмем программу по туризму, которая сейчас рассматривается вместе с Ростуризмом и минэкономразвития, ‒ на 30 млрд потенциальных объектов, это значит 3 млрд проектная документация. Если кто-то полагает, что субъект сейчас выделит 3 млрд из собственных средств…»

При этом, продолжил Никитин, можно действовать быстрее, понятно, к примеру, что надо делать набережную в Городце, с этим все согласились. И что она не может стоить больше 400 млн. Всё, приняли решение, что делаем этот проект, и можно выделять средства на проектную документацию. У нас очень много за прошлые годы разработано проектной документации, которая лежит на полке, она не получила поддержки», – добавил он.

«А если получится, что проект неудачный и экономически неэффективный?» –снова уточнил Медведев.

Но Никитин заверил, что можно на уровне предпроекта, техзадания понимать параметры проекта.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 4 сентября 2019

Заголовок в газете: Что строить и как строить для судоходства на Волге?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру