Школьная форма – единообразие или отличительный признак

Поскольку я из мира, в котором все школьники ходили в одежде установленного образца, идея введения с 2020 года национального стандарта школьной формы меня нисколько не удручает. Напротив, она кажется мне вполне достойной.

Школьная форма – единообразие или отличительный признак
Фото: idigitalcitizen.files.wordpress.com

Но здесь важен ответ на вопрос о том, как эта идея будет осуществлена. До сих пор любая форма, в том числе и форма воспитанников учебного заведения, являлась специальным знаком, отличавшим члена этой корпорации от других людей, в частности от учащихся других школ.

Скажем, в XVIII веке принадлежность человека к определенной группе фиксировалась внешними атрибутами, и самым ярким из них была форма одежды. Поэтому все учащиеся гимназий и университетов в дореволюционной России носили установленную государством форму. Носили мундиры и государственные служащие, и, естественно, военнослужащие.

Теперь же возникает необычная ситуация: государственные служащие будут ходить в обычной цивильной одежде, а детей обяжут носить форму. Встает вопрос: для чего тогда в принципе эта форма вводится, какую социальную функцию она должна выполнять?

В современном западном обществе, где образование, в том числе и школьное, носит кастовый характер, где его уровень и методики обучения жестко различаются по социальным стратам, обязательная форма является важнейшим атрибутом элитного учебного заведения.

То есть все частные школы имеют свои собственные стандарты формы. Это для учащихся элитных учебных заведений способ самоидентификации и способ отличать своих от чужих. Социальная функция школьной формы в этой ситуации абсолютно понятна.

В современных российских условиях эта социальная функция размыта, ее смысл утрачен. Она не несет ни регулятивной, ни смысловой, ни декларативной функции. Поэтому цель введения национального стандарта школьной формы непонятна.

Иногда говорят, что унификация одежды школьников поможет преодолеть внешние проявления неравенства в финансовой обеспеченности родителей. Мысль на первый взгляд здравая.

Однако логика развития общества ведет к тому, что среднее образование у нас будет таким же стратифицированным, как и в современных западных обществах. Дети состоятельных родителей не будут учиться в одних школах с детьми более низких социальных страт. Поэтому вышеназванная проблема внешних проявлений неравенства сама собой отмирает. Социальная однородность школьников приведет к тому, что одеваться они будут примерно на одном уровне.

Более того, именно эти элитные школы и будут, скорее всего, вводить свои собственные стандарты школьной формы. Общий стандарт школьной формы в таком случае теряет всякий смысл.

Поэтому инициаторам этого предложения следует ответить на простой вопрос: какую социальную функцию должна выполнять школьная форма, что она будет в конкретном случае означать и каким образом она будет регулировать поведение и отношения учащихся между собой и с обществом?

Со времен народничества в нас вшит код, подталкивающий нас к эгалитарности, к равенству, в том числе и во внешнем виде учащихся. Такая идеология, похоже, лежит в базе и обсуждаемых сегодня планов введения национального стандарта. Это происходит уже на инстинктивном уровне.

Однако достаточно задать простейший вопрос: почему именно элитарные учебные заведения вводят самые жесткие нормы школьной формы? – как эта идея показывает свою абсурдность.

Если вы за равенство – значит нужно сказать «нет» единой форме. Если вы за элитарное образование, тогда школьной форме нужно сказать «да» – но разной для всех учебных заведений, чтобы, не дай бог, никто не спутал учащихся элитной школы и простой государственной.

Автор: Александр Прудник, политолог

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру